Новости ФНС

Комиссии по НДФЛ и взносам: кого могут вызвать и как подготовиться

Советы, что отвечать на вопросы налоговиков.
Комиссии по НДФЛ и взносам: кого могут вызвать и как подготовиться

В связи с тем, что с 1 января 2017 года администрирование взносов передали ФНС, теперь поводом для встречи могут стать не только долги по НДФЛ, но и по взносам. Кого первым делом могут вызывать на комиссии и о чем спрашивать, расскажем в нашей статье.

Еще в 2017 году ФНС России выпустила письмо, посвященное работе комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам (от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@).

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов.

Кого могут вызвать на комиссию?

Перед тем как выбрать кандидата на комиссию, налоговики анализируют информацию из различных источников, а именно:

  • расчеты по взносам за текущий и предыдущий периоды;
  • расчеты 6-НДФЛ;
  • справки 2-НДФЛ;
  • данные в карточке расчетов с бюджетом;
  • сведения о среднесписочной численности сотрудников;
  • данные из ЕГРЮЛ;
  • сведения, полученные от контрагентов;
  • данные из интернета и СМИ;
  • жалобы бывших сотрудников и т.д.

Инспекторы вызовут руководителей тех компаний, которые платят взносы и НДФЛ с опозданием, отражают в отчетности недостоверные сведения, и, по мнению инспекторов, выплачивают «серые» зарплаты. Также подозрительным для инспекторов станет факт снижения поступления подоходного налога по сравнению с прошлым годом. Все это общие принципы отбора кандидатов на комиссию.

В своем письме ФНС подробно, по пунктам, расписала, кого и за что налоговая вызывает на комиссию.

Так, руководителя компании вызовут на комиссию по НДФЛ, если:

  • компания имеет долги по НДФЛ;
  • снизилась сумма НДФЛ, перечисленная компанией в бюджет, на 10% и более по сравнению с прошлым годом.
  • зарплата сотрудников меньше среднеотраслевой зарплаты в регионе.

Официальные данные по среднеотраслевым зарплатам налоговики берут в региональных отделениях Росстата.

Среднюю зарплату по компании рассчитывают на основе данных из 6-НДФЛ по формуле:

Средняя зарплата в компании = Доходы сотрудников (стр. 020)/Численность сотрудников (стр. 060)/Количество месяцев в отчетном периоде

Руководителя вызовут на комиссию по взносам, если:

  • у компании есть долги – страховые взносы.
  • при неизменном количестве сотрудников компания стала платить меньше взносов по сравнению с прошлым годом.
  • численность сотрудников за год снизилась более чем на 30%.
  • платили взносы по дополнительным тарифам (9% или 6%) и вдруг сменили этот тариф на более низкий.

После анализа всех данных инспекторы заполняют таблицу, в которой отмечают риски. Если риски компании максимальные, инспекция направит информационное письмо с просьбой подать «уточненку», погасить долги по НДФЛ и недоимку по страховым взносам.

В том же письме будут перечислены вопросы, которые инспекторы зададут директору на комиссии. Это позволит руководителю компании подготовиться к комиссии.

Такое письмо компания должна получить за один месяц до предполагаемой встречи. А ответить на него надо в течение 10 рабочих дней. Либо в этот же срок сдать «уточненку» расчета по взносам или 6-НДФЛ.

В ответ на вопрос налоговиков, не дожидаясь комиссии, можно составить пояснения в свободной форме и отправить их в ИФНС. Текст зависит от причины запроса.

Внимание! Если компания проигнорирует сообщение, то ИФНС пришлет уведомление о вызове на комиссию. Прийти на беседу может директор, главбух или другой представитель компании с доверенностью. За неявку руководителя могут оштрафовать на 4 тыс. руб.

Как проходит заседание комиссии

До заседания комиссии инспекторы формируют досье на компанию, а при проведении комиссии кратко озвучивают основные показатели деятельности компании: вид деятельности, численность сотрудников, динамику уплаты НДФЛ и взносов, долги (страховые взносы и НДФЛ). И самое главное – почему вызвали на комиссию.

После чего попросят директора компании ответить на вопросы (например, почему такая низкая зарплата), а также озвучить дальнейшие действия по улучшению показателей и исправлению выявленных недочетов.

По итогам встречи налоговики оформляют протокол, в котором сформулированы рекомендации ИФНС.

На исполнение рекомендаций налогоплательщику отводится 10 рабочих дней. Срок не является обязательным к безусловному исполнению, но оставлять их без внимания и не предпринимать никаких действий опасно, ведь в этом случае повышается риск назначения выездной проверки. Кроме того, результаты комиссии налоговики могут отправить в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие органы, и тогда у компании будут проблемы не только с налоговой.

Вызвали на комиссию: что и как отвечать на вопросы инспекторов

Претензии инспекторов бывают вполне объективными. Но очень часто налоговики производят  расчеты, но при этом не учитывают сезонность деятельности, особенности договора с сотрудником (трудовой или гражданско-правовой), и иные аналогичные причины.

1)    Как пояснить снижение численности сотрудников

Сокращение штата можно объяснить:

  • закрытием торговых точек (высокая аренда, торговля стала невыгодной);
  • модернизацией производства (современное оборудование требует меньше рабочих рук);
  • перепрофилированием деятельности (была сеть розничных магазинов, теперь большинство заказов идет через интернет-магазин) и др.

2)  Как пояснить низкую зарплату (ниже среднеотраслевой / регионального МРОТ)

Налоговики недовольны низкой зарплатой и просят пояснить причину. Они могут быть самые разнообразные:

  • Сотрудники работают по совместительству, небольшая компания с маленьким оборотами не может позволить себе полную загрузку сотрудников, многие работают неполный день, по совместительству либо на «удаленке». Это подтверждается трудовыми договорами, табелями, должностными инструкциями.
  • Сезонный характер деятельности – в сезон нанимаем больше работников, платим не только зарплату, но и премии, а когда «не сезон» – голые оклады и сокращение штата.
  • Молодая компания – только открылись, все деньги уходят на аренду, сотрудникам приходится платить по минимуму.
  •  Ошибка инспекторов – очень распространенная ситуация, в которой оказываются компании с подразделениями, и часть сотрудников трудятся на местах. Инспекторы, не глядя, делят зарплату головного офиса на общую численность сотрудников. Естественно, зарплата получается маленькой. Тут достаточно будет пояснить, что у компании есть региональные подразделения, и налоговики ошиблись в расчетах.

3)  Как пояснить наличие задолженности (долги по НДФЛ и взносам)

В данной ситуации самым распространенным и вполне очевидным пояснением причины образования задолженности будет банальное, но самое распространенное – «нет денег».

А почему их нет – могут быть варианты:

  • Дебиторская задолженность – заказчики, у которых в свою очередь нет денег, не оплачивают поставленные товары/работы/услуги.
  • Сезонность спроса на товар – в «не сезон» никто не покупает, соответственно, нет денег, появляются долги (страховые взносы и НДФЛ).
  • Рост расходов (на модернизацию оборудование, на аренду, за закупку материалов и др.)

Внимание! При подготовке пояснений по поводу возникшей недоимки по взносам и НДФЛ старайтесь никогда не указывать точную дату ее погашения. Налоговики будут ждать деньги именно в названный срок. А когда не получат – снова вызовут на комиссию. Лучше погасить хотя бы часть долга. Инспекторы увидят, что компания «исправляется», и не будут настаивать на личной встрече с директором.

Начать дискуссию