Большинство точечных изменений НК облегчат жизнь налогоплательщиков, но основной минус в виде повышения ставки НДС до 20% не сравним по значимости со всеми появившимися положительными нововведениями. Гид подготовили эксперты TaxCoach.
НДС |
||
Повышение ставки НДС до 20% Новую ставку НДС компании будут применять по товарам, работам, услугам, отгруженным или реализованным с 1 января 2019 года. Комментарий taxCOACH®: в 2004 году ставка НДС была понижена с 20 до 18 % и вот, спустя 14 лет, обратное повышение. Обещание не повышать цены на «жизненно важные товары», видимо, легко объясняется сохранением ставки НДС 10 % на продукцию для детей, хлеб-молоко. Все как бы логично: не повышается НДС - не повышаются цены. Но так, к сожалению, не бывает. Стоит ли говорить, что неизбежная инфляция даст повышение цен не на 2%, а, минимум, на 8-10%. Это снизит покупательную способность и, как следствие, спрос, а значит еще больше затормозит рост производства и... конечно экономики в целом. |
Начало действия, основание 1 января 2019 г. Пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018г № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
Уточнен порядок определения налоговой базы по НДС при получении авансов в счет предстоящей передачи имущественных прав Корректировки актуальны для случаев уступки имущественных прав, например, задолженности по договорам поставки, по договорам долевого участия и инвестирования. Налоговой базой по НДС при их передаче является разница между ценой приобретения и ценой реализации. Здесь изменений нет. При этом, ранее было неясно, надо ли исчислять НДС с предварительной оплаты (аванса) в счёт будущей уступки прав. Минфин полагал, что: (А) надо исчислить НДС со всей суммы аванса (что, на минуточку, экономически необоснованно, ведь налоговая база при реализации имущественных прав - это только «наценка») и (Б) уплатив такой повышенный НДС, цедент (кредитор) не может принять его к вычету. То есть, в случае возникновения НДС с реализации при переходе имущественных прав, сумму налога нельзя уменьшить на налог, уплаченный с аванса (положения п. 8 ст. 171 НК РФ не распространялись на имущественные права). Возможно только провести зачёт или возврат. Итого, сумма НДС, пропорциональная себестоимости имущественного права, замораживается. Налогоплательщики с такой позицией не соглашались и исчисляли НДС только в момент перехода имущественных прав со справедливой налоговой базы, то есть с разницы между ценой приобретения и ценой реализации. Изменения решают описанные разногласия: порядок уплаты НДС при реализации имущественных прав унифицировали с порядком уплаты НДС за товары, работы, услуги: Во-первых, в случае предварительной оплаты НДС уплачивается только с разницы, да еще и пропорционально оплате. Во-вторых, вычет авансового НДС осуществляется в обычном порядке. Комментарий taxCOACH®: поправки закрепили статус-кво между налоговым органом и налогоплательщиком, устранив почву для сомнений и споров. |
Начало действия, основание 1 октября 2018 г. Абзац 5 пункта 1 статьи 154, пункт 8 статьи 171, пункт 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
Документооборот по экспортным операциям упрощен Из списка документов, обосновывающих применение нулевой ставки НДС, исключены копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов. Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ теперь такие документы нужно предоставлять только при вывозе припасов, либо при выявлении каких-либо несоответствий со стороны налоговых органов. Не нужно будет каждый раз предоставлять и долгосрочные контракты, как это было раньше, если они уже есть в налоговой инспекции. Также упрощен порядок подтверждения ставки 0% при экспорте через обособленные подразделения: теперь в основном контракте можно сделать пометку, что поставка производится через такое подразделение. Отдельный договор для этого не нужен. Комментарий taxCOACH®: судя по всему, принятые изменения являются результатом налаженного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами путем создания единой информационной базы, к чему данные органы так долго стремились. |
Начало действия, основание 1 октября 2018 г. Статья 165 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Письмо ФНС РФ от 31 июля 2018 г. № СД-4-3/14795@ |
|
Перечень субъектов, применяющих заявительный порядок возмещения НДС, расширен Сегодня право на заявительный порядок возмещения НДС имеют компании, у которых совокупная сумма налогов, уплаченных за три предшествующих календарных года, составляет 7 млрд. руб. С 1 октября 2018 года этот порог снижается до 2 млрд. руб. на основани подпункта 1 п.2 ст. 176.1 НК РФ. Комментарий taxCOACH®: заявительный порядок возмещения НДС представляет собой зачет (возврат) налога, осуществляемый до завершения камеральной проверки декларации. Изначально его придумали, чтобы упростить жизнь крупным налогоплательщикам. Теперь таких лиц должно стать больше, но это все равно не представители среднего бизнеса. |
Начало действия, основание 1 октября 2018 г. Статья 176.1 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
Аннулирование деклараций по НДС со всеми вытекающими последствиями Канули в лету времена, когда декларации по НДС можно было отправить по почте. Но еще свежи воспоминания, как налоговые органы отказывались их принимать и ждали, кто придет отстаивать интересы налогоплательщика. Это были времена выявления «фирм-однодневок» в «ручном режиме». С тех пор и декларации подаются в электронном виде, и АСК «НДС-2» в полуавтоматическом режиме помогает выявлять несостыковки в декларациях по НДС, но «право не принимать декларации» не дает покоя ФНС. В данном Письме ФНС РФ раскрывает механизм адаптации этого «права» к современным реалиям: если налоговый орган придет к выводу, что декларация подана неуполномоченным лицом, то декларация аннулируется в программном комплексе. Вывод этот может быть сделан в ходе начатой камеральной проверки, если компания имеет типичные признаки «фирмы-однодневки», а руководитель дисквалифицирован, дал «отказные» показания или вовсе находится в местах лишения свободы. Комментарий taxCOACH®: «креатив» налоговых органов поражает. После аннулирования декларации автоматически следует претензия к контрагентам (покупателям) такого налогоплательщика из-за «разрывов» в декларации. То есть, по плану ФНС, декларации могут быть уже на этапе камерального контроля признаны непредставленными, что автоматически влечет отказ в вычете (без доказывания реальности сделки, недобросовестности и пр.). Для принципиальных налогоплательщиков напоминаем позицию КС РФ, изложенную в Определении от 23.04.2015 № 736-О: налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после ее принятия налоговым органом, в рамках проведения камеральной налоговой проверки. Таким образом, нельзя начать проводить проверку декларации, в ходе которой прийти к выводу о ее подписании неуполномоченным лицом и аннулировать целиком. Допрос руководителя также возможен только в рамках проверки (камеральной или выездной - ст.90 НК РФ). Таким образом аннулирование декларации или отказ в ее приеме препятствует вызову на допрос. |
Основание Письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. №ЕД-4-15/13247 |
|
Налоговое администрирование |
||
Сокращен общий срок камеральной проверки Сроки проведения камеральной проверки в п.2 ст 88 НК РФ в отношении деклараций по НДС сократили с трех до двух месяцев со дня её подачи. Увеличение срока до трех месяцев допускается при наличии признаков возможного нарушения закона, например, при расхождении данных в счетах-фактурах у покупателя и продавца. Комментарий taxCOACH®: это, безусловно, позитивный момент для налогоплательщиков, у которых теперь появится возможность скорейшего получения из бюджета денежных средств в случае заявления права на возмещение НДС. НО: ничего не мешает налоговому органу продлить срок, заподозрив «признаки» нарушения. По итогам проверки нарушения могут быть и не выявлены, но сроки возмещения налога в итоге останутся прежними. |
Начало действия, основание 3 сентября 2018 г. Пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
При повторной ВНП нельзя перепроверять все операции
До осени, если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию, уменьшающую сумму уплачиваемого налога, то налоговый орган при повторной выездной проверке вправе полностью перепроверить операции за данный налоговый период, запросив любые документы. С 3 сентября налоговый инспектор вправе проверять только обоснованность уменьшения налога, то есть конкретные показатели, повлиявшие на изменение суммы налога или увеличение убытка (подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ). Комментарий taxCOACH®: например, если в уточнённой декларации уменьшили сумму доходов, а сумму расходов не корректировали, то налоговый орган при повторной ВНП праве проверить только обоснованность уменьшения суммы доходов, без перепроверки обоснованности расходов, которые должны были быть им изучены при первой ВНП. |
Начало действия, основание 3 сентября 2018 г. Пп.2 п.10 ст.89 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
Налоговый орган обязали вручать свидетелю протокол его допроса
|
Начало действия, основание 3 сентября 2018 г. Пункт 6 статьи 90 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
Увеличены некоторые сроки истребования документов налоговым органом
|
Начало действия, основание 3 сентября 2018 г. Пункт 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
Дополнительные мероприятия налогового контроля будут оформляться отдельным актом Налоговые органы обязали составлять отдельный акт по проводимым дополнительным мероприятиям налогового контроля со всеми приложениями к нему в виде всех исследованных материалов и вручать его налогоплательщику в течение 5 рабочих дней. Норма появилась в пунктах 6.1-6.2 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Ранее этого не требовалось. А у налогоплательщика появилось право предоставить в течение 15 дней возражения по такому дополнительному акту с приложением дополнительных доказательств, подтверждающих возражения. Комментарий taxCOACH®: появляется возможность заранее получить акт по дополнительным мероприятиям налогового контроля и подать на него возражения, а не узнавать о результатах уже в ходе их рассмотрения в налоговом органе. Это позволит налогоплательщику сформировать более обоснованную позицию в споре с ФНС.
|
Начало действия, основание 3 сентября 2018 г. Пункты 6.1-6.2 статьи 101 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
С нового года контролируемых сделок станет меньше С 1 января 2019 года контролируемых сделок станет меньше. С нового года сделки между взаимозависимыми компаниями на ОСН не контролируются независимо от суммы, при условии отсутствия «особых» обстоятельств: разные ставки налога на прибыль, уплата НДПИ, применение ЕСХН или ЕНВД, освобождение от обязанности уплаты налога на прибыль, применение инвестиционного налогового вычета и др. При наличии таких условий суммовой порог остался в прежнем размере - 1 млрд. рублей. При этом по-прежнему не контролируются сделки между лицами, одновременно удовлетворяющими следующим требованиям:
Комментарий taxCOACH®: соответственно, не контролируются сделки между взаимозависимыми компаниями на ОСН при отсутствии «особых» обстоятельств, а также между зарегистрированными в одном субъекте, не уплачивающими ЕНВД и НДПИ и не имеющими «обособок» и убытков. Кроме того, все сделки с лицами, применяющими УСН, будут так же находиться вне контроля по специальным правилам НК РФ (их выручка, по умолчанию, не может быть 1 млрд. руб.). При этом не стоит забывать, что ничто не мешает налоговому органу проконтролировать уровень цен между взаимозависимыми субъектами, если возникнет цель доказать получение необоснованной налоговой выгоды при хозяйственных отношениях между ними. |
Начало действия, основание Вступает в силу с 3 сентября 2018года, применяется с 1 января 2019 года при исчислении налога на прибыль Статья 105.14 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
Налоговые органы получили доступ к аудиторской тайне
Налоговый кодекс дополнен новой статье 93.2. Согласно ей у налоговых органов появляется право истребования документов у аудиторских организаций в случае непредоставления документов самим налогоплательщиком во время налоговой проверки, а также при исполнении запроса иностранного государства. Комментарий taxCOACH®: данное нововведение может использоваться только при отказе налогоплательщика предоставить запрошенные документы. Согласитесь, случаев такого отказа с одновременным наличием документов у аудиторов не так уж и много. Скорее всего, это будет касаться предбанкротного состояния налогоплательщика, когда вообще уже никакие документы никуда не предоставляются. Кроме того, решение об истребовании документов у аудиторской организации вправе принимать только руководитель ФНС и его заместители, поэтому считаем, что такой инструмент контроля не будет использоваться слишком часто. Данное нововведение направлено прежде всего на исполнение Россией своих международных обязательств по обмену налоговой информацией с иностранными государствами по международным запросам. |
