Что произошло?
Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление от 25.10.2018 № 38-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.В. Данилова, К.В. Кондакова и других». Часть первая статьи 127 ТК РФ содержит требование о выплате работнику при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.
В чём суть позиции Конституционного Суда?
Конституционный Суд поставил точку в споре о «сгорании» неотгулянных отпусков. Высшие судьи указали, что при увольнении сотруднику нужно компенсировать все отпуска, которые он не отгулял за время работы. При этом неважно, как долго сотрудник не отдыхал.
Почему граждане обратились в КС?
Граждане, обратившиеся в КС РФ с соответствующими жалобами, столкнулись с проблемой, появившейся после ратификации Россией Конвенции Международной организации труда № 132 «Об оплачиваемых отпусках». Согласно п.1 ст.9 Конвенции остаток ежегодного оплачиваемого отпуска нужно использовать не позднее 18 месяцев после окончания года, за который этот отпуск предоставляется. Отдельные суды, разрешая соответствующие споры на основании ч.1 ст. 392 ТК РФ во взаимосвязи с названной международно-правовой нормой, исходили из того, что для защиты права на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении допускается применение особого срока, составляющего 21 месяц. Причём 18 месяцев составляют предельный срок предоставления неиспользованного отпуска, предусмотренный п.1 ст.9 Конвенции МОТ, и 3 месяца - срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленный ч.1 ст. 392 ТК РФ.
В итоге, если работодатель заявлял о пропуске работником срока, судьи зачастую отказывали работнику во взыскании не выплаченной при увольнении компенсации за отпуска по тем рабочим годам, с момента окончания которых прошло более 21 (18+3) месяца. Именно такой подход был применён судами общей юрисдикции в делах тех граждан, которые обратились в Конституционный Суд РФ с жалобой на неконституционность ч. 1 ст. 127 ТК РФ и ч. 1 ст. 392 ТК РФ.
Как суды применяли положения Конвенции МОТ?
Некоторые суды рассматривали данное правило как один из ограничителей срока, в течение которого работник может обратиться в суд, чтобы взыскать деньги за неиспользованные отпуска. Так поступали, в частности, Мосгорсуд и Санкт-Петербургский городской суд.
Прямо противоположные решения принимались судами, которые толкуют положения Конвенции, как устанавливающие лишь предельный срок использования отпуска в период действия трудового договора и никоим образом не ограничивающие определённый ч. 1 ст. 127 ТК РФ объём права увольняемого работника на получение денежной компенсации за неиспользованный отпуск.
К какому выводу пришёл КС РФ?
В итоге суд постановил, что правило о 18 месяцах не должно применяться к уволенным работникам и ограничивать их право на компенсацию. Значит, даже если прошло, к примеру, 10 лет с тех пор, как не был использован отпуск, то за него все равно придётся платить в случае увольнения сотрудника.
Положения ч. 1 ст. 127 и ч. 1 ст. 392 ТК РФ сами по себе или во взаимосвязи с иными нормами трудового законодательства не ограничивают право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска и в случае её невыплаты работодателем непосредственно при увольнении не лишают работника права на взыскание соответствующих денежных сумм в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания того рабочего года, за который должен был быть предоставлен тот или иной неиспользованный (полностью либо частично) отпуск.
В какой срок сотрудник может обратиться в суд?
Обратиться в суд за выплатой денежной компенсации за все неиспользованные отпуска можно в течение одного года с момента прекращения трудового договора. Если срок обращения в суд пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен судом.
Могут ли работодатели обжаловать такое решение КС РФ?
Нет, Постановление № 38-П окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования (30 октября 2018 года), действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Начать дискуссию