Кто владеет информацией, тот владеет миром! Видимо, налоговые органы решили собрать всю имеющуюся информацию о налогоплательщике из всех возможных источников. При этом действующее налоговое законодательство и так предоставляет налоговикам целый ряд субъектов для получения информации о налогоплательщике: это и сам налогоплательщик, его контрагенты, а также банки, в которых открыты счета, – не говоря уже об открытых источниках информации (таких, как СМИ, Интернет).
Теперь к этому списку добавились аудиторы. О том, какую информацию о своих клиентах и в каких случаях аудиторы обязаны предоставлять налоговым органам, и поговорим.
Рекомендации ОЭСР
С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2018 № 231‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Закон вносит изменения в ст. 82 НК РФ и вводит в Налоговый кодекс новую ст. 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)».
Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, он разработан в целях реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по итогам первой фазы обзора законодательства РФ в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения. Однако сами положения указанных рекомендаций, а также обоснования, из которых бы вытекала необходимость наделения российских налоговых органов новым правом, в пояснительной записке к законопроекту не приводятся. Также не содержится в ней информации о том, как реализовано (и реализовано ли) соответствующее положение в других государствах, в частности санкционирован ли доступ налоговых органов к аудиторской тайне в государствах, входящих в ОЭСР.
Приведенный документ представлен на официальном сайте Минфина (размещен 30 октября 2012 года) и называется «Об утверждении доклада ОЭСР, подготовленного по итогам первой фазы обзора соответствия нормативной правовой базы Российской Федерации, регулирующей вопросы обмена информацией для целей налогообложения, критериям ОЭСР». Поскольку на основании данного документа принят Федеральный закон № 231‑ФЗ, логично рассмотреть его основные положения.
К сведению:
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – это международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Основана 30 сентября 1961 года. На сегодняшний день 35 стран являются членами ОЭСР. Россия не является членом данной организации.
Доклад ОЭСР был подготовлен по итогам первой фазы обзора соответствия нормативной правовой базы РФ, регулирующей вопросы обмена информацией для целей налогообложения, критериям ОЭСР. Обзор, проведенный экспертами ОЭСР, показал, что российское законодательство в целом требует наличия необходимой налоговой информации у субъектов экономической деятельности, содержит механизмы, позволяющие обеспечить доступность к этой информации со стороны налоговых органов, а также предусматривает эффективные механизмы обмена информацией с компетентными органами партнеров РФ по соответствующим международным соглашениям.
Кроме того, в докладе отмечено, что Россия имеет широкую сеть из 86 международных соглашений об избежании двойного налого-
обложения, позволяющих осуществлять обмен информацией налогового характера с зарубежными партнерами. При этом 50 из указанных соглашений соответствуют наиболее современным стандартам, разработанным ОЭСР в области обмена информацией для целей налогообложения.
Среди значимых шагов в области урегулирования законодательных вопросов налоговой транспарентности и обмена налоговой информацией, предпринятых Россией в рамках подготовки к прохождения первой фазы обзора Глобального форума, были отмечены присоединение России в 2011 году к многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам и законодательное закрепление обязанности банков предоставлять информацию налоговым органам по банковским счетам клиентов, если это предусмотрено действующими международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
А теперь о рекомендациях по внесению изменений в законодательство, которые, по мнению экспертов ОЭСР, необходимо реализовать в ближайшее время.
В части положений законодательства, регулирующих требования о наличия информации, были даны следующие рекомендации:
– установить законодательные требования к предоставлению налоговым органам актуальной информации о структуре собственности и идентификационных данных собственников в отношении иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ, в том числе в отношении обществ и товариществ;
– предусмотреть законодательное требование о предоставлении налоговым органам актуальной информации, обеспечивающей идентификацию участников простого товарищества в любой момент времени;
– обеспечить во всех случаях доступность для компетентных органов РФ информации, идентифицирующей учредителей, попечителей и бенефициаров иностранных трастов, управление которыми осуществляется в РФ или попечители которых являются резидентами РФ;
– принять меры по идентификации владельцев любых сберегательных книжек на предъявителя в любой момент времени, а не только при приеме или выдаче денежных средств.
В части обеспечения доступа к информации приведена рекомендация обеспечить в налоговых целях доступ к информации, относящейся к категории «аудиторская тайна».
В части процедур обмена информацией обзор содержит ряд рекомендаций по совершенствованию процедур обмена информацией в рамках действующих в настоящее время соглашений об избежании двойного налогообложения, а также приведению соглашений к современным стандартам.
