Бюджетный учет

Учетная политика учреждений: что изменится

Формирование учетной политики всегда было вотчиной и исключительной обязанностью главного бухгалтера. Но с 2019 года эту исключительность придется разделить с учредителем.

Формирование учетной политики всегда было вотчиной и исключительной обязанностью главного бухгалтера. Но с 2019 года эту исключительность придется разделить с учредителем.

Субъект или объект

Согласно пункту 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Организациям госсектора при разработке своей учетной политики с 1 января 2019 год следует руководствоваться Федеральным стандартом учета «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 №  274н, далее - СГС УП), в разделе III которого изложены основные подходы по формированию, утверждению и изменению учетной политики.

В пункте 8 СГС УП указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а затем она утверждается руководителем субъекта учета. Однако с 2019 года формирование учетной политики главным бухгалтером будет означать лишь внесение в нее тех норм и требований, которые будут установлены учредителем. При этом главному бухгалтеру, конечно, можно будет что-то уточнить с учетом своих особенностей, но только в тех рамках, которые будут установлены свыше.

Об этом прямо сказано в пункте 7 СГС УП, где указано, что субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций, руководствуясь … нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

Далее в том же пункте сказано, что в случае если в отношении какого-либо объекта не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, то субъект учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом публично-правового образования, определяет учетную политику исходя из требований Стандарта «Концептуальные основы».

Необходимость согласовывать свои действия в отношении учетной политики с учредителем установлена и в пункте 13 СГС УП, согласно которому изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Аналогичные разъяснения содержатся и в пунктах 4 и 6 Методических указаний по применению СГС УП, доведенного письмом Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее – Методические указания).

Поскольку в соответствии с пунктом 2 приказа Минфина от 30.12.2017 №  274н СГС УП применяется с 1 января 2019 года, то уже в этом году при формировании учетной политики на 2019 год следует согласовывать ее положения с требованиями учредителя и соответствующего финансового органа.

Идеал

Чтобы выполнить требования СГС УП, учредитель должен был заранее разработать определенные методические рекомендации и довести их до подведомственных учреждений в ноябре-декабре текущего года. Но в это время учредители заняты сводной квартальной отчетностью, формированием бюджетов и другими важными делами. Да и ситуация с выходом нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на федеральном уровне, довольно сложная. Поэтому можно предположить, что соответствующие рекомендации учредители подготовят только в течение 2019 года, и формировать свою учетную политику  учреждениям придется «по старинке».

Однако, если следовать положениям СГС УП, то общий порядок формирования учетной политики учреждениями выглядит следующим образом:

Схема 1. Общий порядок формирования учетной политики учреждения

Как уже было сказано выше, согласно пункту 13 СГС УП изменение учетной политики учреждения допускается только с согласия учредителя и соответствующего финоргана. При этом отмечается, что такое согласие необходимо, только в случае, когда изменения не связаны с изменением законодательства, отраслевых стандартов и иных  нормативных правовых актов. Однако трудно предположить ситуацию, когда происходят изменения законодательства, стандартов и нормативных актов, и главный бухгалтер без оглядки на требования учредителя самостоятельно вносит изменения в учетную политику. Это было бы недальновидно с его стороны. Кроме того, скоропалительность и необдуманность такого решения главного бухгалтера подведомственного учреждения может осложнить формирование сводной отчетности учредителем. Поэтому и в такой ситуации главному бухгалтеру лучше дождаться «зеленой ракеты» учредителя, а потом вносить необходимые изменения в локальные акты.

С учетом сказанного общий порядок внесения изменений в течение отчетного периода в учетную политику учреждения может выглядеть так:

Схема 2. Общий порядок внесения изменений в течение отчетного периода в учетную политику учреждения

Очевидно, что согласование с учредителем внесения изменения в учетную политику заключается не только в применении или уточнении норм законодательства, но и определения момента, с которого их следует применять в учете. Если изучить норму законодательства главный бухгалтер может самостоятельно, то только учредитель должен установить дату, с которой ею следует руководствоваться. Такая дата должна быть единой для всей сети подведомственных учреждений.

Об этом говорится и в пункте 15 СГС УП, где указано, что оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения. Об этом же Минфин упоминает и в пункте 6 Методических указаний.

Прошлое и будущее

В пункте 12 СГС УП названы случаи изменения учетной политики:

а) изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) формирования или утверждения субъектом учета новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;

в) существенного изменения условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на субъект учета полномочий и (или) выполняемых им функций.

Согласно пункту 13 СГС УП все изменения в учетную политику производятся с начала года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Обратите внимание! Важно не только внести изменения в учетную политику в установленном порядке, но и дать оценку в денежном измерении последствиям таких изменений. Об этом говорится в пункте 15 СГС УП.

По общему правилу согласно пункту 16 СГС УП последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства, стандартов и нормативных актов отражаются в бухгалтерском учете и отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление отчетности.

Но, в случае, когда этими нормативными правовыми актами не определены требования по отражению последствий изменения учетной политики, то такие последствия отражаются в отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики согласно требованиям пункта 17 СГС УП. Другими словами, если в нормативных актах не указана конкретная дата, с которой следует учитывать изменения, то такие изменения в учете и отчетности производятся задним числом с начала года.  Однако отметим, что принимать такое решение следует по согласованию с учредителем.

А в пункте 19 СГС УП указаны случаи, когда ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным.

Обратите внимание! Изменения учетной политики в стоимостной оценке, возникшие в отчетном периоде, отражаются ретроспективно с корректировкой входящих остатков в форме баланса и других формах отчетности по строкам, отражающим финансовый результат. В пункте 9 Методических указаний подробно описан порядок такой корректировки.

При ретроспективном применении изменений в учетную политику за прошлые годы СГС УП не предполагается пересмотр, замена и повторное представление пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности. В этой ситуации производится только оценка в денежном измерении последствий таких изменений.

Очевидно, что оценить в денежном выражении последствия изменения учетной политики можно в основном лишь приблизительно (оценочно) либо на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения. Все это и относится к понятию оценочного значения, введенным пунктом 6 СГС УП.

Напомним, что оценочное значение – это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения.

Производить оценку последствий изменений в учетную политику бухгалтеру придется не только задним числом, но и, заглядывая в будущее. Об этом говорится в пункте 18 СГС УП: в случаях, когда оценку … последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов … осуществить не представляется возможным, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Другими словами, когда бухгалтер не найдет слов о прошлом, у него нет иного варианта кроме, как высказаться о будущем. А про то, какие методики или способы он будет делать в настоящем, стандарт умалчивает.

Согласно пункту 20 СГС УП последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенные изменения на отчетные показатели показателей, учреждением раскрываются в Пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Таким образом, в соответствии с требованиями стандарту главному бухгалтеру потребуется приобрести новые навыки по приблизительной оценке тех или иных изменений в учетной политике. Очевидно, что все эти приблизительные «прикидки» требуют рассуждения и времени, которого у бухгалтеров и без этого не хватает. Следовательно, бухгалтерам стоит здраво оценить последствия принимаемых ими решений до внесения соответствующих изменений в учетную политику.

Заключение

Несмотря на то, что в СГС УП используется термин «субъект учета», но начиная с 2019 года учреждения, скорее, становятся объектами при формировании своей учетной политики. И то насколько тщательно учредитель будет отслеживать все изменения в законодательстве, а потом оперативно доводить свою позицию до подведомственных учреждений, будет определяться гибкость той политики, которую главный бухгалтер будет проводить при ведении бухгалтерского учета.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию