Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).
В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Кадровый учет без ошибок: от документов до 1С
В 2024 году кадровый учет снова меняется. Научитесь правильно принимать и увольнять сотрудников, вести воинский учет и работать без ошибок в 1С: ЗУП. Оформляйте документы быстро и без лишней работы!
4 290 ₽
18 990 ₽ Акция! Скидка 77%
В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.
Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:
в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).
Указанные списки достаточно объемны и трудны для восприятия. Поэтому советуем узнать у сотрудника, в каком госоргане он работал, зайти на официальный сайт этого органа и в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, можно узнать, относилась ли замещаемая должность к той, которая требует соблюдение особого порядка при приеме сотрудника на работу.
Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.
Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.
Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:
договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.
Уведомление
Итак, работодатель обязан в десятидневный срок с момента заключения трудового (гражданско-правового) договора уведомить бывшего нанимателя.
Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).
Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.
В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).
Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:
фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
дата и место его рождения;
наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
В случае заключения трудового договора указываются:
наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
дата и номер приказа о приеме на работу;
дата заключения трудового договора и срок его действия;
название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
В случае заключения гражданско-правового договора указываются:
дата и номер гражданско-правового договора;
срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
размер вознаграждения по договору.
Уведомление направляется в адрес государственного (муниципального) органа, бывшего места работы сотрудника, в течение 10 дней с момента заключения договора.
Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.
Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.
Деятельность комиссий регулируется Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.
По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:
дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.
Решение комиссии оформляется соответствующим протоколом и является обязательным для коммерческих структур.
Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.
Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.
Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.
В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник - уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.
Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя
Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.
Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.
Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы
К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.
Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.
Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности
Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 обобщили наиболее часто встречающие спорные моменты при уведомлении бывшего нанимателя:
если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.
Бывший государственный служащий может оказаться отличным специалистом в какой-либо области, обладать знаниями, необходимыми для организации, поэтому несколько усложненный (по сравнению с «обычным») порядок приема на работу бывшего госслужащего не должен стать непреодолимым препятствием при получении высококвалифицированных кадров.
Комментарии
17Добрый день! Я понимаю, что не знание закона не освобождает от ответственности. Мы не знали об этом законе и пропустили данный момент. Брали сотрудника на работу через центр занятости на определенный период и как то не подумали даже, что надо в эту сторону обратить внимание (Он работал в муниципальном учреждении). Работник сказал, что тоже не знал. Человек отработал и уволился по окончании срочного договора. Прошло уже 7 месяцев с момента приема. Пришел запрос от проверяющих органов. Подскажите, может при первом нарушении возможно предупреждение?
В муниципальном учреждении может не быть муниципальной службы, например, работники Муниципального казенного учреждения "Центр бухгалтерского учета и отчетности" не являются муниципальными служащими, здесь речь именно о служащих.
Полностью с Вами согласен! Даже скажу больше - государственные и муниципальные учреждения (казенные, бюджетные, автономные) в принципе не могут содержать в своем составе должности гос. и мун. службы, т.к. не являются органами власти, а лишь являются организациями созданными данными органами.
Добрый день! Вы правильно указали, именно - в МУНИЦИПАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ?! Это имеет существенное значение при решении Вашей проблемы!
Добрый день! Да, указала верно. На запрос прокуратуру ответили. Написали, что не отправляли уведомления. Сотрудница сама не знала, что надо уведомлять. Надеемся, что ее предыдущая должность никак не повлияет на рассмотрение документов. И все пройдет гладко.
Вроде уже не первый год сдаём в ПФР всякие СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, теперь даже СЗВ-ТД, а организовать внутри наших госучреждение и рядом стоящих не можем.
Почему система ПФР не в состоянии автоматически отправить прежнему работодателя, что бывший госслужащий устроился на работу к такому-то работодателю.
Можно это автоматизировать при желании ведь почти всё что нужно для этого уже есть и тогда не будет этого "геморроя" у тех, кто делом должен заниматься, а не всякие отчётные сущности порождать.
а Вы уверены, что ЖЕЛАНИЕ именно в том что бы информация была у прежнего? Вот попробуйте придумать для каких целей это так необходимо прежнему работодателю? хоть руководителю, хоть бухгалтеру, хоть ихним кадрам?
и вот мне как-то даже умышленно придумывая не приходит в голову зачем и для чего... и как же они (эти бедные бывшие предприятия) все прошлые годы, до появления закона с необходимостью соощения, обходились без знания того, чем же после увольнения занимается их бывший....
а значит....., значит, вся цель - просто добавить лишнего отчёта новому предприятию - наверняка же упустят , пропустят, может даже не знают, в конце концов просрочат.... вот и влип на штраф!
Тогда штрафовать кого будут по ст. 19.29 КоАП РФ!? .... Штрафы то там от 100 т.р. и выше.....))
Бывшая работодатель 2 раза платила штрафы за это по 100 тыс. Этот закон свинство чистой воды в текущих условиях.