Налоговые проверки

Встречная проверка: ваш план действий

Что можно предоставить инспекторам по вашему контрагенту.
Встречная проверка: ваш план действий

Что можно предоставить инспекторам по вашему контрагенту.

Для бухгалтера получить требование из налоговой инспекции – это не самое приятное событие. Сбор документов по требованию является дополнительной нагрузкой к текущей работе. А уж если вам приходит требование, в котором налоговики ссылаются на статью 93.1 НК РФ, то в этом случае к деталям необходимо проявить особое внимание.

В чем суть требования?

Налоговое требование со ссылкой на ст.93.1 НК РФ означает, что по вашему контрагенту проводится камеральная либо выездная проверка, либо налоговикисобирают информацию по нему в рамках мероприятий налогового контроля. Инспекторам важнопроверить реальность существования данного контрагента, а также реальность совершаемых им хозяйственных операций и понять не расходится ли информация о финансовой составляющей сделки у сторон, которые участвуют в сделке.

При этом требование организации выставляет именно та налоговая инспекция, где организация находится на налоговом учете, приложив к требованию копию поручения инспекции проверяемого налогоплательщика (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В поручении всегда должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов,а при истребовании информации относительно конкретной сделки должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

🛡️ Защита при налоговых проверках: практикум по всем видам контроля 
🔹Научитесь защищать компанию при налоговых проверках и избегать ошибок, которые могут привести к санкциям. 
🎓 Курс с выгодой до 76% — сейчас всего 4 900 ₽!

Что налоговики могут запросить по «встречке»?

Практически все, но, только то, что касается непосредственно деятельности проверяемого лица. Например, в требовании о предоставлении информации по вашему контрагенту ООО «Ромашка» налоговики не имеют право запрашивать все ваши договоры, заключенные в определенном периоде времени, или книгу продаж/книгу покупок за период, в котором не было взаимоотношений с ООО «Ромашкой», бухгалтерские регистры или ваше штатное расписание.

Таким образом, налоговики не имеют права запрашивать информацию и документы, которые прямо или косвенно не связаны с деятельностью проверяемого контрагента ООО «Ромашка». На такие границы полномочий налогового органа Минфин отдельно указал в своем письме№ 03-02-07/1-246 от 09.10.2012 г. Однако до сих пор некоторые инспекции запрашивают документы, не относящиеся к деятельности проверяемого контрагента, и многие бухгалтеры, не задумываясь, предоставляют все документы по запросу. Таким образом, они тратят больше своего времени на подготовку ответа. Кроме того, предоставленные документы, не относящиеся к деятельности проверяемого контрагента, могут привлечь  ненужное внимание уже к самому налогоплательщику.

Обычно налоговики запрашивают копии заключенных договоров, приложений к ним, спецификаций, накладных, актов, счетов-фактур, платежных поручений, сведения о должностных лицах, с которыми контактировали сотрудники вашей организации в период взаимоотношений.

В своем письме от 02.08.2018 г. № ЕД-4-2/14951@ ФНС России указывает на то, что в рамках запроса инспектор обоснованно имеет право запросить у организации документы, касающиеся ее работника, который взаимодействовал с сотрудниками проверяемой организации. Это может быть характеристика на данного работника и/или документы с его подписью. На сегодняшний день Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо ограничений по объему и составу необходимых для проверки документов.

Обратите внимание, что в требовании налоговики не всегда указывают точные реквизиты запрашиваемых документов, такой обязанности НК РФ для них не предусматривает, им достаточно ограничиться простым перечислением наименований документов. Однако, если запрос идет не просто о взаимоотношениях с вашим контрагентом за какой-то период, а по конкретной сделке, то для идентификации документов запрос должен содержать именно те данные, которые позволят вам четко и однозначно предоставить им этот документ.

Ответить или отказать?

Зачастую бухгалтеры, получив требование по встречной проверке, пытаются отказать в предоставлении документов, апеллируя это тем, что запрос выходит за пределы трехлетнего срока проверки. Но не все так просто: отказ в предоставлении документов здесь неуместен и даже чреват штрафными санкциями. Почему? Ограничения проверяемого периода, установленные в статье 89 НК РФ, относятся только к выездным проверкам в отношении самого налогоплательщика и никоим образом не распространяются на запросы, поступившие в отношении ваших контрагентов. Это подтвердил Минфин РФ в своем письме от 23.11.2009 г. № 03-02-07/1-519 и до настоящего времени его позиция по этому вопросу не изменилась. Поэтой причине, за непредставление документов, либо за несообщение об их отсутствии (что случается на практике), организации может грозить штраф.

Штрафные санкции

В письме ФНС России от 27.06.2017 г. № СА-4-9/12220@ указаны статьи НК РФ, которые предусматривают штраф и определяютего размеры:

  • За непредставление или несвоевременное представление документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФпредусмотрен  штраф в 10 000 рублей (п.2 ст. 126 НК РФ).

  • За непредставление или несвоевременное представление документов, относительно конкретной сделки проверяемого налогоплательщика на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ – штраф 5 000 рублей (п.1 ст. 129.1 НК РФ).

Если организация собирается исполнять полученное требование, то обратите внимание на послабления в сроках предоставления ответа, которые теперь есть у бухгалтеров. Срок исполнения требования до последнего времени был ограничен пятью рабочими днями, следующими за днем получения требований. Однако с 6 сентября 2018 года срок предоставления документов в рамках встречной проверки увеличен до десяти рабочих дней (Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ).

Также нужно иметь в виду, что налоговая инспекция по результатам встречной проверки не предоставит вашей организации свое решение, т.к. полученные сведения остаются в материалах проверки по проверяемому налогоплательщику, а не по его контрагентам.

Однако нарушения, которые выявлены в ходе проведения «встречки», могут стать причиной проведения проверки уже в вашей организации. Чтобы избежать этого развития событий, я бы рекомендовала при получении из налоговой требования со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ, связаться с контрагентом, чтобы проверить правильно ли составлена и идентична ли информация в имеющейся у обеих сторон документах.

Требований из налоговой бояться не надо. Это рабочая ситуация. Соблюдение вышеописанной конкретики напомнит вам границы полномочий налоговиков, защитит вас от штрафов  и покажет путь, по которому можно выстроить рабочее сотрудничество с налоговыми органами.

Начать дискуссию