Налоги, взносы, пошлины

Как отремонтировать офис и правильно учесть расходы

В процессе эксплуатации основные средства часто изнашиваются. Их восстановление может осуществляться с помощью ремонта, реконструкции или модернизации1. Постараемся разобраться в сути этих понятий и в том, как результаты проводимых работ отражать в бухгалтерском и налоговом учетах.

Остафий Ирина Борисовна, ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

В процессе эксплуатации основные средства часто изнашиваются. Их восстановление может осуществляться с помощью ремонта, реконструкции или модернизации1. Постараемся разобраться в сути этих понятий и в том, как результаты проводимых работ отражать в бухгалтерском и налоговом учетах.

Если фирма осуществляет в собственном офисе ремонт, то расходы возможно единовременно списать в периоде, в котором они были осуществлены2. В случае проведения модернизации или реконструкции затраты подлежат включению в первоначальную стоимость объекта и списываются через амортизацию3. Таким образом, при проведении работ следует учитывать тонкую грань между этими понятиями. Важен и тот факт, что в нормативных документах по бухучету слова «модернизация» и «реконструкция» не используются, не отрегулированы также определения видов ремонта, в том числе капитального. Однако данная терминология подробно разъяснена в НК РФ в целях налогового учета4.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции – переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению – комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Таким образом, к ремонтным работам относятся виды работ, после которых не улучшаются (не повышаются) показатели объекта. Однако практика показывает: данный вопрос является камнем преткновения в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку ошибочное отнесение расходов к ремонту или модернизации влечет за собой серьезные налоговые последствия, разрешаемые лишь в судебном порядке. Суды в принятии решений опираются не только на понятия, данные в НК РФ, но и на отраслевые документы по строительству. Фирме во избежание разногласий с налоговой инспекцией либо на случай возникновения спора и судебного разбирательства следует иметь ряд бумаг, подтверждающих вид произведенных работ.

Приведем некоторые из них.

  • Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утв. Постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123.
  • Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
  • Приложение N 3 «Перечень работ по текущему ремонту зданий и сооружений по зданиям», Приложение N 8 «Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений» к Постановлению Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.

Особенно важно правильное оформление проведенных ремонтных работ. Если они осуществлялись специализированной строительной фирмой, то в договоре подряда, сметной документации и первичных документах (актах выполненных работ и справки оценки стоимости КС-2 и КС-3) по возможности следует избегать таких понятий, как «модернизация» и «реконструкция»5. В противном случае указанные работы следует включать в состав амортизируемого имущества и в течение длительного периода списывать их стоимость через амортизацию, что для предприятия невыгодно.

Арбитражные суды в отношении классификации ремонтных работ часто встают на сторону налогоплательщиков.

Приведем примеры подобных решений.

1. Замена оконных переплетов ввиду их ветхости и бетонных полов, ремонт кровли, а также косметический ремонт помещения (побелка, покраска и пр.) относятся к ремонтным работам, поскольку не улучшают (не повышают) технические показатели объекта6.

2. В отношении отнесения сооружения металлической разгрузочной эстакады, позволяющей увеличить несущую способность существующего перекрытия (ригеля и ребристых плит), к ремонтным работам было отмечено, что усиление фундамента производилось в целях недопущения раскрытия имеющихся трещин тела бетона. Поэтому суд квалифицировал указанные работы как ремонтные7.

3. Оборудование отдельного входа не является реконструкцией даже несмотря на то, что в договоре работы классифицировались как реконструкция. Арбитры мотивировали свое решение тем, что произведенные переделки не повлекли за собой изменение основных технико-экономических показателей объекта8.

4. В результате произведенной замены напольного покрытия и оконных блоков, монтажа навесного потолка, окраски помещений, оклейки стен обоями и установки гипсокартонных перегородок не произошло улучшение ранее принятых нормативных показателей функционирования здания (срок полезного использования и т. д.) и изменение его технико-экономических показателей (качество, площадь помещений, вместимость и т. д.). Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что проведенные работы носят ремонтный характер, и затраты по ним подлежат включению в состав прочих расходов9.

5. Замена оборудования на более современное и частичная некапитальная перепланировка здания не являются реконструкцией и модернизацией здания как отдельного и цельного объекта учета основных средств. Следовательно, оснований для отнесения затрат на ремонт на счет 08 с последующим переносом этой суммы на счет 01 (увеличение первоначальной стоимости здания) нет10.

В заключение хочется отметить некоторые изменения для арендаторов в порядке учета капитальных вложений. Так, с 01.01.2006 г. в составе амортизированного имущества можно учитывать капитальные вложения в арендуемые объекты основных средств, произведенные с согласия арендодателя11.

На основании ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В случае, когда арендатор за счет собственных средств и с согласия арендодателя произвел улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды12.

При этом указанные капитальные вложения будут амортизироваться в следующем порядке13:

  • капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем;
  • капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Во избежание споров с налоговыми органами в отношении отнесения работ по восстановлению объектов основных средств и единовременному списанию расходов рекомендуем учитывать не только нормы бухгалтерского и налогового законодательств, но и отраслевые документы по классификации работ в строительстве. При этом особое внимание необходимо уделять составлению договоров, сметной документации и первичных документов.


1) п. 26 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01),
утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н;
п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н

2) п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. Приказом Минфина РФ
от 30.03.2001 N 26н; ст. 260 НК РФ

3) п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01),
утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н; ст. 257 НК РФ

4) п. 2 ст. 257 НК РФ

5) Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном
строительстве и ремонтно-строительных работ, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100

6) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2006 N А66-9230/2004

7) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2004 N А05-4953/05-19

8) Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.09.2002 N А11-1806/2002-К2-Е-871

9) Постановление ФАС Московского округа от 16.01.2003 N КА-А40/8739-02

10) Постановление ФАС Московского округа от 18.06.2003 по делу N КА-А40/3913-03

11) Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

12) п. 2 ст. 623 ГК РФ

13) п. 1 ст. 258 НК РФ, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ



Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию