Любая коммерческая организация с целью расширения взаимовыгодного сотрудничества со своими контрагентами и заключения новых хозяйственных договоров осуществляет расходы, связанные с приемом и обслуживанием представителей собственной и других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах, т.е. осуществляет представительские расходы.
И. КИРЮШИНА, АКДИ "Экономика и жизнь"
В состав представительских включаются также расходы организации по
приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета
директоров (правления) или другого аналогичного органа организации.
Нормы бухгалтерского законодательства не содержат понятия "представительские
расходы".
Таким образом, в настоящее время организациям следует
руководствоваться перечнем представительских расходов, приведенным в ст.
264 НК РФ.
К представительским расходам относятся расходы, связанные с
проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного
мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением,
буфетным обслуживанием во время переговоров, оплатой услуг переводчиков,
не состоящих в штате организации.
Проводиться подобные мероприятия (официальный обед, ужин и пр.)
могут либо непосредственно в самой организации, либо с выездом на
предприятие общественного питания, либо с этой целью организуется
командировка работника в другую организацию, и т.д.
Оформление первичных документов
Как любая другая хозяйственная операция, проведение представительских мероприятий в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) должно оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов.
Документальное оформление представительских расходов состоит из
нескольких этапов:
1) оформление так называемых подготовительных документов;
2) оформление уточняющих ( конкретизирующих) документов;
3) оформление документов, подтверждающих фактическое расходование
денежных средств.
Представительские расходы - это планируемые и целевые расходы.
На первом этапе в организации составляется и протоколом общего собрания учредителей (акционеров) утверждается смета представительских расходов на отчетный год.
На этом же этапе целесообразно издать внутренние
организационно-распорядительные документы (например, приказы руководителя
организации), регламентирующие:
- перечень официальных лиц организации, имеющих право участвовать в
переговорах, а следовательно, получать под отчет средства на
представительские расходы;
- порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы;
- порядок расходования средств на представительские расходы;
- документальное оформление представительских расходов;
- порядок осуществления контроля над расходованием и списанием
средств на представительские расходы;
- нормирование отдельных видов представительских расходов.
На втором этапе составляются внутренние оправдательные документы,
непосредственно связанные с проведением конкретного представительского
мероприятия. К таким документам, на наш взгляд, можно отнести:
- приказ руководителя о назначении ответственного за проведение
официального мероприятия;
- приказ о направлении приглашения на деловую встречу, который
должен содержать цель прибытия представителей сторонней организации;
- программа проведения деловой встречи с указанием даты, места и
сроков проведения деловой встречи, ФИО участников со стороны организации
и со стороны приглашенных и их должностей, утвержденной сметы
представительских расходов.
На третьем этапе ответственным лицом оформляются и представляются в
бухгалтерию организации документы, подтверждающие фактическое
расходование денежных средств на проведенное мероприятие:
- отчет о расходах на проведение деловой встречи;
- авансовый отчет с приложенными документами, подтверждающими
произведенные расходы.
Такими документами являются: счета предприятий общественного
питания, товарные чеки, чеки ККМ, документы об оплате транспортных
расходов, документы об оплате услуг переводчика и т.д.
Все первичные документы должны соответствовать требованиям п. 2 ст.
9 Закона N 129-ФЗ.
Бухгалтерский учет
Как было указано выше, документы, регулирующие порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организации, не содержат понятия "представительские расходы".
Но если понесенные организацией затраты по своему характеру можно
отнести к представительским, то к ним применимы общие правила признания
затрат расходами (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы
организации" ПБУ 10/99 ).
При формировании себестоимости продукции (работ, услуг)
представительские расходы согласно пунктам 5 и 7 ПБУ 10/99 учитываются в
качестве коммерческих (управленческих) в составе расходов по обычным
видам деятельности. В бухгалтерском учете представительские расходы не
нормируются, т.е. в полном объеме включаются в состав затрат.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) представительские расходы отражаются по дебету счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетами раздела VI "Расчеты", например 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и т.д.
Налогообложение
налог на прибыль организаций
При исчислении налога на прибыль расходами признаются экономически
оправданные и документально подтвержденные затраты организации,
произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Согласно подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ в числе прочих расходов,
связанных с производством и реализацией, учитываются и представительские
расходы при условии соответствия их критериям, перечисленным выше.
Порядок включения затрат, произведенных организацией на прием и обслуживание лиц, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, в состав представительских расходов определен п. 2 ст. 264 НК РФ. Положения этого пункта применяются к официальным лицам организации, представителям организаций-контрагентов и организаций - потенциальных партнеров, участникам, прибывшим на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа организации.
К представительским относятся расходы организации на проведение
официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия),
транспортное обеспечение доставки принимаемых лиц к месту проведения
представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и
обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг
переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода
во время представительских мероприятий.
Не относятся к представительским расходы на организацию развлечений,
отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Представительские расходы организации принимаются в целях
налогообложения прибыли в размере, не превышающем 4% от расходов на
оплату труда за отчетный (налоговый) период.
"Сверхнормативные" суммы представительских расходов согласно п. 42 ст. 270 НК РФ не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
В том случае, если организация определяет доходы и расходы методом начисления, ее представительские расходы относятся к косвенным расходам, которые в полной сумме включаются в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Следует отметить, что база при исчислении предельного размера представительских расходов, учитываемых в целях налогообложения (сумма расходов на оплату труда), считается нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по представительским расходам, включаемым в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций.
Так как представительские расходы согласно п. 2 ст. 264 НК РФ учитываются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
Налоговые вычеты производятся организацией - покупателем товаров (работ, услуг) при принятии их на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и документов, подтверждающих факт уплаты налога при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Следует иметь в виду, что в расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой ( п. 4 ст. 168 НК РФ).
