Все возмущаются, что письмо ФНС про аннулирование отчетности нарушает закон, но оно, тем не менее, действует и по нему работают инспекторы. Узнайте, как защититься.
В п. 5 ст. 80 НК РФ есть требование, предусматривающее, что налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
В развитие положений данной нормы НК РФ ФНС России опубликовано письмо от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства», получившее большой резонанс в правовой среде на предмет обсуждения обоснованности изложенных в нем мер профилактики нарушений норм законодательства, которые выражаются в возможности аннулирования поданных деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций.
Изначально необходимо сообщить, что по замыслу ФНС России, изложенная в письме № ЕД-4-15/13247 мера по аннулированию налоговой декларации не должна касаться добросовестных налогоплательщиков, между тем, зная качество работы территориальных налоговых органов, а также их периодическое чрезмерное усердие в исполнении указаний ФНС России, нельзя исключать, что процедура аннулирования деклараций может затронуть и совершенно законопослушных налогоплательщиков.
По существу, письмо ФНС России № ЕД-4-15/13247 представляет собой инструкцию для территориальных налоговых органов о порядке реализации процедур по реализации деклараций, подписанных неуполномоченными или неустановленными лицами, т.е. лицами, которых подозревают в номинальном участии в органах юридического лица.
В начале письма ФНС России определяет перечень налогоплательщиков, в отношении которых будут проводиться мероприятия по аннулированию деклараций. По мнению ФНС России в перечень таких налогоплательщиков должны попасть лица, обладающие следующими признаками:
— представляют уточненные налоговые декларации с некорректным порядковым номером корректировки;
— руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели уклоняются от явки на проведение допросов (более 2-х раз);
— допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов);
— руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели не проживают по месту регистрации;
— доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
— вновь созданные организации (дата создания (регистрации) 2017 год); организации на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляли «нулевую» отчетность;
— суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, удельный вес налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) составляет более 98%;
— организации не находятся по адресу регистрации; договора аренды с собственниками помещений не заключались;
— среднесписочная численность 1 человек, либо отсутствует;
— руководители организации не получают доходы, в том числе и в организации, руководителем которой являются;
— налогоплательщики изменяют место постановки на учет;
— внесены сведения о смене руководителя организации, незадолго до представления отчетности;
— отсутствуют расчетные счета в течение трех месяцев, с даты создания (регистрации) организации; расчетные счета закрыты;
— открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);
— движение денежных средств по расчетным счетам носит «транзитный» характер;
— расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации;
— установлено «обналичивание» денежных средств, не устранены расхождения предыдущих периодов;
— в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации, руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и другое.
Из представленного перечня следует, что под подозрением рискуют оказаться не только недобросовестные субъекты, но и все, кто не нравится территориальному налоговому органу, потому что пришли в инспекцию в сопровождении адвоката, не живут по месту регистрации, либо их представители живут в другом регионе, либо, когда некогда было явиться в налоговый орган ранее более 2-х раз и так далее, т.е. данный перечень признаков, изложенных ФНС России, вызывает больше вопросов, чем ответов.
Из данного перечня можно сделать вывод один: ряд признаков не имеет никакого отношения к вопросам исчисления и уплаты налогов, а также реализации обязанностей налогоплательщика, потому их присутствие в письме ФНС России выглядит избыточным.
ФНС России сформулировала далее перечень мероприятий для уличения номинальных руководителей, участников налогоплательщиков, имеющих, по мнению территориального органа «негативные» признаки, изложенные выше.
Так, налоговый орган может реализовать следующие действия:
— вызвать на допрос руководителя налогоплательщика, учредителей организации и лиц, подписавших декларации по доверенности;
— осмотреть помещения организации по адресу в ЕГРЮЛ с целью проверки его достоверности;
— истребовать у банков и удостоверяющих центров документы для проверки полномочий лиц, выступающих от лица организации;
— провести экспертизу документов и информации на машинных носителях (почерковедческую, автороведческую, технико-криминалистическую) для исключения представления фиктивных документов и для проверки достоверности подписей.
Соответственно, если налоговым органом проявлен интерес к налогоплательщику и его должностным лицам, реализуются вышеизложенные контрольные мероприятия, то разумно не препятствовать налоговому органу со словами «вы не имеете права», а убедить в добросовестности налогоплательщика путем содействия. Равно как и не стоит удивляться такого рода мероприятиям налогового контроля, которые ФНС России пытается возвести в новые правовые реалии. Разумный подход специалистов работников налогоплательщика — директора, бухгалтера, юриста в работе с территориальным налоговым органом в рамках вышеизложенных мероприятий будет способствовать нормальному продолжению деятельности налогоплательщика.
Конечно, известно мнение правового сообщества о том, что ФНС России в письме № ЕД-4-15/13247 отражены положения, нарушающие право на защиту, получение квалифицированной юридической помощи, а также абсурдный характер такого признака как непроживание по месту регистрации, чем нарушаются конституционные права граждан, тем не менее, письмо ФНС России № ЕД-4-15/13247 не оспорено, является действующим, а потому налоговые органы будут производить реализацию представленных полномочий, в связи с чем проще грамотно реагировать на действия налогового органа в рамках письма ФНС России № ЕД-4-15/13247, чем удивляться и твердить про беспредел. При этом, не надо забывать, что действия налогового органа по аннулированию декларации могут быть обжалованы налогоплательщиком.
Несмотря на весь перечень вызывающих вопросы положений письма ФНС России № ЕД-4-15/13247 инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль предусматривает, что декларацию инспекция может аннулировать, только если она установила один из пяти признаков:
— руководитель (уполномоченный представитель) признал, что он не участвует в деятельности организации, не подписывал декларацию, не выдавал доверенность иному лицу на право подписания и представления такой декларации в инспекцию;
— руководитель дисквалифицирован;
— декларация представлена уже ликвидированным юридическим лицом или ИП после окончания им предпринимательской деятельности (очевидно, подразумевается, что такие декларации представлены вне сроков, установленных для этого Налоговым кодексом);
— руководитель (уполномоченный представитель) недееспособен, умер или признан безвестно отсутствующим;
— гражданин, лично подписавший налоговую декларацию, находился на тот момент в местах лишения свободы.
Также необходимо обратить внимание, что установление оснований номинального участия в деятельности налогоплательщика является поводом для проверки наличия признаков преступления по ст. 173.2 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица.
Важно обратить внимание, что согласно инструкции, являющейся приложением к письму ФНС России № ЕД-4-15/13247 отзыву (аннулированию) подлежат актуальные налоговые декларации, у которых отсутствует дата окончания камеральной налоговой проверки. Положения инструкции не подлежат применению в отношении налоговых деклараций, по которым срок камеральной налоговой проверки завершен. При этом, только налоговые декларации по налогу на прибыль организаций, представленные за налоговый период — год, могут быть отозваны.
Инструкцией предусмотрено, что процедуре аннулирования декларации предшествует получение от вышестоящего налогового органа официального разрешения в виде докладной (служебной) записки на аннулирование декларации, после чего производится аннулирование.
Территориальному налоговому органу в обязанности вменена необходимость направления в адрес налогоплательщиков уведомления о признании налоговой декларации недействительной в срок, не превышающий 5 рабочих дне с момента аннулирования.
Содержание письма ФНС России № ЕД-4-15/13247 явно направлено на исключение из практики использования недобросовестных субъектов для целей получения налоговой выгоды, являющихся номинальными участниками, руководителями налогоплательщика и должно преследовать благие намерения.
Тем не менее, в практике налогового консультирования нередки случаи проведения мероприятий, указанных в письме ФНС России № ЕД-4-15/13247 с явным нарушением НК РФ. Так, бывали случаи допроса директора организации путем его принудительного выдворения из его жилого помещения в сопровождении инспектора и сотрудника полиции, все это сопровождалось речью о неизбежности уголовной ответственности и требованиями о подписании уже заранее изготовленных протоколов допроса с вопросами и необходимыми инспекции ответами, а данные руководителем организации показания о его участии в деятельности данной организации, деталях деятельности организации налоговый орган признал ложными без должных на то оснований. Естественно, данные действия являлись предметом судебного оспаривания, а указанный руководитель при последующих допросах пожелал принимать участие в нем в присутствии адвоката, юриста, так как это являлось последствием некорректного поведения сотрудников налогового органа и правоохранительных органов.
Зачастую осмотры помещений организации по адресу в ЕГРЮЛ с целью проверки его достоверности проводятся формально — путем осмотра наличия/отсутствия табличек при входе в офисные здания, без поиска и осмотра самих помещений налогоплательщиков. Также нередко встречались случаи проверки адреса путем опроса охранников на вахте многоэтажного офисного здания, и при получении ответа «обратитесь к собственнику здания», сотрудники инспекции составляли протоколы с указанием о недостоверности сведений ЕГРЮЛ об адресе организации.
Проведение разного рода экспертиз также зачастую вызывает вопросы на предмет соответствия назначения экспертизы порядку ст. 95 НК РФ, соответствия исследований экспертов установленным методикам, а также вызывает вопросы корректности выводов. По этим причинам, зачастую создается впечатление об использовании эксперта для целей представления инспекции нужного ответа, а не осуществления всестороннего, объективного исследования по поставленным вопросам.
Таким образом, изложенные в письме ФНС России № ЕД-4-15/13247 меры профилактики нарушений НК РФ зачастую реализуются ненадлежащим образом, вследствие чего возникают обоснованные опасения использования представленных в письме ФНС России № ЕД-4-15/13247 территориальным инспекциям полномочий не в соответствии с буквой закона, что требует участия квалифицированных бухгалтеров и юристов налогоплательщика в сопровождении изложенных мероприятий, чем будет обеспечено достижение подлинных целей принятия Письма ФНС России № ЕД-4-15/13247 — аннулирование деклараций налогоплательщиков, имеющих номинальных руководителей и участников.
Комментарии
1