После вступления в силу 1 июля 2003 года закона «О техническом регулировании» в системе стандартов качества произошел переворот. Однако «переходный возраст» закона – семь лет. Мы в самом начале. Что же нас ждет впереди?
Е.Е. Амарина, эксперт АГ «РАДА»
На сегодняшний день основной критерий качества продукции на рынке – спрос. Долгое время наше государство пыталось регулировать этот вопрос со своей колокольни. Существовало много государственных организаций, которые определяли нормы качества. Довольно часто они дублировали и перекрывали друг друга. И при возникновении проблемы фирме было сложно защищать свои интересы. Теперь все меняется.
Основные изменения
Само понятие «техническое регулирование» означает правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к качеству продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и т. д.
Главное нововведение Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон) – разделение ответственности государства и производителя. Отныне государство будет нести ответственность за глобальные вещи: защита здоровья, жизни, имущества и окружающей среды. А вопросами, регулирующими рынок и конкурентоспособность продукции, теперь будут заниматься производители. Причем добровольно. Обязательными же требованиями для них к качеству выпускаемой продукции теперь станут требования в отношении безопасности: жизни, здоровья граждан, имущества (личного, государственного, муниципального и т. д.) и окружающей среды. Эти требования будут установлены в технических регламентах, которые придут на смену ГОСТам.
Также в законе определяется такая форма, как подтверждение соответствия. Под ним понимается документальное подтверждение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Отметим, что список продукции, подлежащий обязательной сертификации, будет уменьшаться. А добровольная сертификация и декларирование, наоборот, – расширяться.
На смену Госстандарту
Раньше система регулирования качества продукции была полностью во власти Госстандарта. Сейчас предполагается целый ряд функций сделать негосударственными. Стандартизацией товаров в скором времени будет заниматься национальная негосударственная некоммерческая организация.
Также в настоящее время Госстандарт регулирует деятельность по аккредитации организаций, занимающихся выдачей сертификатов. В дальнейшем планируется, что это тоже будет делать негосударственная организация. Срок действия сертификатов будет определяться техническими регламентами. Соответствующая им продукция будет промаркирована знаком обращения на рынке. А если она также будет соответствовать национальному стандарту, то и знаком соответствия. Как видите, вместо одного привычного знака качества появятся сразу два. Они и будут определять положение данной продукции на рынке сбыта и, покупая товар, следует ориентироваться на их наличие.
Еще одной важной составляющей контролирующего механизма является торговая инспекция. На смену ей придет организация, которая объединит в себе функции контроля и надзора за рынком.
Как обещают чиновники, это произойдет довольно скоро. Пока же все эти функции исполняет Госстандарт, так как вакуума в процессе быть не должно. В дальнейшем предполагается, что государство будет выступать только в качестве контролера этих организаций. Однако функции его будут ограничены. Неизменно государственной функцией останется метрология (обеспечение единства измерений).
Разработка технических регламентов
Технические регламенты еще не разработаны, и пока фирмы должны руководствоваться существующими ГОСТами. Их замена на регламенты будет осуществляться в течение семи лет. И если за этот период соответствующий регламент не будет введен, ГОСТ автоматически исчезнет. Отметим, что количество ожидаемых технических регламентов – около полутора тысяч.
Закон устанавливает два вида технических регламентов: общие и специальные. Обязательные требования к конкретной продукции теперь будут состоять из требований общих технических регламентов и специального технического регламента именно на эту продукцию.
Обратите внимание: общие технические регламенты по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, пожарной, биологической, экологической и ядерной безопасности обязательны для соблюдения в отношении любых видов выпускаемой продукции. А общие технические регламенты по вопросам безопасности эксплуатации зданий и безопасного использования прилегающих к нему территорий обязательны для всех видов зданий.
Специальные технические регламенты устанавливаются для продукции с наивысшей степенью риска причинения вреда окружающей среде и здоровью потребителей. Это виды продукции, для которых необходимо устанавливать требования по безопасности излучений, механической, термической, химической безопасности и т. д.
Национальные стандарты
В обязанности национальной организации по стандартизации будут входить подготовка и утверждение программы разработки национальных стандартов. Эта программа должна быть доступна заинтересованным лицам для ознакомления. Заметим, что разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. По нашему мнению, законодатели не до конца разработали этот вопрос, и дополнительные разъяснения не замедлят появиться. Правила разработки и утверждения национальных стандартов приведены в статье 16 Закона.
Уже появляются компании, готовые взять на себя разработку стандартов для определенных товаров. Это, в основном, передовые производства. Например, производители соков. Их ассоциация одной из первых выходит с инициативами по разработке новых стандартов качества своей продукции. Получается двойная польза: и государству легче, и фирмам хорошо. Ведь очень выгодно, что конкуренты при выпуске аналогичных товаров будут равняться на вас.
Стандарты организаций
Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно для целей, перечисленных в статье 11 Закона. К ним относятся:
– повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, государственного, муниципального и частного имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и т. д.;
– повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– обеспечение научно-технического прогресса;
– повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
– рациональное использование ресурсов;
– техническая и информационная совместимость;
– сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
– взаимозаменяемость продукции.
Стандарты организаций являются эффективным инструментом для решения проблем внутри фирмы. Они помогут регулировать взаимоотношения между подразделениями организации, наладить эффективность производства, результативно управлять использованием ресурсов.
Проект стандарта фирма может предоставлять в Технический комитет по стандартизации, который проведет его экспертизу. На основании ее результатов Технический комитет дает свое заключение.
Обратите внимание: если фирма примет решение производить продукцию по определенному стандарту (техническому условию), он станет для нее обязательным. А значит, и для продавца такой продукции тоже.
Новые контролеры
Пока все останется по-прежнему. Производителей будет контролировать Госстандарт, а продавцов – торговая инспекция. Но в дальнейшем предполагается создание системы государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов. Контроль за качеством товара будет осуществляться на всех стадиях его обращения: в процессе хранения, перевозки и продажи. Так же, как и у налоговиков, у этой организации будет свой план проверок. В ее полномочия также будет входить проверка подлинности сертификата, срока его действия и правильности применения знака обращения на рынке.
Фирма-производитель будет обязана предоставлять контролерам документы, подтверждающие соответствие техническим регламентам, а качество товара будет определяться опытным путем. В любое время к вам могут прийти и на основе контрольных исследований, испытаний и измерений проверить качество выпускаемой продукции. От результатов исследований и характера нарушений зависят размеры штрафов. Фирме могут предписать устранить нарушения в установленный срок, запретить продавать продукцию или лишить сертификата. Если же продукция нанесла вред здоровью человека, то виновных могут привлечь к ответственности по статье 238 Уголовного кодекса. Отметим, что в лучшем случае им грозит штраф 70 тысяч рублей, а в худшем – десять лет лишения свободы.
Такие проверки не единственный способ контроля качества продукции. Любая фирма, участвующая в процессе производства и сбыта товара, при известии о его несоответствии техническому регламенту обязана в течение десяти дней сообщить об этом в ведомство государственного контроля. В свою очередь контролеры должны в течение пяти дней довести это неприятное известие до производителя и предложить ему принять необходимые меры.
Начать дискуссию