Бухгалтерская отчетность

Штраф в 700 тыс. за несдачу баланса: что на самом деле за этим стоит

Эксперт рассказывает, как связаны готовящиеся штрафы за просрочку сдачи бухотчетности, закон 115-ФЗ и новые правила для аудиторов.
Штраф в 700 тыс. за несдачу баланса: что на самом деле за этим стоит
Иллюстрация: Борис Мальцев / Клерк

Эксперт рассказывает, как связаны готовящиеся штрафы за просрочку сдачи бухотчетности, закон 115-ФЗ и новые правила для аудиторов. 

Недавно на «Клерке» вышла статья «За просрочку со сдачей баланса введут штрафы до 700 тыс. руб.». В статье подробно расписано, как будут штрафовать компании за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности.

Статья хорошая, написана доступным языком и более 10 тыс. подписчиков смогли это оценить. Но меня поразила реакция читателей на этот законопроект. Одни увидели в этом действия, направленные на уничтожение бизнеса, других удивляет — зачем такие безумные штрафы по такой обыденной процедуре. Ведь все понимают, что своевременно сдать годовую бухгалтерскую отчетность не составляет особого труда для любого предприятия.

Но никто из читателей не рассматривал это как некую последовательность определенных действий нашей власти в целях декриминализации и повышения налоговой прозрачности бизнеса, ну а основная цель — это конечно пополнения бюджета за счет дополнительного поступления налогов. Только за последнее время (по отчетам налоговиков) собираемость налогов выросла на 25% , а страховых взносов на 11%.

Рост собираемости налогов, в основном происходит за счет внедрения налоговыми органами различных автоматизированных систем, проводящих анализ сдаваемой налогоплательщиками отчетности и выявляющих несоответствие данных.

Но ведь есть такие моменты, которые сложно выявить при использовании самых совершенных автоматизированных систем и которые можно выявить только в ходе проверки первичных документов. Но, по заверениям налоговиков, количество выездных проверок неуклонно снижается. И что же теперь делать?

Вот здесь и наблюдается последовательность действий, направленная на передачу проведения проверки первичных документов от налоговых органов иным субъектам.

Так кто же эти субъекты?

Основными субъектами, на которых можно переложить контроль за соблюдением действующего законодательства, являются аудиторы. В соответствии с законодательством, аудит это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Кроме того, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие, связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

4) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

6) оценочную деятельность;

7) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

Аудиторам доступны практически все тонкости организационного процесса на предприятии, а учитывая профессиональный уровень, аудиторы смогут разобраться в любых схемах лучше работников налоговой службы.

Вероятно, учитывая эти возможности, 23.04 2018 года был принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 23.04.2018 N 112-ФЗ.

В связи с принятыми изменениями, в законе № 115-ФЗ четко сказано, что аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган. (п.2.1 ст. 7.1 Закона).

Кроме того, аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в 2.1.

Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны (п.4 ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Совсем недавно, в развитие этой темы, Постановлением Правительства РФ от 08.11.2018 N 1332 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82» установлен Порядок представления аудиторами информации в уполномоченный орган.

Как вы понимаете, любой способ применяемый предприятием для оптимизации налогов можно отнести к легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

За несоблюдение требований, установленных законом № 115-ФЗ, аудиторы несут серьезную ответственность, и, конечно, они не будут рисковать своим аттестатом, скрывая выявленные нарушения.

Т.е. уже в настоящее время, аудиторы при выявлении любых оснований в т.ч. при выявлении получения предприятием «необоснованной налоговой выгоды», передают информацию в Росфинмониторинг, а далее эта информация поступает в ФНС.

Но в связи с тем, что ответственность за не проведение аудиторской проверки в настоящее время незначительная, многие предприятия просто игнорируют обязательный аудит, и информация о возможных нарушениях в сфере налогообложения не поступает в уполномоченные органы.

Поэтому, с целью стимулирования проведения предприятиями обязательного аудита и подготовлен законопроект о штрафах за несвоевременное представление юрлицом в ИФНС годовой бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту, или аудиторского заключения о ней. Ну, а если будет аудиторское заключение, то, может быть, и информация поступит в уполномоченные органы.

Выводы

Вы должны понимать, что приглашая аудитора для оказания даже консультационных услуг, рискуете поделиться информацией со службой Росфинмониторинга и далее с ФНС.

Предприятиям, подпадающим под обязательный аудит, необходимо привести свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, ну а кто не захочет, с того спросят по полной программе.

Если не хотите общаться с аудиторами, то можно попробовать разделить бизнес на предприятия с объемом выручки до 400 млн. руб. и актива баланса до 60 млн. руб. в год (есть законопроект (№ 273179-7), что поднимут порог до 800 млн. руб. и активы до 400 млн. руб.).

Комментарии

12
  • МухоморВл

    Что первая, что эта статья - вода на воде. Не понятно ничего. Великий и могучий авторам не доступен.

  • Adele

    "Если не хотите общаться с аудиторами, то можно попробовать разделить бизнес на предприятия с объемом выручки до 400 млн. руб. и актива баланса до 60 млн. руб. в год"

    Это прямая рекомендация по дроблению бизнеса?

  • titova-tlt

    Пока аудиторам платит компания, они будут "рисовать" что им скажут