ЕСН

О едином социальном налоге

Какому критерию должна отвечать эта организация, чтобы воспользоваться льготой по единому социальному налогу?

Е.В. Дорошенко

Предоставление льготы организации инвалидов

Республиканская организация общества инвалидов является юридическим лицом, имеет ИНН и строится по территориальному принципу.

В состав этой организации входят городские и районные организации, также имеющие собственные ИНН и являющиеся отдельными юридическими лицами.

Республиканская организация общества инвалидов начала свою деятельность в начале июля 2005 года и сдала расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу 15 октября 2005 года в территориальную налоговую инспекцию, но налог она не уплатила, воспользовавшись льготой, предоставляемой в соответствии со ст. 239 НК РФ. В настоящее время налоговая инспекция затребовала у этой организации документы, в соответствии с которыми ведется учет членов организации, в том числе членов-инвалидов, и сведения об учете членских взносов для подтверждения правомерности использования льготы.

Какому критерию должна отвечать эта организация, чтобы воспользоваться льготой по единому социальному налогу?

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, их региональные и местные отделения;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25 %;

- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов.

Приведенные в подпункте 2 п. 1 ст. 239 НК РФ льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

В рассматриваемой ситуации республиканская организация общества инвалидов, а также ее первичные организации (городские и местные) являются юридическими лицами.

Следовательно, при соблюдении условий подпункта 2 п. 1 ст. 239 НК РФ эта республиканская организация и ее первичные организации освобождаются от уплаты единого социального налога, причем удельный вес инвалидов (80 % от общей численности организации) должен рассчитываться по каждому юридическому лицу отдельно.

Одновременно сообщаем следующее.

Статьей 88 НК РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки, согласно которому камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику и требует внести в эти документы соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На выявленные по результатам камеральной проверки суммы доплат по налогам налоговый орган направляет организации требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Учитывая нормы ст. 88 НК РФ, сотрудники налоговой инспекции в ходе проводимой камеральной проверки вправе запросить информацию, подтверждающую обоснованность применения организацией нормы подпункта 2 п. 1 ст. 239 настоящего Кодекса.

Если камеральной проверкой будет установлено, что в республиканской организации инвалидов, являющейся юридическим лицом, члены-инвалиды составляли менее 80 % и, следовательно, организация необоснованно воспользовалась льготой по единому социальному налогу, то этой республиканской организации по результатам проведенной камеральной проверки будут доначислены единый социальный налог и пени.

Организация может быть также привлечена к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность самостоятельно, не нанимая работников. В каком размере он должен был уплачивать в 2005 году фиксированный платеж?

Порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа установлены ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).

Согласно данной статье Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели (не производящие выплаты физическим лицам), указанные в подпункте 2 п. 1 ст. 6 этого нормативного акта, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) в виде фиксированного платежа.

Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно п. 4 ст. 28 Закона N 167-ФЗ порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.

Анализ норм ст. 28 Закона N 167-ФЗ показывает, что фиксированный платеж может уплачиваться в минимальном размере (150 руб.), а также в размере, превышающем минимальный размер.

В соответствии с п. 3 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 148, размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, на 12.

Этим же пунктом вышеуказанных Правил определено, что, если рассчитанный на месяц размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного ст. 28 Закона N 167-ФЗ, уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере.

Следовательно, до тех пор пока рассчитанный из стоимости страхового года размер фиксированного платежа не превысит минимальный размер фиксированного платежа (150 руб.), уплате в ПФР подлежит именно минимальный размер.

Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 345 "О стоимости страхового года на 2005 год" утверждена стоимость страхового года на 2005 год в размере 1209 руб. 60 коп., которая определяется исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного подпунктом 1 п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

Ежемесячный фиксированный платеж, исчисленный исходя из данной стоимости страхового года, составляет 100 руб. 80 коп. (1209 руб. 60 коп.: 12 мес.), то есть он получается меньше минимального размера фиксированного платежа.

Следовательно, индивидуальный предприниматель, о котором идет речь в ситуации, должен был уплачивать в 2005 году фиксированный платеж в минимальном размере, то есть в размере 150 руб.

При этом необходимо учитывать следующее.

Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 N 582 утверждены Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере (далее - Правила N 582), которые конкретизируют порядок его уплаты.

Пунктом 2 Правил N 582 разъяснено, что минимальный размер фиксированного платежа составляет 150 руб., из них 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии, причем в этом же пункте Правил установлено, что фиксированный платеж, направляемый на финансирование накопительной части трудовой пенсии, является обязательным для уплаты лицами 1967 года рождения и моложе.

Согласно п. 4 Правил N 582 уплата фиксированного платежа может осуществляться единовременно за текущий календарный год в размере, равном годовому размеру платежа, или частями в течение года в размерах не менее месячного размера платежа.

В соответствии с п. 5 Правил N 582 если страхователь начинает осуществлять деятельность в установленном порядке в текущем календарном году или прекращает деятельность до 31 декабря текущего года, фиксированный платеж, подлежащий уплате в этом году, уплачивается за фактический период деятельности (за неполный месяц - в размере, пропорциональном количеству оставшихся календарных дней этого месяца после даты начала деятельности или количеству календарных дней до даты прекращения деятельности).

Фиксированный платеж в полном размере, определяемом в соответствии с п. 2 и 5 Правил N 582, уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года путем его зачисления на счета территориальных органов ПФР по месту регистрации страхователей.

Уплата фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится отдельными платежными поручениями.

Фиксированный платеж не уплачивается:

- страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

- страхователями за период, в течение которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию