Масштабная тенденция повышения прозрачности строительства набирает обороты: внедряются BIM-технологии информационного моделирования, цифровизация и проектное управление. Заказчики строительства и ремонта задаются вопросами о том, как проконтролировать проект, если они не разбираются в предмете, и как уложиться в бюджет, избавиться от переплат, нескончаемых дополнительных работ, а также конфликтов с подрядчиками?
Строительный аудит – инструмент контроля
К идее проведения строительного аудита заказчики приходят на разных этапах строительства. Когда договор или соглашения на дополнительные работы со сметами, а тем более акты о приемке законченных работ подписаны, как правило, махать кулаками уже поздно. Придется платить подрядчику по завышенным ценам за то, что он, может статься, и не делал. Лучше всего, если решение обратиться за аудитом проектно-сметной и отчетной документации принято на стадии согласования сметной стоимости, которая обычно становится твердой ценой договора.
Разберемся, что же включает в себя данный полезный инструмент? Прежде всего, строительный аудит нацелен на сметную и отчетную документацию по объекту: сметы, спецификации, калькуляции, акты формы КС-2. Именно в них содержится информация о работах, которые подрядчик должен выполнить, материалах, которые для этого необходимы, и, конечно же, о стоимости рассматриваемых работ и материалов, зачастую значительно завышенной – от 25% вплоть до 100%. Расценки при этом могут быть как по сметным базам, так и коммерческие.
Получив информацию о предложении подрядчика по цене, специалисты строительного аудита, инженеры-сметчики, проводят серьёзную аналитическую работу, чтобы сравнить предложенную стоимость со среднерыночной. Для этого специалист должен произвести мониторинг сети «Интернет» и других источников, где подрядчики размещают прайсы, а также провести анализ на предмет соотношения всех этих предложений. После проверки специалист выводит среднюю стоимость работы или материала, получая ясную картину положения на рынке. Удивительно, как одну и ту же работу подрядчики продают с огромным разрывом в цене. Особенно это касается случаев, когда генеральный подрядчик и субподрядчики – аффилированные лица, которые приводят на объект «своих» поставщиков и рекомендуют их как надежных.
Кроме стоимости, необходимо проверить и объемы работ. На бумаге, в отрыве от проектной документации и реальной стройплощадки, объем работ и количество материалов может выглядеть для непрофессионального заказчика правдоподобно. А на самом деле в результате проверки расчетов получается, что заложенного в смету бетона хватит, чтобы залить всё помещение, оставив в середине пространство метр на метр. Порой для работников подрядчика закладываются временные сооружения, которые в реальности на объекте не монтировались. Например, излишнее количество временных санузлов.
У компании-заказчика может быть собственный внутренний сметный отдел, который проводит строительный аудит самостоятельно. Недостатками собственной службы могут стать невовлеченность сотрудников, недостаточный опыт именно в анализе рыночной стоимости и отсутствие инженеров ПТО, которые проверяют объемы работ и могут выполнить контрольные обмеры на объекте.
Реальный пример. В компании, которая заказывала строительство коммерческой недвижимости в Москве и Подмосковье, по различным причинам около года менялись сметчики. В результате пятый по счету сметчик совершенно потерялся в проектах, не имел контактов подрядчиков и не знал, за что ему взяться – сметы к новым договорам не согласованы, акты выполненных работ по исполненным договорам не подписаны. О детальной вдумчивой проверке в таких условиях не может быть и речи.
Случаи из практики
Даже когда внутренний сметный отдел работает на совесть, могут остаться пробелы как в случае компании-продавца бытовой техники и электроники. Новые магазины компания приводила к фирменному стилю, для чего требовался ремонт. Чтобы определить необходимые работы и стоимость, заказчик привлек специалистов. Уже на стадии осмотра помещения с подрядчиком возникли первые разногласия. Подрядчик не хотел менять пожарные двери, предлагал их просто покрасить. Разница в цене при правильно выбранном поставщике минимальная, и для заказчика выгоднее смена дверей, на чем и настояли консультанты.
После выезда заказчик получил от подрядчика смету. Сметный отдел заказчика проверил смету и обнаружил 2 млн. завышений. Когда смета поступила к консультантам, выяснилось, что и после первой проверки в среднем цены на материалы были завышены на 7% по сравнению со среднерыночными. Так, краска стоила в два раза дороже. Также имелись задвоения транспортных расходов: подрядчик указал их отдельной строкой, а параллельно включил в стоимость материалов.
Подрядчик отредактировал сметный расчет, но применил еще одну уловку – уменьшил объемы, а в некоторых случаях обнулил стоимость работ, необходимость которых неочевидна. Вместо освещения 4 тыс. кв. метров стройплощадки в смете появилось 2 тыс. кв. метров. При недостаточном освещении нельзя работать в вечернее время и заказчику пришлось бы доплатить за дополнительное освещение, чтобы сроки работ не растянулись. Итого консультанты добились снижения стоимости сметы на 9%, в деньгах - 2,27 млн. рублей.
Сложность для системного анализа стоимости ремонта представляет большое количество объектов и подрядчиков, когда стоимость нужно согласовывать быстро. Подрядчики пользуются тем, что заказчик ограничен по времени, навязывают свою цену, особенно, если объекты находятся в разных регионах.
Наглядным является случай торгового дома «Аскона». Компания нуждалась в срочном аудите сметной документации по ремонту торговых помещений сразу в 20 городах России: здесь были Астрахань и Кемерово, Краснодар и Санкт-Петербург, Сочи и Нижневартовск. Где применительно к региональному рынку цены на ремонт завышены, а где соответствуют среднерыночному уровню по конкретному городу? В общей сложности специалисты проверили шестьдесят шесть смет по ремонту и размещению рекламы в салонах, каждая из которых обработали не более чем за 1 рабочий день.
Какие ошибки нашлись в сметах? Конечно, завышения по стоимости отдельных материалов. Стоимость керамогранита в отдельных сметах оказалась завышена до 57%, стоимость работ по демонтажу конструкций ГКЛ, потолков, остекления дверей - на 90%, перегородки взяты в большем объеме, чем в проекте. По спорным позициям специалисты в моменте провели эффективные переговоры со строителями. В результате торговый дом смог сэкономить 3,8 млн. рублей вместо того, чтобы отдать эти деньги «за воздух».
***
Рассмотренные случаи из практики показывают, что подрядчики играют на незнании заказчиком рынка строительных материалов, а также манипулируют срочностью и позициями сметы, которые сложно поддаются проверке.
Затянувшийся кризис буквально вынуждает заказчиков активно участвовать в процессе строительства либо лично, либо привлекая независимых технических специалистов. Инвесторы выясняют, правильно ли расходуются денежные средства на объектах, из чего формируется сметная стоимость строительства.
На ранних этапах строительства, до заключения договоров с подрядчиками и непосредственного начала строительства заказчик может выявить потенциальные риски и предотвратить негативные последствия: уложиться в бюджет, получить качественный объект в определенные договоренностями сроки. Главное – использовать эти возможности.
Начать дискуссию