Любой бухгалтер в нашей стране, кто сдает декларацию по НДС, знает, что срок камеральной проверки по этим декларациям сократился с трех до двух месяцев. Федеральный закон № 302-ФЗ внес эти изменения в п.2 ст. 88 НК РФ в августе 2018 года. Но законодатели предусмотрели продления срока камералки до привычных трех месяцев, если в ходе проверки декларации по НДС налоговики заподозрят правонарушение. Решение о продлении принимает руководитель налогового органа или его заместитель.
Курс повышения квалификации «Все про НДС: от нуля до сложных моментов»
На практических примерах научим вас работать с НДС в любых ситуациях: разберем новые правила 2024 года по НДС, заполнение деклараций, применение льгот и обоснование вычетов. Вы будете уверены в своих знаниях и отработаете навыки на практике для работы без ошибок. Сейчас на обучение действует специальная цена 20 700 6 900 руб.
Как компания узнает о том, что камералка продлена еще на месяц — до или после основной проверки? Имеют ли законную силу все доказательства, которые найдут налоговики, если инспекторы нарушили процедуру продления проверки? Как оспорить результаты такой проверки?
Претензий к декларации нет
По общему правилу, если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 88 НК). В такой ситуации проверяющие должны оформить акт в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Налогоплательщик, который сдал декларацию по НДС, и спустя 2 месяца и 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1 НК РФ) не получил акт налоговой проверки может смело рассчитывать на то, что налоговым органом не выявлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, до истечения двух месяцев после представления декларации по НДС налогоплательщик должен получить:
— либо акт проверки (п. 5 ст. 88 НК),
— либо решение о продлении сроков проверки до 3х месяцев при наличии признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах (абз. 5 пункта 2 статьи 88 НК),
— либо ничего, т.е. «молчание будет ему ответ».
Как сообщат о продлении: до или после
Должны ли инспекторы уведомить налогоплательщика о продлении проверки? Минфин считает, что нет (письмо от 02.10.18 № 03-02-07/1/70615), также эта обязанность не предусмотрена Налоговым кодексом. Однако, есть Письмо ФНС России от 07.11.2018 N ЕД-4-15/21688@ «О направлении рекомендуемых форм», где форма решения о продлении срока проведения камеральной проверки утверждена.
В этой ситуации для налогоплательщика возникает принципиальный вопрос: когда руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки (до истечения двухмесячного срока проверки или после) и, соответственно, ознакомить с ним налогоплательщика.
Давайте разберемся. В ст. 88 НК РФ п. 2 абз.5 сказано: «в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах...».
Иными словами, сама проверка должна быть проведена в срок 2 месяца, а если выявлены признаки нарушения, то выносится решение с продлением проверки до трёх месяцев. Но решение должно быть вынесено не позднее двух месяцев с момента представления декларации по НДС. Получается, что в этот же срок (2 месяца) налогоплательщик должен быть ознакомлен с принятым решением о продлении проверки.
Таким образом, решения о продлении принятые после окончания камеральной налоговой проверки, т.е. за пределами 2-х месячного срока, не должны иметь никакой юридической силы и не могут влиять на права и законные интересы налогоплательщика.
Однако, совершенно очевидно, что налоговый орган не допустит формального принятия решения о продлении камеральной проверки за пределами 2-месячного срока. На практике ситуация, скорее всего, сложится так: проверка будет продолжаться и после истечения двух месяцев (направление требований и ожидание ответов по встречкам), а когда доказательственная база будет получена, то «задним числом» будет оформлено решение о продлении.
Как оспорить?
Применение законодателем в абз. 5 пункта 2 статьи 88 НК предлога «ДО» говорит о пресекательном сроке принятия решения о продлении срока камеральной проверки декларации по НДС. То есть принятие решения и уведомление налогоплательщика о принятом решении ПОСЛЕ окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС (по истечении 2х месяцев) будет являться злоупотреблением налоговых органов.
На сегодняшний день не сформировано судебной практики по изменениям в НК РФ, связанным с сокращением/продлением сроков проведения камеральных проверок, поэтому предлагаю налогоплательщику ориентироваться на следующий алгоритм действий.
1) Решение, принятое по акту камеральной проверки декларации по НДС, которая проведена с нарушением срока окончания налоговой проверки и налогоплательщик не был уведомлен до её окончания о продлении срока проверки, может быть обжаловано в суд.
2) Доказательства, полученные налоговым органом после окончания срока проверки, не могут быть признаны допустимыми по правилам АПК РФ, поскольку они будут получены с нарушением федерального закона (ч.3 ст. 64 АПК РФ). Однако, налогоплательщику стоит учесть, что нельзя сводить всё обжалование к нарушению налоговым органом процессуальных сроков. Нужно использовать и другие аргументы правильности исчисления и уплаты (возмещения) НДС, приводить контраргументы по существу изложенных в акте проверки обстоятельств.
Правовая позиция налогоплательщика должна быть выражена в возражениях на акт проверки, а также обжалована в вышестоящий налоговый орган и в суд. Затягивать с данным аргументом до суда не стоит, т.к. положительное для налогоплательщика решение может быть принято на более ранней, а, следовательно, менее затратной стадии обжалования.
Начать дискуссию