Акцизы

Камеральная проверка декларации по акцизам

Налоговики продолжают формировать единые принципы проведения камеральных проверок. Очередные рекомендации посвящены проверке декларации по акцизам. В статье мы расскажем, как укрыться от «всевидящего ока» налоговой инспекции.

Т.В Демченкова, эксперт АГ «РАДА»

Налоговики продолжают формировать единые принципы проведения камеральных проверок. Очередные рекомендации посвящены проверке декларации по акцизам. В статье мы расскажем, как укрыться от «всевидящего ока» налоговой инспекции.

Налоговые инспекции испокон веков проводят камеральные проверки отчетности. Мы привыкли считать, что это обычный пересчет цифр и визуальная сверка показателей. Дополнительные документы налоговики, как правило, просят у тех, в чьих отчетах содержатся существенные обороты. Да и то все зависит от конкретного налогового инспектора.

Не так давно МНС решило упорядочить проведение камеральных проверок. Приказом от 28 августа 2003 г. № БГ-3-03/478 оно утвердило Методические рекомендации по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам № 1, 2, 3) (далее – Рекомендации).

Цель проверки

Основной целью камеральной проверки налоговики называют «контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов». Однако это формальная цель. Нетрудно догадаться, что предварительная камеральная проверка служит только первой ступенью для дальнейшего надзора за фирмами. По ее результатам налоговики выберут тех, у кого проведут камеральную проверку «с пристрастием». То есть проверку «с истребованием всех необходимых документов».

И конечно, главной целью камеральных проверок является отбор кандидатов на выездные налоговые проверки. Фирм много, проверить всех подряд невозможно. Крупные магнаты и так не спрячутся, а средний и мелкий бизнес контролировать тоже нужно. Так что в первую очередь гости из налоговой инспекции приедут к льготникам и к тем, у кого не все гладко с отчетностью.

Что будут проверять

Перечень используемых в проверке документов приведен в пункте 1.3 Рекомендаций. Кроме налоговых деклараций по акцизам в нем указаны документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты. А также «иные документы о деятельности налогоплательщиков».

Обратите внимание: в запросе инспектора должен быть конкретный перечень документов. Если перечня нет, вы можете вообще ничего не представлять. В этом случае нужно написать в инспекцию письмо с просьбой уточнить список испрашиваемых документов. В пользу такой позиции говорит арбитражная практика. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 февраля 2003 г. по делу № А26-5162/02-211.

Кроме перечисленных документов проверяющим рекомендовано использовать внутренние протоколы ошибок, которые формируются в результате автоматизированного контроля деклараций.

Камеральная проверка по-прежнему складывается из трех основных составляющих:

– проверка своевременности подачи декларации;

– проверка правильности заполнения декларации;

– арифметический пересчет итоговых сумм акциза.

Кроме соотношений между показателями налоговики должны будут проверить, правильность примененных ставок акциза, обоснованность налоговых вычетов и т. д.

Как будут проверять показатели декларации

Прежде всего налоговый инспектор пересчитает итоговые суммы во всех трех формах декларации по акцизам.

Форма № 1

В таблице 1 «Расчет налоговой базы» формы № 1 проверке подвергнутся суммы, указанные в графе 6 по строкам 060 и 080.

Заметим, что по строке 060 отражается сумма экспорта подакцизных товаров, по которым нет банковской гарантии. Она должна равняться разнице между показателями по строкам 040 и 050.

В таблице 2 «Расчет суммы акциза» инспектор должен будет пересчитать показатели, отраженные в графах 5 (налоговая база) и 7 (сумма акциза) по строкам 030, 040, 070, 090, 110, 120, 130.

Форма № 2

В этой форме проверяются суммы налоговой базы по алкоголю (графы 6, 7, 8) и пересчет этих сумм на безводный спирт (графы 10, 11, 12). Инспектор должен подсчитать их по всем видам алкогольной продукции (строки 030, 050, 070, 090, 110, 130, 150, 170, 190).

Форма № 3

В таблице 3.1 этой формы проверяющий должен обратить внимание на налоговую базу (графа 6) по полученным фирмой нефтепродуктам (строки 110–150). Затем ему рекомендовано пересчитать итоговую сумму акцизов исходя из налоговой базы (графы 6 и 8 по строкам 460–500, 610–650). Кроме того, он должен проверить акциз, предъявленный к возмещению по экспортированным нефтепродуктам (графа 8 по строке 660). И наконец ему следует подсчитать суммы акцизов, подлежащие уплате в бюджет по всем видам нефтепродуктов (графа 8 по строкам 970–1020).

После арифметической проверки перечисленных показателей декларации инспектор должен проследить взаимосвязь ее строк и граф. Например, в таблицу №1 формы № 1 декларации переносятся данные из приложений № 1–4 к форме № 1 таблицы № 1. Однако такую сверку налоговым инспекторам рекомендовано проводить в соответствии с их внутренним документом. Речь идет о системе контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, приведенной в письме МНС от 21 апреля 2003 г. № ВГ-6-03/4760. Это письмо не публиковалось и является закрытым для внешних пользователей. Можно только предположить, что речь там идет об увязке показателей расчетов в основных таблицах с данными приложений к ним.

Отметим только некоторые взаимосвязи между показателями. Данные об объемах реализованной в России продукции, указанные в графе 4 по строкам 1060–1100 таблицы 3.2 формы № 3 декларации, должны соответствовать показателям строк 770–810 по графе 6 таблицы 3.1 этой же формы.

Суммы акциза, подлежащие уплате в бюджет, отраженные в строках 1060–1100 по графе 6 таблицы 3.2 формы № 3 декларации, должны соответствовать данным строк 980–1020 по графе 8 таблицы 3.1 этой же формы.

Общая сумма акциза по всем видам нефтепродуктов, указанная в строке 1050 по графе 6 таблицы 3.2. формы № 3 декларации, должна равняться показателю строки 970 по графе 8 таблицы 3.1 этой же формы.

Проверка формы № 1

Налоговые ставки

Начинать проверку формы № 1 инспектор будет с анализа правильности применяемых налоговых ставок. В пункте 3.1.1. Рекомендаций ему предложено проверить, есть ли в налоговой инспекции по местонахождению акцизного склада уведомление о поставке (передаче) алкоголя с акцизного склада. Речь идет о документе, представляемом поставщиком (отправителем) в соответствии с приказом МНС от 31 марта 2003 № БГ-3-07/154 «Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения».

Налоговая база

Затем проверке должна подвергнуться налоговая база по акцизам. При изучении пункта 3.1.2. Рекомендаций создается впечатление, что министерские работники недооценивают сообразительность налоговых инспекторов. Они всерьез рекомендуют им по этиловому спирту, алкоголю, легковым машинам и мотоциклам, продаваемым в России, начинать проверку формы № 1 с приложения 1 к этой форме. А по той же продукции, продаваемой на экспорт, – с приложения 2. То же самое расписано в отношении табачных изделий и пива. Видимо, такие пошаговые инструкции нужны, чтобы усталые проверяющие не перепутали назначение приложений.

В Рекомендациях также сказано, что все приложения к таблице 1 формы № 1 должны быть заполнены по каждому виду подакцизных товаров.

В соответствии со статьей 204 Налогового кодекса акцизы по этиловому спирту, алкоголю, пиву, табачной продукции, легковым машинам и мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 квт платятся равными долями исходя из объема их фактической реализации за налоговый период. При этом налоговая база и сумма акциза по этим товарам в форме № 1 декларации должны приводиться в целом за период. Сумма налога делится пополам и вносится в бюджет в два срока. В связи с этим при проверке суммы акциза необходимо обратить внимание на соблюдение указанных пропорций.

Кроме того, проверяющим инспекторам рекомендуется внимательно изучить приложения 1 и 2 к таблице 1 формы № 1. В первом приложении в строках, имеющих код 070, налоговая база указана в пересчете на безводный спирт или на общую мощность двигателей в лошадиных силах. Проверить правильность пересчета нужно во втором приложении. Для этого следует показатель графы 6 умножить на цифру в графе 7 и сравнить с показателем, указанным в графе 8.