Начало действия, основание 1 января 2019 г. Федеральный закон от 29.07.2018г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ» Информационное сообщение Минфина России от 03.08.2018 N ИС-аудит-23 |
|
Налог на имущество организаций |
||
Отменен налог с движимого имущества С 01 января 2019 года движимое имущество вообще не будет облагаться налогом. Платить налог на имущество и отчитываться по нему будут только владельцы недвижимости. Об этом говорит исключение слова «движимое» из п. 1 ст. 374 НК РФ. Комментарий taxCOACH®: данный налог никак не дает покоя законодателям. Так, до 2018 года ввели льготу для движимого имущества, принятого на учет после 1 января 2013 года. С 2018 года решение вопроса о применении пониженных ставок было отдано на откуп региональным властям. А через несколько месяцев налог на движимое имущество и вовсе отменят. Законодатель явно в поиске. Для налогоплательщиков пока что такие изыскания - только в лучшую сторону. |
Начало действия, основание 01 января 2019 г. Пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
Налог на прибыль |
||
Ставки налога на прибыль в части, уплачиваемой в региональный бюджет, могут повыситься С 2019 года субъекты РФ будут лишены права устанавливать пониженные ставки налога на прибыль по собственному желанию. Напомним, что сегодня они могут делать это с 17% долей, поступающей в региональные бюджеты, путем снижения её до 12,5% для отдельных категорий налогоплательщиков. Действующие региональные законы о пониженных ставках будут действовать до 2023 года. Комментарий taxCOACH®: сколько-нибудь существенным такие новшества назвать нельзя, т.к. имеющиеся льготы и так охватывали не слишком большой круг лиц. Например, в Свердловской области действует ставка 13,5 % по налогу на прибыль для производственных кооперативов или некоммерческих организаций, либо для хозяйственных обществ, уставный капитал которых на момент создания составляет не менее 10 млн руб., созданных после 01.01.2011г. в течение первых пяти лет деятельности. |
Начало действия, основание 01 января 2019 г. Абзац 5 пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
Страховые взносы |
||
Действующая ставка в 22% сохраняется бессрочно, а вот льготу для упрощенцев отменят Как указано в подпункте 1 пункта 2 статьи 425 НК РФ, установленный ранее временный (до 2021г) тариф страховых взносов в размере 30% (в т.ч. 22% в пенсионный фонд) становится теперь постоянным. Напомним, ранее предполагалось, что с 2021 года он должен составить 34%, при этом на пенсионное страхование расходы составили бы 26%, что в итоге могло вызвать рост себестоимости товаров, работ, услуг. Это хорошая новость, но есть и плохая. Упрощенцы, осуществляющие отдельные виды деятельности, которые сегодня платят всего 20% страховых взносов, со следующего года будут платить также как все - 30%. Ранее действовавшие пониженные тарифы продлили лишь для малой доли организаций (некоммерческой и благотворительной сферы). Комментарий taxCOACH®: к сожалению, хорошую новость мало кто оценит, поскольку сейчас совокупные взносы и так составляют 30%. А вот плохая новость будет ощутимой: упрощенцы получат резкое увеличение нагрузки на ФОТ. |
Начало действия, основание 1 января 2019 г. Подпункт 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса РФ в редакции Федеральный закон от 03.08.2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах» Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и статью 20 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» |
|
Госрегистрация юрлиц и ИП |
||
За однократное предоставление исправленных документов в случае первоначального отказа в регистрации не нужно платить госпошлину С 1 октября 2018 года у бизнеса появляется возможность повторно не уплачивать госпошлину при получении отказа в госрегистрации, если успеть представить недостающие или исправленные документы в течение 3 месяцев с момента получения отказа. Подробнее: пункт 3 статьи 9 Закона РФ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Комментарий taxCOACH®: казалось бы, мелочь, а приятно! Такое право предоставляется для однократной повторной подачи. Ранее поданные документы, не требующие исправлений, подавать не надо. Сэкономить получится, если вы подали неполный пакет документов (например, при внесении изменений в Устав ООО не приложили лист изменений в Устав), если допустили опечатку в форме заявления (например, в форме на регистрацию ИП ошиблись в номере дома при указании адреса регистрации), если не заверили документы нотариусом, в случаях когда этого требуется по закону о государственной регистрации юридических лиц. |
