В государственном секторе экономики движение: укрупнение, централизация, оптимизация и тому подобное, чему пока конца и края не видно. До последнего времени эти процессы были «техническими» — то есть принципиально госсектор оставался прежним, но внешне выглядел несколько иначе. Но подошло время и для решения «политических» вопросов, которые могут перекроить госсектор до неузнаваемости.
Движение к центру
Минфин уверенно продвигается к заветной цели по централизации управленческих полномочий.
Еще в 2009 году на семинаре-совещании руководителей финансовых органов субъектов РФ «Задачи финансовых органов субъектов РФ по обеспечению исполнения бюджета в условиях кризиса», который проходил 18-19 марта 2009 года в городе Туле, было объявлено о необходимости новых подходов к централизации бухгалтерского учета. На этом мероприятии руководитель Федерального казначейства Артюхина Р.Е. сказал: «Бюджетный учет, как и вообще учет для каждого юридического лица, — это дорогое удовольствие. Требуются профессионалы. Поэтому только через централизацию учета, через программное обеспечение, централизующее этот учет на уровне муниципальных районов, можно решать вопросы по качественному составлению отчетности». Потом эта мысль не раз проходила красной нитью во многих других его выступлениях.
По мере накопления органами власти соответствующего опыта возникла необходимость создания нормативной основы для реализации ими соответствующих функций. Так на федеральном уровне «первой ласточкой» стало внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ об установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году согласно Федеральному закону от 14.11.2017 № 315-ФЗ. Теперь в БК РФ предусмотрена законодательная норма о централизованном ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности Федеральным казначейством. И в прошлом 2017 году был проведен ряд совместных организационных, методических и технологических мероприятий как на уровне центральных аппаратов ведомств, так и их территориальных органов с целью передачи с 1 января 2018 года Федеральному казначейству указанных полномочий в полном объеме.
А в соответствии с постановлением Правительства от 30.12.2017 № 1705 Федеральное казначейство уже в этом году осуществляет полномочия Федеральной службы по аккредитации по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, а также по начислению и оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей.
Вот и в разделе «Цель III» Публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год было указано, что в текущем году финансовое ведомство нацелено, в частности, на:
- создание в Федеральном казначействе единого центра компетенций по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной и иной отчетности;
- выработка предложений по систематизации функций (полномочий) ФОИВ и подведомственных им учреждений, оптимизации их состава, численности и расходов на содержание.
О продвижении к заветной цели 6 сентября текущего года рассказывал заместитель руководителя Федерального казначейства Дубовик А. В. на Московском финансовом форуме. С его презентацией по теме «Централизация бухгалтерского учета в секторе государственного управления» можно ознакомиться на сайте Федерального казначейства в разделе «Документы» от 3 октября.
Этапы пути
Вероятно, опыт передачи полномочий по ведению бюджетного учета и отчетности от Федеральной службы по аккредитации был удачным, поэтому в этом году продолжился переход федеральных органов власти на обслуживание в Федеральное казначейство. На сайте Федерального казначейства в разделе «Документы» за 7 сентября опубликованы соответствующие планы мероприятий Росимущества, Минвостокразвития, Роструда, Минстроя, Росалкогольрегулирования, Минфина, Минпросвещения, Минобра.
Согласно этим мероприятиям федеральные министерства и агентства, а также их территориальные органы, до конца года проводят с Казначейством различные совместные мероприятия, инвентаризацию, а с начала следующего года полномочия по ведению бюджетного учета и отчетности этих органов полностью или частично будет осуществлять уже Федеральное казначейство.
Обратите внимание! Одним из пунктов этих мероприятий является разработка и согласование учетной политики указанных федеральных органов с Федеральным казначейством.
Вероятно, в случае успеха указанных мероприятий Федеральное казначейство в ближайшие год-два «примет в свои объятия» и другие федеральные органы исполнительной власти. А затем опыт федералов по централизации полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности будет реализовываться и на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ.
Политика учета
Совместная разработка федеральных агентств и министерств с Федеральным казначейством своей учетной политики соответствует положениям Федерального стандарта учета «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, далее — СГС УП), который вступит в силу с 1 января 2019 года.
Согласно пункту 8 СГС УП в случае передачи учреждением ведения бухгалтерского учета и составления отчетности централизованной бухгалтерии, то особенности организации ведения бухучета и составления отчетности регулируются не только соответствующим договором, но и различными нормативными документами, включая и стандарт «Учетная политика».
При этом СГС УП предусмотрено, что учетная политика утверждается руководителем субъекта учета. И в то же время в соответствии с пунктом 9 СГС УП основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». То есть, получается, что руководитель учреждения подписывает и несет ответственность за учетную политику, а вот вся «политическая» информация о данном учреждении раскрывается уже на сайте централизованной бухгалтерии. Хотя, вероятно, ее можно выложить и на официальном сайте самого учреждения, но руководитель, в виду отсутствия в штате главного бухгалтера, не сможет правильно воспользоваться этой информацией. В том же пункте 8 СГС УП сказано, что бухгалтерская отчетность централизованной бухгалтерией составляется от имени учреждения, а подписывается его руководителем и представителем централизованной бухгалтерии.
