Сегодня у нас в гостях Елена Галамага, налоговый юрист из города Холмска, что на Сахалине. Обсудили, кем интереснее работать — бухгалтером или юристом, почему не стоит возмущаться плохим законам и как уберечь себя во время налоговых проверок. Еще будет чудесная история про Шурика, который испугал главбуха.
— У многих бухгалтеров есть истории типа «мечтала стать дизайнером, в школе ненавидела математику, но пришла в итоге в бухгалтерию». У вас как?
— Моя мама бухгалтер, много работала дома, поэтому я выросла в окружении непонятных бумажек с цифрами и под шифровки из центра по телефону: «Нет, на десятый! Да, на двадцатый!». Всё это меня не вдохновляло. Мои ровесники после школы массово шли на экономистов и юристов, а я по зову сердца поступила на физфак. В университете активно занималась наукой. Жизнь шла по чёткому плану: аспирантура, кандидатская, докторская и преподавание.
К сожалению, в те годы преподавателям платили мало, а вся наука была за свой счёт. Мне пришлось сменить профессию на более хлебную. Я отучилась на юриста. Увлеклась налоговым правом. И потом еще отучилась на бухгалтера.
— После физфака бухучет, наверное, щелкаете, как орешки?
— После физики всё кажется не таким уж сложным. До сих пор бухгалтерия — это моя побочная деятельность. Сама над собой смеюсь: ни юристом, ни бухгалтером я быть не хотела, но в итоге стала.
— Кем интереснее работать — бухгалтером или юристом?
— Конечно, юристом! Больше сложностей и больше творчества. Часто слышу мнение, что работа юриста — скучная. Это неправда, просто надо знать грибные места. Моё первое официальное рабочее место — штатный юрист на так называемом «китайском рынке». Проверки туда ходили толпами!
— В вашей статье про препоны 115-ФЗ вы давали лайхфак, как правильно заполнить платежку, чтобы никто не придрался. Действительно во взаимоотношениях с банками все стало так сложно?
— Я вижу тенденцию к ухудшению. Даже когда-то лояльные к бизнесу региональные банки начинают выкручивать руки, при этом, как будто извиняясь, ссылаются на контроль Центробанком.
С ходу не могу вспомнить ни одного знакомого предпринимателя, который бы хоть раз не объяснялся с банком по 115-ФЗ.
Это реальные предприниматели, которые зарабатывают деньги реальным трудом. Чуть ли не каждый месяц я узнаю о новых «фишках» банков.
Например, свежая история с блокировкой карты учредителя за полученные дивиденды коснулась лично меня. Казалось бы, что мешает банку заглянуть в ЕГРЮЛ и проверить отчётность в открытых источниках? За пять минут с чаем узнали бы, что это действительно учредитель и что прибыль есть. Но нет, нужно тащить человека в отделение и требовать бумаги с печатями. Особенно умилило в этой истории, что в уведомлении написали: в рамках проводимой банком акции «Узнай своего клиента» просим вас предоставить документы, и кстати, есть ещё такой 115-ФЗ.
А устно сказали — если срочно не дадите документы, то заблокируем карту.
— Самый сложный вопрос с банком, который вам приходилось решать?
— Я обнаружила долг по исполнительному листу после инвентаризации расчётов в новой организации. После общения с приставами и банком на тему «где деньги?» выяснилось, что приставы перечислили долг с ошибкой в ИНН, закрыли производство, а банк зачислил деньги по ИНН на чужой счёт, не глядя на остальные реквизиты. В итоге, деньги я вернула, но пришлось побегать.
— Был опыт выездных налоговых проверок?
— Как к юристу, ко мне обращались только постфактум, когда получали акт проверки. К сожалению, картина в этих делах была очень печальная, по причине низкой квалификации бухгалтера и из-за отсутствия должной подготовки. Налоговой слили всё, что надо и не надо, свидетелей к допросам не подготовили, почву для обжалования не заложили. В наших реалиях такое несерьёзное отношение к проверкам — это самоубийство для бизнеса.
На вопрос, как руководителю заранее оценить квалификацию бухгалтера, у меня нет простого ответа. Чаще всего, это выясняется только на практике.
Хотелось бы дать несколько общих рекомендаций предпринимателям, которые ещё не сталкивались с агрессивными проверками либо не смогли сделать правильные выводы.