Несмотря на то, что с 13 марта 2014 года процесс вступления Российской Федерации в ОЭСР временно приостановлен, рекомендации ОЭСР по внесению изменений в законодательство претворяются в жизнь: с 2019 года доступ налоговым органам к информации, относящейся к аудиторской тайне, будет обеспечен.
Порядок истребования документов у аудиторов
Порядок истребования документов (информации) у аудиторов будет регулироваться ст. 93.2 НК РФ. Одновременно Федеральный закон № 231‑ФЗ дополняет п. 4 ст. 82 НК РФ следующей нормой: в целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных ст. 93.2 НК РФ.
У кого можно истребовать документы? Документы (информация) могут быть истребованы как у аудиторских организаций, так и у индивидуальных аудиторов, исключений в данном случае нет, поэтому далее речь будет идти об аудиторах.
Какой налоговый орган и на каком основании может истребовать документы у аудитора? Истребовать документы вправе должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации или индивидуального аудитора. Основанием в названной ситуации будет решение руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа об истребовании документов (информации). Налоговый орган по месту учета аудитора направляет указанному лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии соответствующего решения.
Какие документы (информация) могут быть истребованы у аудитора и в каких случаях? У аудиторов налоговым органом могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика в соответствии с НК РФ и не были им представлены в налоговый орган в установленном порядке при проведении в отношении него выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Отметим, что в данном случае речь идет не только о документах налогоплательщиков, но и о документах плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента.
Кроме этого, важно, что на сегодняшний день законодатель по общему правилу ограничил налоговиков правом истребования документов у аудиторов только двумя ситуациями – непредставление налогоплательщиком документов, истребованных в ходе выездной налоговой проверки и проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
В этом случае указанное выше решение должно содержать следующие сведения:
– реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребования документов (информации) у аудитора, предмет проверки и период, за который она проводится;
– дата направления налогоплательщику требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);
– сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации) проверяемым налогоплательщиком, о получении от указанного лица уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или о его отказе от представления запрашиваемых документов (информации);
– сведения об аудиторе, проводившем аудит или оказывавшем прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги за периоды, входящие в периоды проверки, – наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;
– реквизиты или иные сведения, позволяющие аудитору идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).
Логично уточнение о том, что требование о представлении документов (информации) с приложением копии указанного решения направляется налоговым органом аудитору после истечения срока представления в установленном порядке документов (информации) налогоплательщиком.
Но пунктом 3 ст. 93.2 НК РФ установлен еще один – особый – случай, когда налоговики вправе истребовать документы (информацию) у аудиторов: при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
При поступлении такого запроса решение об истребовании документов должно содержать следующие сведения:
– реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);
– сведения о наличии в запросе компетентного органа иностранного государства (территории) запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации;
– сведения об аудиторе, проводившем аудит или оказывавшем прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, за периоды, входящие в периоды проверки, – наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;
– реквизиты или иные сведения, позволяющие аудитору идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).
Должен ли аудитор при получении требования о представлении документов (информации) информировать своего клиента? О том, должен ли аудитор информировать своего клиента о получении требования налоговиков о представлении документов (информации) о нем, в ст. 93.2 НК РФ ничего не сказано, за исключением случая получения запроса компетентного органа иностранного государства.
Аудитор вправе информировать лицо, в отношении которого получен запрос компетентного органа иностранного государства (территории), о получении соответствующего требования налогового органа и о передаче касающейся его информации только в случае, если запрос компетентного органа иностранного государства (территории) не содержит запрета на такое информирование. Соответственно, если запрос содержит запрет на информирование аудитором своего клиента, то при соответствующем информировании аудитор нарушит действующее законодательство. При этом никакого наказания в указанном случае для аудитора на сегодняшний день не установлено, по крайней мере, НК РФ.
Таким образом, аудитор может проинформировать своего клиента о получении соответствующего требования налоговиков, а может и не проинформировать. Выбор остается за аудитором. И данный выбор зависит от степени доверительности отношений между аудитором и клиентом. Есть еще вариант – прописать соответствующие положения об обязательности информирования клиента в случае получения требования в договоре на оказание аудиторских услуг.
Сроки представления истребуемых документов. Истребуемые документы (информация) представляются аудитором налоговому органу в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования с учетом положений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 93 НК РФ. Таким образом, порядок представления истребуемых документов
аудитором стандартный.
