Расчеты с работниками

Выплаты за дни ухода за ребенком-инвалидом в бюджетной организации

Как проводить расчеты по выплатам среднего заработка.

Вопрос. Работнице бюджетного учреждения в соответствии со ст. 262 ТК РФ предоставляются дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом. Облагаются ли данные выплаты НДФЛ и страховыми взносами? Как в бухгалтерском учете учреждения отразятся операции по начислению и выплате среднего заработка за указанные дни?

НДФЛ. Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Оплата дополнительных выходных дней не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона № 81-ФЗ[1].

Президиум ВАС в Постановлении от 08.06.2010 №1798/10 признал, что оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц работнику для ухода за ребенком-инвалидом обложению НДФЛ не подлежит в силу п. 1 ст. 217 НК РФ как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, которая имеет характер государственной поддержки, производится за счет бюджета ФСС и может рассматриваться как выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством. Исходя из Письма Минфина РФ от 10.07.2018 № 03-04-05/47688 ФНС начиная со дня размещения в установленном порядке в полном объеме указанных актов и писем судов при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов, согласно которым НДФЛ с указанных выплат не удерживается.

Выплата работнику среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом и уплата страховых взносов с указанных сумм осуществляются за счет средств бюджета ФСС.

Страховые взносы. Суммы среднего заработка, выплачиваемые учреждением за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, относятся к выплатам, производимым в рамках трудовых отношений, и облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. В Письме Минфина РФ от 24.07.2018 № 02-06-10/51872 указано, что в силу п. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ[2] финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами на основании ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС.

НДФЛ с суммы оплаты четырех дополнительных выходных дней в месяц работнику для ухода за ребенком-инвалидом не удерживается.

В соответствии с Указаниями № 65н[3] расходы учреждения по выплате суммы среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом и начисленные на них страховые взносы отражаются по виду расходов 119 и относятся на подстатью 213 КОСГУ.

В соответствии с п. 128, 131 Инструкции № 174н[4]:

– на сумму начисленного среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом за счет средств бюджета ФСС производится бухгалтерская запись по дебету счета 0 303 02 830 и кредиту счета 0 302 13 730;

– начисленные суммы страховых взносов оформляются записями по дебету счета 0 303 02 830 и кредиту счетов 0 303 00 730.

Пример. Работнице начислен средний заработок за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом в размере 7 000 руб. за счет средств субсидии на выполнение госзадания.

В бухгалтерском учете учреждения операции по начислению и выплате работнице среднего заработка за четыре выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен средний заработок за счет средств ФСС

КВР 119

4 303 02 830

КВР 119

4 302 13 730

7 000

Начислена сумма страховых взносов

(7 000 руб. х 30,2%)

КВР 119

4 303 02 830

КВР 119

4 303 хх 730

2 114

Перечислена сумма среднего заработка на банковскую карту работницы

КВР 119

4 302 13 830

КИФ 600

4 201 11 610

18 (213 КОСГУ)

7 000

Перечислены страховые взносы

КВР 119

4 303 хх 830

КИФ 600

4 201 11 610

18 (213 КОСГУ)

2 114



[1] Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

[2] Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

[3] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Начать дискуссию