1. Как назовут ваши действия — «оптимизацией» или «правонарушением» — это вопрос квалификации, т.е. оценки ваших действий конкретным проверяющим. Оценка всегда субъективна и обычно не в вашу пользу. Важно помнить, что главная цель проверки — отнять ваши деньги или хотя бы наказать вас за что-нибудь. Поэтому десять раз подумайте, хотите ли вы «дружить» с проверяющим и чем может закончиться такая «дружба».
2. Готовьтесь к проверкам так, будто вам завтра нужно идти в суд. Забудьте о презумпции невиновности и о том, что все сомнения трактуются в вашу пользу. Не надейтесь, что вы сможете какие-либо действия объяснить устно или что какие-то вещи очевидны. Практика показывает, что «очевидные» вещи труднее всего доказать. Поэтому на каждый ваш шаг, а особенно если это шаг налево, у вас должен быть комплект документов.
3. Самое слабое место при любой проверке — это рядовые сотрудники. Как правило, даже самые бойкие из них теряются, когда им тычут корочкой в лицо. И начинают выкладывать всё, как есть. Надеяться, что сотрудники будут рассказывать вашу интерпретацию событий, — бесполезно, на практике это не работает. Поэтому выстраивать процессы с рядовыми сотрудниками нужно так, чтобы их правда вас не закопала.
4. Сотрудников нужно заранее готовить к допросам. Всегда. Давление, провокации, фальсификации протоколов допроса — это лишь часть методов, которые используют проверяющие. Часто бывает и такое, что сотрудники искренне хотят вам помочь и из благих побуждений начинают сообщать проверяющим лишнюю информацию. Либо свою версию событий, которая не имеет отношения к реальности. Поэтому подготовка к допросам очень важна.
5. Вы можете быть абсолютно уверены, что ваши действия законны. А из протоколов допроса и акта проверки, в которых смещены акценты, есть смысловые искажения, факты подменены мнением проверяющих, часть фактов вообще отсутствует, — на вас может смотреть злостный нарушитель. Поэтому важно думать не только о том, что и как вы делаете, но и обязательно заранее продумывать, для чего вы это делаете. И запасаться документами. Чтобы ваша «деловая цель» не превратилась в «умысел».
— Как вы относитесь к бухгалтерскому аутсорсу? Или все-таки бухгалтер должен быть рядом, всегда «на глазах» директора и таким, чтобы с ним можно было поделиться чем-то секретным?
— Именно директору бухгалтер на глазах не нужен. Но нужен рядовому персоналу, особенно людям рабочих профессий, которые не любят заполнять бумажки и привыкли к личному общению. Многим сотрудникам важно именно прийти (не звонить и не писать) в бухгалтерию, чтобы решить свой вопрос. Поэтому хотя бы один бухгалтер должен быть под рукой. Если компания маленькая, то хотя бы пару раз в месяц появляться в офисе.
Что касается секретов, мой опыт показывает, что бухгалтерию от секретов лучше ограждать.
Знаю немало историй, когда слишком большое доверие бухгалтеру закончилось для директора судимостью.
Каждый должен заниматься своим делом. Основная работа бухгалтера — это учёт и отчётность. «Творчество» лучше оставить другим специалистам.
— Три слова, которыми можно охарактеризовать теперешних ИП.
— Экономные, экономные и ещё раз экономные. И всегда такими были. С одной стороны, это правильно. Успешный бизнес получается только у тех, кто умеет считать деньги. С другой стороны, важно найти баланс между экономией и возможными рисками. Важно уметь не только зарабатывать деньги, но и не терять их.
Защищать свои квартиры и машины у нас уже научились, а о защите бизнеса многие задумываются только тогда, когда начинаются проблемы.
— Что из недавних законов возмутило больше всего?
— Не вижу смысла возмущаться законами. Законы работают только тогда, когда вписываются в общественные отношения. Иначе — это мёртвый текст. Давайте вспомним, как всех ИП-шек обязали вести учёт кассовых операций. Что сделали те, кто деньги с расчётного счёта кладёт себе в карман? Кто из них побежал заводить кассовую книгу? Писать расходные ордеры на «личные нужды»? Я таких не знаю.
Возмущают меня ситуации, когда закон вольно трактуется контролёрами.
— Я всегда спрашиваю про смешные случаи на работе. У Вас отличное чувство юмора. Порадуйте нас чем-нибудь забавным, пожалуйста.
