ПСН

Патентная система: о чем молчит Налоговый кодекс

Продолжаем публиковать справочные материалы по неоднозначным вопросам в ПСН.
Патентная система: о чем молчит Налоговый кодекс

Продолжаем публиковать справочные материалы по неоднозначным вопросам в ПСН (первая часть — тут).

Бытовые услуги

В настоящее время в классификаторах (ОКВЭД2, ОКПД2) не предусмотрен отдельный раздел для классификации бытовых услуг. Соответствующие коды деятельности, относящейся к бытовым услугам, установлены Распоряжением Правительство РФ от 24.112016 N 2496-р. Пользуясь этим Распоряжением, субъекты РФ вправе вводить дополнительный перечень патентных видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам (т.е. кроме тех, что указаны в п.2 ст.346.43 НК РФ) (пп.2 п.8 ст.346.43 НК РФ). Так что если вы оказываете бытовые услуги, но их нет в перечне, установленном в п.2 ст.346.43 НК РФ, посмотрите внимательно региональный закон — возможно, ваши услуги найдутся именно там.

Иногда возникает вопрос: можно ли в рамках ПСН оказывать бытовые услуги не только физлицам, но и юрлицам? Минфин поясняет, что гл.26.5 НК РФ не установлено ограничений в части осуществления видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п.2 ст.346.43 НК РФ, в зависимости от того, кто именно является заказчиком услуги — физические или юридические лица (Письма Минфина России от 26.04.2018 N 03-11-12/28615, от 26.04.2017 N 03-11-12/25070, от 09.03.2017 N 03-11-12/13294, 22.02.2017 N 03-11-12/10511, от 27.06.2016 N 03-11-12/37210 и др.).

Раньше, когда субъекты РФ при введении дополнительного перечня бытовых услуг, подпадающих под ПСН, руководствовались Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), Минфин указывал, что такие дополнительные услуги для целей ПСН должны оказываться только физлицам (т.е. населению) (см., например, Письмо Минфина России от 10.10.2016 N 03-11-12/58951). Такой же подход встречался и в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.06.2018 N Ф05-8762/2018 по делу N А41-89786/2017). Однако ОКУН с 1 января 2017 года не действует, поэтому разъяснения со ссылкой на него потеряли свою актуальность. Тем не менее, если речь идет о дополнительных бытовых услугах, установленных в субъекте РФ (пп.2 п.8 ст.346.43 НК РФ), стоит уточнить, как они поименованы в самом законе субъекта РФ. Обычно в них говорится об услугах по индивидуальным заказам населения (например, «изготовление кухонной мебели по индивидуальному заказу населения», «услуги копировально-множительные по индивидуальному заказу населения», «услуги по пошиву штор, драпировок по индивидуальному заказу населения» и т.п.). В таких случаях оказывать услуги юрлицам в рамках ПСН нельзя.

Можно ли заниматься посреднической деятельность в рамках ПСН?

Ограничение на применение указанных в п.2 ст.346.43 НК РФ видов деятельности на основе посреднических договоров непосредственно НК РФ не установлено. В Кодексе не сказано, что индивидуальный предприниматель должен оказывать услуги исключительно лично, без привлечения посредников.

В п.6 ст.346.43 НК РФ указано, что ПСН не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п.2 указанной статьи, в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Однако ни главой 51 ГК РФ (о комиссии), ни главой 52 ГК РФ (об агентировании) не предусмотрено применение к посредническим договорам правил договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Отсюда можно заключить, что если предприниматель осуществляет виды деятельности, указанные в п.2 ст.346.43 НК РФ, привлекая посредника (комиссионера, агента), то это само по себе не должно стать препятствием для применения ПСН.

С этими доводами согласился АС Северо-Западного округа (Постановление от 26.04.2018 N Ф07-153/2018 по делу N А05-757/2017) на примере услуг по сдаче в аренду помещений через посредников. Примечательно, что агентские договоры заключались агентами от своего имени, то есть права и обязанности по договорам аренды возникали не у принципала, а непосредственно у агентов (п.1 ст.1005 ГК РФ). Но это не смутило суд и он встал на сторону предпринимателя (принципала, которому принадлежали помещения), согласившись с тем, что у него есть право на ПСН.

Тем не менее, поскольку вопрос о порядке применения ПСН в случае заключения посреднических договоров в целях оказания патентных услуг прямо не урегулирован НК РФ, на практике он является спорным. В частности, условие договора о том, от чьего имени заключен договор, может иметь значение. Например, данное условие названо «определяющим» при решении вопроса об отнесении к патентной деятельности розничной торговли по агентским договорам в Письме Минфина России от 26.06.2013 N 03-11-12/24258. И хотя прямого ответа на вопрос в Письме нет, здесь можно провести аналогию с розничной торговлей для целей ЕНВД: если договор розничной купли-продажи заключается посредником от своего имени, принципал (комитент) не может применять ЕНВД (Письмо Минфина России от 26.05.2009 N 03-11-06/3/145). Поэтому если вы оказываете услуги в качестве принципала через агента, который действует от своего имени, с большой долей вероятности, контролирующие органы откажут в применении ПСН. Отстаивать свое право на ПСН придется в суде, но достаточная судебная практика по подобным спорам пока не сложилась.

Можно ли привлекать субподрядчиков при ПСН?

Этот вопрос в Налоговом кодексе также не урегулирован. Минфин считает, что гл.26.5 НК РФ не дает права индивидуальным предпринимателям в рамках ПСН привлекать на договорной основе сторонних юридических лиц или ИП в качестве субподрядчиков. Такие разъяснения содержатся, например, в Письмах Минфина России от 26.04.2018 N 03-11-12/28615, от 12.04.2018 N 03-01-15/24334, от 23.03.2018 N 03-11-12/18632. ИП может привлекать только физлиц по трудовым или гражданско-правовым договорам. Поэтому если вы не желаете спорить с контролирующими органами, лучше последовать рекомендациям Минфина и работать в рамках ПСН без привлечения субподрядчиков.

Но стоит заметить, что прямо в гл.26.5 НК РФ подобный запрет не установлен. В одном из более ранних Писем Минфин указывал, что в целях применения п.5 ст.346.43 НК РФ (устанавливает ограничение по численности работников) гл.26.5 НК РФ не содержит запрета для ИП, применяющих ПСН, привлекать по договорам гражданско-правового характера зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц (Письмо Минфина России от 02.03.2017 N 03-11-11/12142). Кроме того, все неясности налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ). Поэтому в суде в данном случае есть о чем поспорить. Но поскольку сложившейся судебной практики по таким спорам пока нет, игнорирование позиции Минфина (высказанной неоднократно) возможно только на свой страх и риск.

Сложности с определением численности работников

При применении ПСН средняя численность всех работников не должна превышать 15 человек (п.5 ст.346.43 НК РФ). Сам ИП не в счет (Письмо Минфина России от 28.03.2013 N 03-11-12/38). Средняя численность наемных работников определяется по правилам Росстата (п.5 ст.346.43 НК РФ, Приказ Росстата от 22.11.2017 N 772). Сюда включаются в том числе физлица, работающие по гражданско-правовым договорам. Кроме того, если вы также ведете иную деятельность, облагаемую в рамках других режимов налогообложения, надо учитывать всех работников, в том числе занятых в иной деятельности (Письма Минфина России от 01.02.2018 N 03-11-12/5711, от 07.09.2017 N 03-11-12/57528, ФНС России от 06.11.2015 N СД-3-3/4193@).

Из п.5 ст.346.43 НК РФ следует, что численность работников надо отслеживать за налоговый период, т.е. за период, на который выдан патент (от одного месяца до одного календарного года — ст.346.49 НК РФ). Но средняя численность работников указывается в заявлении на патент (а потом и в самом патенте). В свою очередь, заявление подается до начала применения ПСН. Возникает вопрос: какую численность указывать в этом заявлении, ведь на момент его подачи еще нет данных для подсчета средней численности за период действия патента.

В порядке заполнения заявления (утв. Приказом ФНС России от 11.07.2017 N ММВ-7-3/544@) подробных указаний нет. В нем лишь указано, что в разделе «Указанный вид предпринимательской деятельности осуществляется:» в поле с одним знакоместом указывается цифра 1 или 2 в зависимости от того, с привлечением или без привлечения наемных работников ИП будет осуществлять свою деятельность. То есть, речь идет о будущем времени. Отсюда можно предположить, что ИП вправе указать планируемую в налоговом периоде численность. И этот подход представляется нам наиболее обоснованным, поскольку и патент выдается на планируемый период. Кроме того, в истекших периодах численность работников может превышать установленное ограничение в 15 человек, но это не лишает ИП права на получение патента, если в планируемом налоговом периоде ИП уложится в установленный лимит. Более того, ИП может написать заявление на патент одновременно с госрегистрацией, когда у него еще нет никаких сотрудников и, соответственно, данных для расчета средней численности за истекший период.

Тем не менее, Росстат не устанавливает правил подсчета планируемой средней численности. Средняя численность всегда считается за какой-то истекший период. Таким образом, вопрос о том, как правильно указывать численность работников в заявлении на патент, до сих пор остается открытым. Наилучшим решением будет уточнить мнение налоговой инспекции, в которую вы будете подавать заявление на патент. Это снимет возможные споры в будущем. О последствиях последующего увеличения численности работников читайте ниже.

Если меняются физические показатели

По некоторым видам деятельности стоимость патента зависит от количества соответствующих физических показателей. Это, например, сдача в аренду имущества, розничная торговля, общепит, перевозки.

Если физические показатели меняются, Налоговым кодексом не предусмотрено внесение изменений в ранее выданный патент (переоформление патента). Варианты могут быть следующие:

— либо ничего не менять (если в итоге сумма налога не меняется);

— либо получать новый патент;

— либо облагать доходы по новым показателям в рамках иных систем налогообложения.

К примеру, если вы осуществляете розничную торговлю через павильон, указанный патенте, а потом переехали в новый павильон с другим номером, но по тому же адресу, по сути ничего не поменялось: вы по-прежнему ведете розничную торговлю через один павильон. То есть физические показатели остались те же. Минфин указывает, что в этом случае патент продолжает действовать. Предпринимателю надо лишь уведомить налоговые органы об изменении номера павильона (Письмо Минфина России от 26.04.2018 N 03-11-12/28484). В каком виде — ведомство не указывает. Полагаем, это можно сделать в форме обычного письма.

Другой пример: увеличилось число работников по сравнению с той, что была указана в заявлении на патент. Минфин поясняет, что если при этом средняя их численность в целом за налоговый период осталась в пределах требований субъекта РФ для расчета потенциально возможного к получению дохода, то получать новый патент не надо (Письмо Минфина России от 06.12.2017 N 03-11-12/81019). Иными словами, если по региональному закону ваш потенциальный доход установлен в зависимости от численности наемных работников (пп.3 п.8 ст.346.43 НК РФ), надо будет проверить, укладываетесь ли вы в эту численность в связи увеличением числа работников. Если укладываетесь — менять ничего не надо.

Если же увеличилось количество физических показателей, которые влияют на стоимость патента, надо либо получать новый патент, либо облагать новые показатели в рамках иных систем налогообложения. Например, вы сдаете в аренду имущество и увеличилось количество сдаваемых в аренду объектов. В этом случае по новым объектам нужно подать заявление на новый патент, либо облагать их в рамках иных систем налогообложения (Письмо Минфина России от 26.04.2013 N 03-11-10/14669, от 28.03.2013 N 03-11-10/9891, от 28.02.2013 N 03-11-09/5820). Но заметим: если увеличилось лишь количество арендаторов, а объекты аренды остались те же, менять ничего не нужно (Письмо ФНС России от 20.09.2017 N СД-3-3/6248@). То же самое с перевозками — если увеличилось количество транспортных средств, по новым объектам нужно получить новый патент, либо облагать их в рамках иных систем налогообложения (Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 03-11-12/57779).

В обратной ситуации, когда произошло уменьшение количества физических показателей, пересчитывать стоимость ранее выданного патента вам никто не будет — для это в НК РФ нет соответствующих оснований (Письма Минфина России от 27.12.2013 N 03-11-12/57779, от 26.04.2013 N 03-11-10/14669 и др.). Зачет излишне уплаченной суммы патента в счет будущих платежей НК РФ не предусмотрен (Письмо Минфина России от 23.06.2015 N 03-11-11/36170).

Ограничение максимальной суммы потенциально возможного дохода

По общему правилу размеры потенциально возможного к получению дохода, установленные законами субъектов РФ, не могут превышать 1 млн руб. (п.7 ст.346.43 НК РФ). Для отдельных видов деятельности (сдача имущества в аренду, розничная торговля, общепит) субъекты РФ вправе увеличить размер этого дохода, но не более чем в 10 раз (пп.4 п.8 ст.346.43 НК РФ). При этом субъекты РФ могут дифференцировать размер потенциально возможного дохода в зависимости от физических показателей (в частности, численности работников, количества объектов аренды/площадей) (пп.3 п.8 ст.346.43 НК РФ). Но итоговая сумма потенциально возможного дохода не может превысить 10 млн. руб.

Например, если в регионе установлен потенциально возможный доход по каждому объекту аренду в размере 5 млн. руб., то при сдаче в аренду более двух объектов сумма потенциально возможного дохода в любом случае не может превышать 10 млн. руб. (п.19 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, Письмо ФНС России от 30.07.2018 N КЧ-4-7/14643). ВС разъяснил, что публичные интересы здесь защищены ограничением по общей сумме доходов за налоговый период, дающих право на ПСН — не более 60 млн. руб.

Кто имеет право на налоговые «каникулы»

Субъектам РФ дано право устанавливать ставку 0% для ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (п.3 ст.346.50 НК РФ). Указанные ИП могут применять нулевую ставку со дня их госрегистрации непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах определяются субъектами РФ на основании ОКВЭД. При этом региональные власти могут вводить ограничения для применения налоговых каникул (по численности работников и по доходам).

Налоговыми «каникулами» можно воспользоваться только до начала 2021 года (п.3 ст.2 Федерального закона от 29.12.2014 N 477-ФЗ). В Москве налоговые каникулы введены Законом г. Москвы от 18.03.2015 N 10, в Московской области — Законом от 09.04.2015 N 48/2015-ОЗ.

Поскольку налоговые «каникулы» предусмотрены только для вновь зарегистрированных ИП, Минфин ранее разъяснял, что те ИП, которые ранее снялись с учета и вновь зарегистрировались после вступления в силу законов субъектов РФ о налоговых «каникулах», не вправе ими воспользоваться (Письмо Минфина России от 18.12.2017 N 03-11-12/84423, п.2 Письма Минфина России от 23.12.2016 N 03-11-12/77823). Однако ВС в своем Обзоре указал, что бывшие ИП тоже имеют право на ставку 0%, если они возобновили свою деятельность после вступления в силу законов субъектов РФ. По мнению ВС условием применения налоговой ставки 0% является начало осуществления (возобновления) официальной предпринимательской деятельности гражданином впервые после начала действия соответствующего закона субъекта РФ, а не за весь период деятельности гражданина (п.14 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, Письмо ФНС России от 30.07.2018 N КЧ-4-7/14643). Так что бывшие ИП не лишены права на налоговые «каникулы».

Как облагать доходы, поступившие после окончания срока действия патента

Минфин не раз обращал внимание, что если денежные средства за работы (услуги), относящиеся к патентной деятельности, поступили после окончания срока действия патента, они должны облагаться в рамках УСН или ОСН (Письма Минфина России от 30.03.2018 N 03-11-11/20494, от 23.01.2015 N 03-11-12/69636 и др.). Ведь датой получения доходов при ПСН является день выплаты денежных средств (или получения доходов иным способом) (п.2 ст.346.53 НК РФ). Но в судебной практике можно было встретить иной подход, согласно которому денежные средства, поступившие хотя и после окончания срока действия патента, не могут формировать налоговую базу по иной системе налогообложения (см., например, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.11.2015 N Ф04-26738/2015 по делу N А45-5494/2015).

ВС поддержал подход Минфина, указав, что доходом, полученным в рамках ПСН, являются денежные средства, поступившие на расчетный счет налогоплательщика с момента, когда ИП находился на ПСН, и до момента, когда истекло действие патента (п.8 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, Письмо ФНС России от 30.07.2018 N КЧ-4-7/14643). Так что находясь на патенте, важно обеспечить поступление денег, относящихся к патентной деятельности, именно в период действия патента.

Итак, ПСН, безусловно, имеет свои преимущества. Главное из них: фиксированная налоговая нагрузку. Плюсом является отсутствие необходимости платить НДФЛ, НДС (за некоторым исключением) и налог на имущество физлиц (за исключением «кадастровых» объектов). Но везде есть свои «подводные камни». Наличие неурегулированных вопросов создает барьеры для перехода на этот спецрежим. По мнению Счетной палаты РФ, патентная система нуждается в модернизации. И дело не только в наличии спорных моментов. Не следует забывать, что ИП на ПСН, помимо собственно стоимости патента, должен уплачивать страховые взносы, в том числе за себя. Причем уменьшить стоимость патента на эти взносы нельзя (Письмо Минфина от 18.02.2013 N 03-11-11/72). В итоге при низком уровне дохода (примерно 300 тыс. в год) фискальная нагрузка становится довольно высокой. В связи с этим Счетная палата РФ предлагает не только снизить ставку налога, но и включить в эту сумму страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование. В этом случае ПСН действительно стала бы весьма привлекательной. Но претворится ли в жизнь эта инициатива, покажет время.

Начать дискуссию