При отсутствии счета-фактуры НДС к вычету не принимается. При этом выделенная отдельной строкой в расчетных документах сумма НДС не может быть включена и в расходы при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 170 НК РФ). Если в первичных учетных и расчетных документах сумма НДС не выделена, то расчетным путем она не выделяется.
Пример
Торговая организация в 2003 г. с целью поддержания дальнейшего
сотрудничества с организациями-покупателями провела два официальных
приема.
В I квартале 2003 г. организован официальный ужин в загородном
ресторане, сумма счета - 9000 руб. (в том числе НДС - 1500 руб.). Для
доставки гостей туда и обратно организация воспользовалась услугами
автотранспортного предприятия, стоимость услуг - 1200 руб. (в том числе
НДС - 200 руб.).
Счета оплачены организацией в безналичной форме, счета-фактуры и
акты выполненных работ от поставщиков услуг получены, услуги оказаны.
В III квартале 2003 г. менеджер по закупкам был направлен в
командировку в другой город с целью установления контактов с новым
поставщиком. Программа командировки содержит всю необходимую информацию
для признания затрат представительскими расходами и утверждена приказом
директора организации.
Работнику выданы из кассы денежные средства, которые были
израсходованы им вместе с представителем потенциального поставщика в ходе
банкета, что подтверждено счетом ресторана на сумму 1000 руб. (НДС не
выделен) и чеком ККМ.
В IV квартале 2003 г. в собственном офисе был организован второй
прием. Для этого приобретены в магазине продукты питания, алкоголь на
общую сумму 7000 руб., а затем ответственным лицом представлен в
бухгалтерию авансовый отчет на эту сумму, предварительно выданную из
кассы, к которому приложены чеки ККМ (НДС не выделен, счет-фактура
отсутствует).
Расходы на оплату труда в организации за 2003 г. составили:
в I квартале - 80 000 руб.;
во II квартале - 85 000 руб.;
в III квартале - 85 000 руб.;
в IV квартале -100 000 руб.
Налоговый период по НДС - квартал.
Регистр-расчет суммы представительских расходов, учитываемых для целей налогообложения за январь - декабрь 2003 г.
(руб.)
Отчетный период |
Сумма пред- ставительс- ких расходов (без НДС) |
Сумма расходов на оплату труда |
Норматив представи- тельских расходов (гр. 3 х 4%) |
Сумма представи- тельских расходов, включаемых в состав прочих расходов, нарастающим итогом |
Сумма представи- тельских расходов, включаемых в состав прочих расходов в текущем квартале |
I квартал |
8 500 |
80 000 |
3 200 |
3 200 |
3 200 |
Полугодие |
8 500 |
165 000 |
6 600 |
6 600 |
3 400 |
9 месяцев |
9 500 |
250 000 |
10 000 |
9 500 |
2 900 |
Год |
16 500 |
350 000 |
14 0000 |
14 000 |
4 500 |
По итогам 2003 г. организация сможет включить в состав прочих
расходов только 14 000 руб., а 2500 руб. не будут учтены при
налогообложении прибыли.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки.
В I квартале 2003 г.:
Дебет 44 Кредит 60
- 7500 руб. - отражены расходы на проведение официального ужина с
представителями покупателя;
Дебет 19 Кредит 60
- 1500 руб. - отражена сумма НДС по расходам на проведение ужина;
Дебет 60 Кредит 51
- 9000 руб. - оплачен счет ресторана;
Дебет 44 Кредит 60
- 1000 руб. - отражены расходы на транспортное обслуживание
представителей покупателя;
Дебет 19 Кредит 60
- 200 руб. - отражена сумма НДС на транспортное обслуживание
представителей покупателя;
Дебет 60 Кредит 51
- 1200 руб. - оплачены услуги транспортной организации;
Дебет 68 Кредит 19
- 640 руб. - принята к вычету сумма НДС по представительским
расходам в пределах нормы*.
Во II квартале 2003 г.:
Дебет 68 Кредит 19
- 680 руб. - принята к вычету сумма НДС в пределах норматива**.
В III квартале 2003 г.:
Дебет 71 Кредит 50
- 1000 руб. - выданы денежные средства из кассы на проведение
банкета с представителем потенциального поставщика;
Дебет 44 Кредит 71
- 1000 руб. - отражены представительские расходы на проведение
банкета;
Дебет 68 Кредит 19
- 380 руб. - принята к вычету сумма НДС в пределах норматива***.
В IV квартале 2003 г.:
Дебет 71 Кредит 50
- 7000 руб.- выданы денежные средства из кассы на проведение
официального приема;
Дебет 44 Кредит 71
- 7000 руб. - отражены расходы на проведение официального приема в
составе представительских расходов.
------------------------
* Норматив расходов за I квартал - 3200 руб. (80 000 руб. х 0,04).
Общая сумма представительских расходов за I квартал без НДС - 8500 руб.
Сумма НДС, подлежащая вычету, рассчитывается следующим образом:
3200 руб. : 8500 руб. х 1700 руб. = 640 руб.
** Норматив расходов за полугодие - 6600 руб. Общая сумма расходов
за полугодие без НДС - 8500 руб.
Сумма НДС, подлежащая вычету, рассчитывается следующим образом:
6600 руб. : 8500 руб. х 1700 руб. - 640 руб. = 680 руб.
*** Норматив расходов за 9 месяцев - 10 000 руб. Общая сумма
расходов за 9 месяцев без НДС - 9500 руб. Поскольку фактически
приведенные расходы меньше норматива, организация имеет право на вычет
всей суммы НДС:
1700 руб. - 640 руб. - 680 руб. = 380 руб.
Начать дискуссию