Отчетность в ПФР

СЗВ-М: за что штрафуют

За что обычно штрафуют и за что назначать санкции не имеют права.
СЗВ-М: за что штрафуют
Иллюстрация: Aïda Amer/Axios

На сегодняшний день в судах рассматривается огромное количество дел по требованию налоговых органов и Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании обязательных платежей и санкций.

Мы разберем, за какие нарушения при предоставлении форм СЗВ-М взыскиваются штрафы, и в каких случаях государственные органы не обладают правом взыскивать штрафы.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) работодатель, а также юридическое лицо, заключившее с физическим лицом гражданско-правовой договор, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьей. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже — на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно статье 15 Закон № 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

Срок — 15 число месяца, следующего за отчетным.

Сведениями, которые необходимо представить в Пенсионный фонд РФ, являются:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействия) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.

В такой ситуации со стороны страхователя возможны два вида нарушений:

  1. непредставление сведений в установленный срок;
  2. представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений.

В случае совершения такого правонарушения к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Разберем каждое из правонарушений.

Непредставление сведений в установленный срок

Состав данного правонарушения будет считаться оконченным 16 числа месяца, следующего за отчетным.

Следовательно, если работодателем 15 числа не представлены сведения, то Пенсионный фонд обладает правом взыскать со страхователя штраф.

Однако, в данном случае советуем обратить вниманием на дату обращения уполномоченного органа в суд с соответствующим заявлением.

Так, согласно Закону № 27-ФЗ требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

Следовательно, если требование об уплате вынесено, предположим, 11.01.2018, получено 15.01.2018, то последней датой уплаты штрафа в добровольном порядке будет являться 26.01.2018, а шестимесячный срок для предъявления заявления в суд начнет течь с 27.01.2018.

Отсюда последней датой обращения уполномоченного органа в суд будет являться 27.07.2018.

Если же с подачей заявления не будет заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, то страхователь может заявить о пропуске срока обращения с заявления, либо же суд самостоятельно установит факт пропуска срока, в заявленных требованиях будет отказано.

Кроме того, установлена обязательность обоснования ходатайства о восстановлении пропущенного срока уважительными причинами.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя государственного органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя государственного органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Таким образом, если госорган попытается сослаться на долгую передачу дел и организационные трудности при принятии на себя функций по контролю за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты страховых взносов, ему будет отказано.

К тому же, в случае совершения страхователем правонарушения и доказанности этого правонарушения страховщиком, страхователь может ходатайствовать об уменьшении размера штрафа, исходя из формального характера правонарушения и отсутствия опасных последствий совершенного правонарушения.

Представление неполных или недостоверных сведений

Наиболее распространенным правонарушением является предоставление неполных либо недостоверных сведений.

Однако, в данном случае суды встают на сторону страхователя.

Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, действующей в рассматриваемый период, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений.

Стоит иметь в виду, что первоначально сведения необходимо подавать по форме «ИСХ», а последующие — по форме «ДОП».

Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

К тому же, Закон № 27-ФЗ не позволяет сделать вывод о том, что законодатель предусмотрел ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.

Ошибки могут быть различны (например, в имени или в цифре ИНН). Однако, главным условием при признании судами отсутствия правонарушения является то, что застрахованное лицо в конечном итоге могло быть идентифицировано (например, неверно указали фамилию, однако, верно указан ИНН застрахованного лица). Такие ошибки признаются техническими, которые нельзя квалифицировать как представление страхователем недостоверных сведений в отношении застрахованного лица.

Ошибки могут быть устранены как до истечения двухнедельного срока после получения соответствующего уведомления от страховщика, так и после истечения, что не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Кроме того, непосредственно Пенсионный фонд дал разъяснения в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ»: если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, ПФР считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Также может возникнуть ситуация, когда страхователь должен подать сведения, например, о 10 застрахованных у него лицах, однако, по какой-либо причине им были поданы сведения лишь о 7 застрахованных.

Уполномоченный орган в таких случаях считает, что необходимо привлекать страхователя к ответственности, так как при подаче СЗВ-М по форме «ИСХ» сведения являлись неполными, дополнительно же о 3 застрахованных лицах страхователь не имел права подавать СЗВ-М по форме «ДОП».

В таких случаях необходимо ориентироваться на наличие либо отсутствие со стороны органа факта выявления ошибки в представленных сведениях.

Если будет установлено, что сведения, поданные страхователем, были приняты, предупреждение о выявлении ошибок направлено не было, то страхователь не может быть привлечен к ответственности.

В данном случае используется уже указанный подход: первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты и (или) ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, при наличии правовых оснований суды встают на сторону работодателей. Однако, во избежание возможных судебных разбирательства, советуем вовремя представлять сведения по форме СЗВ-М и проверять их на полноту и достоверность.

По материалам журнала «Наша бухгалтерия»

Начать дискуссию