Начало действия, основание 1 октября 2018 г. Федеральный закон от 30.10.2017 г. № 312-ФЗ дополняется статью 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юр. лиц и ИП» пунктом 7. |
|
Отменяется уплата госпошлины при электронной регистрации юридических лиц и ИП При подаче электронных документов для госрегистрации юрлиц и ИП, изменений в учредительные документы, ликвидации юрлица и прекращения деятельности ИП не надо платить госпошлину. При личном обращении в регистрирующий орган и оформлении бумажного заявления размер и порядок уплаты госпошлины сохраняются. Комментарий taxCOACH®: для подачи электронных документов возможно воспользоваться сервисом ФНС https://www.nalog.ru/create_business/. Для этого необходимо получить личную электронную подпись, список выдающих её центров вот по этой ссылке minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/. Стоимость оформления электронной подписи у всех разная: от 650 руб. и выше. При подписании документов усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя посещение нотариуса не требуется, а следовательно, удастся сэкономить и на его услугах. |
Начало действия, основание 1 января 2019 г. Статья 333.35 Налогового кодекса РФ в редакции Федеральный закон от 29.07.2018 г. № 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
Наследственные фонды |
||
Наследственный фонд - что это? С 1 сентября 2018 г. наследодатели могут указать в завещании, что создают так называемый наследственный фонд. Это новая форма юридического лица, учреждаемая нотариусом после смерти гражданина в течение 1 года со дня открытия наследства с последующей передачей туда всего наследственного имущества по воле самого умершего. Учредителем будет наследодатель, но выгодоприобретателями могут являться реальные наследники, которые будут получать доходы от деятельности фонда. При этом порядок назначения управляющих фондом определяет сам наследодатель в своем завещании. Комментарий taxCOACH®: фактически данный инструмент предназначен для состоятельных людей, владеющих значительными активами (бизнес-структурами, группами компаний и т.п.), управление которыми требует профессиональных знаний и умений, а также предпринимательского опыта. Наследственный фонд позволит собственникам, с одной стороны, защитить бизнес от нерадивых наследников, передав бразды правления в руки профессионального управленца, а с другой - обеспечить имущественные интересы семьи после своей смерти. Инструмент новый и как себя покажет - неизвестно. Единственной и главной задачей (и проблемой!) наследодателя в данном случае будет являться правильное оформление завещания, в котором следует детально прописать все нюансы деятельности наследственного фонда. |
Начало действия, основание 1 сентября 2018 г. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ» от 29 июля 2017 г. дополняет Гражданский кодекс РФ статьями 123.17-123.20-3 |
|
Административная ответственность |
||
У юридического лица появилась возможность освободиться от ответственности за «коммерческий подкуп» Юридические лица теперь смогут освободиться от административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ за «коммерческий подкуп» - передачу незаконного вознаграждения должностному лицу или руководителю коммерческой организации, максимальный размер штрафа по которой (на минуточку!) составляет не менее 100 млн. руб. Это будет возможно по аналогии с освобождением от уголовной ответственности физического лица при даче взятки, если такое лицо поспособствует раскрытию преступления. Но хорошей новости, как всегда, сопутствует плохая. Если юридическое лицо все же привлекут к ответственности, то административное наказание может теперь сопровождаться арестом имущества такой организации на сумму, сопоставимую с суммой штрафа. Комментарий taxCOACH®: в случае если такая ситуация все же произошла с вашей компанией, хорошим подспорьем может стать наличие локальных нормативных актов (например, Кодекса этики поведения персонала), разработанных в целях профилактики коррупции. Это хоть и не освободит от административной ответственности, но поможет её смягчить. |
Начало действия, основание 14 августа 2018 г. Федеральный закон от 03 августа 2018г № 298-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» дополняет примечание к статьей 19.28 КоАП РФ пунктом 5 |
Начать дискуссию