Ничего принципиального нового в этом нет, так было и в прежние года. Существенным является только масштаб централизации и применение информационных технологий. Сможет ли Федеральное казначейство успешно реализовать взятые на себя полномочия, покажет время.
Но тут возникает один непростой вопрос. Дело в том, что бухгалтерские службы министерств и агентств занимались не только ведением учета и составлением отчетности, они оказывали серьезную методологическую помощь бухгалтерам подведомственных учреждений. Не всегда квалификация министерских специалистов была достаточной, чтобы дать ответы на все вопросы «подведов», но в любом случае вопрошающие могли узнать позицию вышестоящей по той или иной ситуации. В условиях централизации учета федеральных органов в руках Федерального казначейства неясно, кто будет нести нелегкое бремя оказаний «неотложной» методологической помощи низовым учреждениям.
Напомним, что согласно пункту 7 СГС УП субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций, руководствуясь ... нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя. Кроме того в соответствии с пунктом 13 СГС УП учреждение в ряде случаев должно согласовывать свои действия с учредителем и финансовым органом соответствующего публично-правового образования при необходимости изменения учетной политики в течение отчетного года. Аналогичные разъяснения содержатся и в пунктах 4 и 6 Методических указаний по применению СГС УП, доведенного письмом Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее — Методические указания).
Обратите внимание! Все «телодвижения» вокруг учетной политики учреждения должно совершать с одобрения учредителя, а не централизованной бухгалтерии, куда он передал свои полномочия по ведению учета.
Другими словами, если положения СГС УП и Методических указаний понимать буквально, то в штате органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя, должно быть создано подразделение, которое и будет взаимодействовать с учреждениями по вопросам формирования и изменения учетной политики. Но при этом ведение учета и формирование отчетности самого учредителя, будет заниматься централизованная бухгалтерия.
Благие намерения
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 05.12.2011 № 402-ФЗ о бухгалтерском учете экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами. Аналогичное утверждение содержится и в пункте 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н. При этом в пункте 8 СГС УП указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Другими словами, бухгалтерский учет и учетная политика — это две стороны одной медали, единое целое и дело рук главного бухгалтера или иного лица, который выполняет его функции. В том случае, когда учредитель самостоятельно осуществляет ведение бухгалтерского учета и формирования отчетности, то проблем никаких не возникает — все в одних руках.
Но со следующего года в соответствии с требованиями СГС УП из единого и целого предполагается выделить часть — возложить на учредителя полномочия по формированию учетной политики для всех подведомственных ему учреждений. И если полномочия по ведению учета и формированию отчетности учредитель может передать в централизованную бухгалтерию, то полномочия по согласованию своей учетной политики с подведомственными учреждениями остаются на нем. Полномочия по согласованию учетной политики с «подведами», по внесению в их политику изменений и т.п. остаются на учредителе даже тогда, когда его полномочия по ведению учета и формированию отчетности централизованы. Пока такой вывод следует из норм действующего законодательства, нормативных актов и разъяснений Минфина.
Можно предположить, что со временем все противоречия будут устранены, а проводимые преобразования государственного сектора экономики, изменять его в самую приятную сторону.
Дело рук утопающих
Возникшая неразбериха в нормативной базе не должна расслабить главного бухгалтера государственного или муниципального учреждения. Не стоит ожидать того, когда учредитель у регулирует свои отношения с централизованной бухгалтерией в части формирования учетной политики и выстраивания отношений с подведомственной сетью.
Передал учредить свои полномочия по ведению бухучета и формированию отчетности «на сторону» или еще ожидает своей очереди, но учетная политика в учреждении должна быть сформирована. Наличие своей учетной политики является поможет главному бухгалтеру при проведении проверок как со стороны различных контролирующих органов, так и налоговых инспекций. Кроме того, не стоит забывать, что внутреннюю «кухню» бухгалтерского учета за главного бухгалтера при любом развитии событий некто формировать не будет. Даже сформированная учредителем учетная политика будет состоять из наиболее общих рекомендаций и установок по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности.
Поэтому с первых дней 2019 года у главного бухгалтера должна быть сформирована и утверждена учетная политика учреждения, состоящая как минимум из следующих элементов:
- порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета;
- Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых в учреждении;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
- порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты.
А вот методы оценки объектов бухгалтерского учета, а так же порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а так же иные способы ведения бухгалтерского учета, и необходимые для формирования отчетности субъектом учета, могут быть согласованы с учредителем и финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета дополнительно. И на это согласование бухгалтеру так же нужно предусмотреть время в первые месяцы нового отчетного года.
Сформировать свою учетную политику, не дожидаясь указаний от вышестоящих организаций крайне важно! Ведь в соответствии с пунктом 7 СГС УП в случае, когда в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, субъект учета должен будет определять учетную политику исходя из требований стандарта «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н). И в суматохе начала года как учредителю, так и финансовому органу осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, будет не сложно дать на это согласие, как того требует СГС УП. Только разгребать последствия этого согласия главному бухгалтеру все равно придется самостоятельно.
Начать дискуссию