Налоговые проверки

Как копают налоговики

Методичка налоговиков, как выявлять умысел в налоговых нарушениях, и что спрашивать у директоров и сотрудников, чтобы их «расколоть».

Очень рекомендую всем внимательно изучить письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@. В нем приводятся рекомендации для налоговиков, как выявлять умысел в налоговых нарушениях, и что спрашивать у директоров и сотрудников, чтобы их «расколоть». Есть даже конкретные примеры и судебная практика.

Вот часть из того, что советуют контролерам:

1. Выявлять имитацию экономической деятельности. Это первый признак умышленности. Причем в письме рассуждают так. Для того, чтобы имитировать деятельность налогоплательщику нужно нести какие-то расходы, и на таких расходах он обычно пытается сэкономить. В итоге имитация получается неправдоподобной, и вот на этом-то и нужно ловить.

Ну ты понял, да? Если разыгрываешь спектакль – не экономь на декорациях.

2. Обнаружив налоговое нарушение, сразу искать умысел в действиях должностных лиц. Причем если сами проверяющие квалифицируют нарушение как неумышленное, руководитель налогового органа на свое усмотрение может переквалифицировать его в умышленное и назначить штраф не 20%, а 40% от недоимки. 

3. Исследовать документы, которые подтверждают полномочия должностных лиц, в результате действий которых было совершено налоговое преступление, потому что вина организации определяется виной должностных лиц. Если с уголовно-правовой точки зрения виновным окажется рядовой сотрудник, у которого по документам не было соответствующих полномочий, то это не должностное лицо, а значит сама организация может избежать обвинения в умышленном правонарушении.

4. Если умысел должностного лица до налоговой проверки уже доказал суд, то налоговики могут не утруждать себя сбором доказательств, а выносить решение на основании этого приговора. Поэтому налоговикам рекомендуют проверять внешние источники (приговоры), чтобы ускорить свою работу.

5. Собирать доказательства на наличие умысла одновременно с доказательствами самого правонарушения. То есть не просто доказать, что правонарушение было, но сразу постараться найти доказательства, что ты это сделал специально.

6. Допрашивать налогоплательщиков и лиц, на которых они укажут, а потом допрашивать повторно с учетом уже полученных сведений. 

7. Использовать не обтекаемые, а более конкретные формулировки, которые ясно показывают, что налогоплательщик умышленно совершил нарушение. Так, формулировки «недобросовестность налогоплательщика» и «непроявление должной осмотрительности» по мнению авторов письма слишком нейтральные и того гляди могут создать впечатление, что нарушитель не так уж и виноват. А надо использовать стиль изложения как в обвинительных заключениях по уголовным делам.

8. Если есть подозрения в аффилированности контрагента, то проанализировать все информационные ресурсы, чтобы выявить общие адреса, сайты, имущество, сотрудников. А еще проанализировать основные средства, т.к. часто они находятся в аренде у аффилированных лиц, а собственник бенефециар. Бывает, что основные средства аффилированная компания покупает у собственника за счет заемных средств, которые этот же собственник и дает. На деле же перемещения активов не происходит и обслуживающий персонал остается тот же.

При доказывании аффилированности иностранной компании нужно получить информацию обо всей цепочке расчетов, которой владеет Центробанк и Росфинмониторинг.

9. Направлять запросы для истребования IP-адресов, чтобы определить, откуда выходили в сеть при отправке электронной отчетности и распоряжения расчетным счетом фирмы-однодневки. Определять, кто этой фирме оказывал бухгалтерские услуги. Как правило, они же и ведут бухгалтерию проверяемого налогоплательщтка.

10. Постараться найти в офисе налогоплательщика следы фиктивного документооборота с однодневками. Это могут быть печати, бланки и т.д.. Обыскать возможные места нахождения первичной документации одноднвки.

11. Сопоставлять объемы и массу товара с объемами грузовых автомобилей и объемами складов, чтобы установить невозможность перевозки товара по договору поставки. Также сверять условия содержания товара с реальными условиями на складах.

12. Устанавливать реального производителя или поставщика товара путем анализа сертификатов на товар.

13. При установлении реальности работ и поиске фактического исполнителя допросить сотрудников налогоплательщика, и в первую очередь тех, кто там уже не работает, чтобы было больше шансов, что информация будет правдивая.

14. Особо тщательно проверять реальность затрат на специфические услуги: маркетинговые, консалтинговые и т.д.

Это далеко не все. Я еще раз рекомендую тщательно изучить это письмо, чтобы понять, насколько тщательно будут копать налоговые и следственные органы, и что все или почти отговорки, лазейки и схемы им давно известны.

Начать дискуссию