— В одной из компаний, где я работала, приобрели тренажёр-манекен для обучения персонала первой помощи. Выглядит он как очень бледный молодой человек в спортивном костюме, ростом 180. Зовут официально — Александр, а для своих — просто Шурик. Привезли его поздно вечером, когда на работе почти никого не было. Коллеги-мужчины собрали его в приёмной, с восторгом покрутили, усадили в кресло секретаря, ноги закинули на стол, в руки вложили телефон и папку, устроили фотосессию. И забыли убрать.
Утром первой на работу пришла главбух и направилась в приёмную, чтобы забрать подписанные документы. Её комментариев, к счастью, никто не слышал. Когда пришла секретарь, на её крики сбежался весь офис. Мужчины поставили Шурика в угол в приёмной и умыли руки, мол, экспонат ценный и решать его судьбу они не готовы. Директора, который пришёл позже, на пороге встречал женский бунт. Возмущённые сотрудницы отказывались работать и требовали немедленно увезти это чудовище на склад. Директор всех отправил ко мне, поскольку именно я отвечала за покупку Шурика. Я в тот день пришла в офис последней, и мне досталось больше всех.
Внезапно выяснилось, что у манекена нежная электроника, и климат на складе ему не подходит. Мне пришлось принять эту ответственность на себя, и Шурик какое-то время сидел у меня в кабинете, пока ему не оборудовали новое место. Людей, которые приходили ко мне первый раз, я заранее предупреждала: не пугайтесь, у меня в кабинете Шурик. Какой Шурик? — сначала не понимали они. Потом всё равно вздрагивали в дверях. Коллеги к нему так и не привыкли, ворчали или неодобрительно на него косились. Уборщица каждый раз с ним здоровалась (говорила, что на всякий случай). А я Шурика иногда вспоминаю с улыбкой, вдвоём в кабинете было как-то веселей.
Комментарии
281Во многих вещах я с автором не согласна. Бухгалтерия на аутсорсе - это то же самое, что доверить кошелек другому человеку и ждать, что в кошельке прибудет денег. Бухгалтер особенно нужен директору рядом, чтобы обсудить сделку и последствия (налоговые и юридические) до того, как сделать. После проведения сделки поздно пить боржоми. Грамотный бухгалтер всегда найдет оптимальное решение проблемы. Согласна, что к проверкам надо готовиться, но общаться с проверяющими должны конкретные работники, а остальные должны оставаться за кадром для избежания выдачи взаимоисключающей информации и желательно получать письменные вопросы и письменно отвечать, а не вываливать все свои знания чохом.
Сделки и решение проблем лучше обсуждать с юристом - как со специалистом, у которого есть соответствующие знания и опыт. Обсуждать сделки с бухгалтером - это как лечить сердце у стоматолога. Могу много написать на эту тему, в т.ч. с примерами из жизни. Соглашусь с Вами в том, что часто бухгалтеры у нас как многорукие Шивы делают работу и вместо юриста, и вместо кадровика. Многие руководители к бухгалтеру так и относятся. Это не значит, что так и нужно делать.
По поводу проверок. Вы описали идеальную ситуацию. На практике, к сожалению, проверяющие нередко успевают собрать компромат до того, как руководство успеет отреагировать. Например, без предупреждения могут прийти прокуратура, полиция, трудинспекция. Та же налоговая последнее время активно подключает ОБЭП. Ко мне на работу, к примеру, один раз вот так, открыв дверь ногой, пришли помпрокурора со следователем по налоговым преступлениям. Пришли они в обед, когда ни меня ни руководства на месте не было. Есть и много историй, когда умудрялись слить инфу во время проверки. Не говоря о том, что на допрос могут вызвать любого сотрудника.
Решения по рискованным сделкам в любом случае не стоит принимать наспех, а значит, всегда можно договориться с бухгалтером о встрече в удобное время в удобном месте и все обсудить, предварительно отослав ему исходные данные для анализа.
А типовые, уже многократно обкатанные операции участия бухгалтера не требуют в норме.
Упс. А я то - темный- всегда думал, что сделки надо обсуждать и с юристом, и с бухгалтером, и с финансистом, и с профильным отделом, и с безопасностью и со многими многими......
См. выше, речь шла о налоговых и правовых рисках.