Заключение
Итак, с 2019 года законодатель наделил налоговые органы полномочиями по истребованию у аудиторов полученных ими документов о налогоплательщике. Соответственно, область применения понятия «аудиторская тайна» сузится.
До рассматриваемых новшеств в п. 4 ст. 82 НК РФ было сказано, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в том числе в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Теперь допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторов документов (информации) в случаях, предусмотренных ст. 93.2 НК РФ.
При этом новая норма не потребовала внесения изменений в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности»: в п. 3 ст. 9 «Аудиторская тайна» сказано, что аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные названным законом, за исключением случаев, предусмотренных этим и другими федеральными законами.
Таким образом, была выполнена рекомендация ОЭСР в части обеспечения доступа к информации, а именно обеспечение в налоговых целях доступа к информации, относящейся к категории аудиторской тайны.
Теперь в случае, если документы не представлены налогоплательщиком налоговому органу в установленном порядке, налоговый орган наделяется правом истребовать у аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг документы (информацию), служащие основанием для исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, при проведении налоговой проверки или на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Каковы последствия рассмотренных новшеств?
В ходе обсуждения данного законопроекта были высказаны опасения о том, что реализация новых положений может привести к снижению востребованности аудиторских услуг и в первую очередь услуг, оказываемых мелкими и средними аудиторскими организациями. Например, велика вероятность того, что истребованная документация (информация) может быть представлена аудитором некорректно или содержать ошибочное суждение последнего, что может быть использовано налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля.
Кроме этого, было указано на такие возможные негативные последствия принятия законопроекта, как:
– ухудшение качества представляемой в налоговые органы налоговой отчетности вследствие сокращения использования услуг добровольного аудита и других сопутствующих услуг по повышению эффективности деятельности организаций;
– снижение полноты раскрываемой перед аудиторами информации (с возможностью ее сведения до уровня документов и информации, представляемой в рамках налогового контроля) и, как следствие, потеря ценности аудита для пользователей финансовой отчетности;
– снижение уровня доверия к отчетности российских публичных компаний и к заключениям аудиторов.
Одновременно отмечалось, что законодательством РФ о налогах и сборах налоговым органам уже предоставлен широкий механизм действий, обеспечивающий доступ налоговых органов к документам (информации) налогоплательщика, в том числе в рамках проводимых мероприятий налогового контроля. При этом за воспрепятствование в проведении указанных мероприятий предусмотрена налоговая и административная ответственность.
С приведенными опасениями можно только согласиться. Добавим, что законодатель в ст. 93.2 НК РФ использует формулировку «документы (информация)». Если под «документом» понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, то понятие «информация» четко не определено, нет его и в НК РФ.
Если под «информацией» понимать любые сведения независимо от формы их представления, то налоговики могут истребовать у аудиторов не только документы, предоставленные налогоплательщиками при аудиторской проверке, но и любую информацию, любые сведения, полученные при проведении данной проверки и имеющиеся у аудитора.
Остается открытым вопрос о том, где налоговики будут брать сведения о проведенных аудиторских проверках. Если сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, то по добровольному аудиту подобного реестра нет. Поскольку далеко не все налогоплательщики подпадают под требование об обязательном аудите, не всегда налоговый орган будет располагать информацией о наличии у такого налогоплательщика договора с аудитором и о его предмете. Можно предположить, что этот вопрос будет урегулирован позднее.
В заключение хотелось бы поднять еще один вопрос – о том, что вступление в силу предлагаемых Федеральным законом № 231‑ФЗ изменений предусматривается с 1 января 2019 года без конкретизации того, за какие налоговые периоды у аудиторов могут быть истребованы документы (за налоговые периоды после вступления в силу федерального закона либо за налоговые периоды до его вступления в силу).
Напомним, что согласно ст. 13 Федерального закона № 307‑ФЗ при оказании аудиторских услуг аудиторы обязаны в том числе обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории РФ, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории РФ.
При оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг аудиторы обязаны обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных или составленных аудиторской организацией и ее работниками, не менее трех лет после отчетного года. Соответственно, в принципе налоговики могут запросить у аудиторов документы (информацию), не полученные у налогоплательщиков в ходе налоговых проверок, и за прошлые периоды. И при наличии соответствующих документов аудиторы должны будут представить их налоговикам.
Начать дискуссию