Баланс государственного или муниципального учреждения – это не только форма в составе годовой отчетности. На основе показателей баланса устанавливаются некоторые критерии, учитываемые при принятии управленческих решений.
Проекты на обсуждении
На сайте регулятора продолжается общественное обсуждение проектов приказов по внесению изменений в инструкции по формированию бюджетной (ID проекта 01/02/10-1800085320) и бухгалтерской (ID проекта 01/02/11-18/00085442) отчетности государственных и муниципальных учреждений.
В случае утверждения Минфином этих проектов весьма существенным образом изменится структура и содержание показателей Баланса как ф. 0503130 для ведущих бюджетный учет, так Баланса ф. 0503730, формируемый бюджетными и автономными учреждениями. Поэтому, хотя Минфин и вносит изменения в соответствующие инструкции по учету № 191н и № 33н, но по масштабу поправок можно говорить о совершенно новой методологии формирования государственными и муниципальными учреждениями отчетных балансов.
Общественное обсуждение проектов приказов Минфина по внесению изменений в Инструкцию № 191н и № 33н будет происходить соответственно до 12 и 15 ноября 2018 года. Затем, при благополучном развитии событий, утвержденные приказы мы увидим, скорей всего, к середине декабря этого года.
Общие изменения
Согласно проектам, число строк в Балансе ф. 0503130 и Балансе ф. 0503730 уменьшилось. Это стало возможным за счет устранения отдельных показателей и объединения нескольких показателей в один.
Так в новой форме балансов больше не найти строк с упоминанием предметов лизинга. И теперь, возможно, по одной строке будет указываться кредиторская задолженность сразу по нескольким балансовым счетам, например:
- по строке 410 указывается кредиторская задолженность по выплатам (030200000, 020800000, 030402000, 030403000);
- по строке 470 указывается кредиторская задолженность по доходам (020500000, 020900000).
Раздел I «Нефинансовые активы» теперь содержит показатели «обесценение основных средств» и «обесценение нематериальных активов», которые в валюту баланса не включаются.
К строкам, содержащим значения дебиторской или кредиторской задолженности, нужно будет дополнительно указывать объем долгосрочной задолженности.
Есть и перемещения показателей из одного раздела баланса в другие. Так из раздела IV «Финансовый результат» «переехали» показатели:
- Доходы будущих периодов (040140000), Резервы предстоящих расходов (040160000) в раздел III «Обязательства»;
- Расходы будущих периодов (040150000) в раздел I «Нефинансовые активы».
Знаменательным событием можно считать появление в Справке по заключению счетов бюджетного (бухгалтерского) учета отчетного финансового года (ф. 0503110 и ф. 0503710) нового раздела 1.1 «Бюджетная деятельность. Расшифровка суммы фактических расходов, фактической себестоимости выполненных работ, в части отнесения на уменьшение финансового результата текущего года». До начала глобального реформирования бухгалтерского учета в бюджетной сфере показатели фактических расходов в разрезе КОСГУ были одними из важнейших. При наличии несложных аналитических навыков путем сопоставления сведений о фактических расходах с данными о полученных лимитах и произведенных кассовых расходах можно получить очень полезную информацию о качестве принятых управленческих решений в течение отчетного периода.
Очевидно, что Балансы ф. 0503130 и ф. 0503730 с учетом названных и других изменений в ближайшее время могут стать хорошим инструментов контроля исполнения бюджетов.
Особые особенности
Проекты изменений в инструкции по бухгалтерской и бюджетной отчетности, предложенные Минфином, вносят в указанные инструкции, как правило, аналогичные изменения. То есть по структуре форм, по порядку формирования отчетных показателей проекты устанавливают одинаковые правила как для бюджетной, так и для бухгалтерской, отчетности. Но есть и некоторые бросающиеся в глаза различия, которые присутствуют и в формах балансов.
Например, Балансе ф. 0503130 к показателю по строке «Материальные запасы (010500000), всего» приводится уточняющий показатель «из них, долгосрочные». А в Балансе ф. 0503730 к соответствующей строке баланса приводится показатель «из них, внеоборотные». При этом в Балансе ф. 0503130 показатель «из них, долгосрочные» приводится и к другим строкам баланса раздела I «Нефинансовые активы», например: Права пользования активами (011140000), Вложения в нефинансовые активы (010600000), Расходы будущих периодов (040150000). А в Балансе ф. 0503730 показатель «из них, внеоборотные» нужно указывать к показателю по строке «Вложения в нефинансовые активы (040150000)». Случайны эти различия или нет, можно будет понять, когда формы будут утверждены. Хотя по смыслу данных балансовых показателей, как можно предположить, принципиальной разницы между внеоборотными и долгосрочными активами нет.
Гораздо более существенные различия между Балансами ф. 0503130 и ф. 0503730 проявляются в другом. При этом проект Баланса ф. 0503730 заметно отличается от действующей пока отчетной формы.
Во-первых, согласно проекту, к строке 010 «Основные средства (балансовая стоимость, 010100000)» больше не требуется расшифровки «в том числе:
- недвижимое имущество,
- особо ценное движимое имущество,
- иное движимое имущество,
- предметы лизинга».
Аналогичную расшифровку не нужно будет делать не только к показателю «Амортизация основных средств», но и к показателям:
- нематериальные активы и их амортизации,
- непроизведенные активы и их амортизации,
- материальные запасы,
- нефинансовые активы в пути.
Таким образом, можно предположить, что отнесение имущества бюджетных и автономных учреждений к особо ценному для Минфина уже не будет играть значимой роли, начиная с отчетности за 2018 год.
Это отчасти подтверждается и тем, что счет 21006 «Расчеты с учредителем» теперь перенесен в раздел III «Обязательства» пассива баланса, и станет балансовым. Напомню, что пока этот счет находится в активе баланса, но при подсчете валюты баланса не учитывается. Такие изменения уже нельзя считать случайными. Даже в проекте Сведений ф. 0503768 о движении нефинансовых активов нет раздела о недвижимом и особо ценном имущества учреждения. Но, видимо, на этапе редактирования, случайно, в проекте Сведений ф. 0503768 сохранились строки 081-083 к счету 107Х1 «Основные средства в пути», в которых требуется указывать недвижимое, особо ценное движимое и иное имущество.
Сделки с балансом
Напомним, что согласно статье 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Аналогичная норма о крупной сделке и определении ее размера в отношении бюджетных учреждений содержится в статье 13 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
Очевидно, что изменение структуры актива баланса несколько изменит объем сделок, относимых к крупным, для автономных и бюджетных учреждений. Определение размера крупной сделки на основе данных баланса за 2018 год для этих учреждений будет актуально в следующем 2019 году. При этом пока трудно сказать насколько принципиально изменится размер крупной сделки, определяемый по проекту баланса ф. 0503730, но однозначно несколько иной может стать стратегия учреждений в отношении своих активов, отражаемых на отчетную дату.
Заключение
Предлагаемые Минфином изменения в бухгалтерскую и бюджетную отчетность учреждений нужно рассматривать в контексте изменений в инструкции по бухгалтерскому и бюджетному учету, федеральных стандартов учета, а также нормативных документов, регламентирующих финансовую деятельность учреждений.
Кроме того, вероятно, бухгалтеров при формировании отчетности за 2018 год ждет дополнительная работа по подготовке «промежуточных» балансов, которые обеспечат соответствие показателей при переходе на новые формы. Очевидно, и то, что учреждения в самое ближайшее время ждет новый виток реформирования государственного сектора экономики, но уже на несколько иных принципах и управленческих решениях.
Начать дискуссию