Рекомендации уточняют, что налоговая база по каждой облагаемой операции определяется в строках, имеющих код 090. В приложениях к таблице 1 формы № 1 фирма должна перечислить все такие операции и по каждой из них указать налоговую базу.

Налоговые вычеты

В чем фирме действительно нужно быть повнимательнее, так это в применении вычетов по акцизам. Налоговики будут проверять их особенно тщательно.

Раздел Рекомендаций, посвященный проверке налоговых вычетов, начинается сурово. В первом же пункте инспектору советуют требовать у фирмы необходимые документы для подтверждения передачи сырья на переработку, а также провести встречную проверку.

В Рекомендациях налоговики напоминают, что когда в производстве одного подакцизного товара используется другой подакцизный товар и у них различны единицы измерения налоговой базы, то стоимость товара-сырья вместе с акцизом должна быть списана на производственные затраты. Проверяя правильность проведения таких операций, инспектор должен просмотреть расчетные документы и счета-фактуры по товарам, использованным в качестве сырья. При необходимости он также может провести встречную проверку с поставщиком таких товаров.

Кроме того, налоговики обращают особое внимание на вычеты акцизов, уплаченных по спирту, использованному для производства виноматериалов. Чтобы применять такие вычеты, фирма должна представить в инспекцию платежные документы с отметкой банка, подтверждающие оплату спирта. При этом вычесть можно акциз, не превышающий сумму, рассчитанную по формуле (п. 2 ст. 201 НК):

С = ((А x К) : 100%) x О,

где:

С – сумма акциза, уплаченная по спирту;

А – налоговая ставка за 1 литр стопроцентного (безводного) этилового спирта;

К – крепость вина;

О – объем реализованного вина.

Акциз, превышающий полученную сумму, списывается в налоговом учете за счет чистой прибыли. Инспекторам предписано тщательно проверять порядок вычета и списания таких акцизов.

В ходе проверки налоговых вычетов по акцизам инспектор проверит правильность заполнения платежных документов. Если будет нужно, он может потребовать у фирмы первичные документы, включающие нормативы расхода сырья, подтверждающие списание этого сырья на затраты по производству.

По экспортированным подакцизным товарам проверке подвергнутся грузовые таможенные декларации. Инспектор может сверить отраженные в них сведения с показателями, указанными в электронных копиях этих деклараций, находящихся в налоговой инспекции. Кроме того, он вправе попросить таможню подтвердить факт вывоза подакцизных товаров.

Проверка формы № 2

Проверка формы № 2 декларации должна проводиться с учетом следующих особенностей.

Для заполнения этой формы применяются справочники, приведенные в приложениях к Инструкции по заполнению декларации по акцизам, утвержденной приказом МНС от 17 декабря 2002 г. № БГ-3-03/716. В частности, Справочник кодов объектов налогообложения акцизами подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья (приложение 1 к Инструкции), а также Справочник видов и кодов подакцизных товаров (приложение 2 к Инструкции). Инспектор должен проверить правильность их применения.

Проверка формы № 3

Камеральная проверка этой формы начинается с проверки свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Инспектор будет сверять данные о свидетельствах, указанные в строках 001–004 таблицы 3.1 формы № 3, с реестром выданных свидетельств.

Кроме этого он проверит в реестре наличие свидетельств у покупателя нефтепродуктов, указанных в приложении 3 к форме № 3. Инспектору дано право послать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации покупателя.

В Рекомендациях отдельно выделены налоговые вычеты акцизов, начисленных по нефтепродуктам, использованным в производстве других подакцизных нефтепродуктов. Проверяющий может попросить фирму представить документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 201 Налогового кодекса. Напомним, что речь идет о бумагах, подтверждающих факт передачи нефтепродуктов в производство:

– накладная на внутреннее перемещение;

– накладная на отпуск материалов на сторону;

– лимитно-заборная карта;

– акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика;

– акт списания в производство

– другие документы.

Проверяя вычеты по импортируемым нефтепродуктам, инспектор потребует представить документы по перечню, приведенному в пункте 10 статьи 201 Налогового кодекса:

– контракт (его копию) на покупку нефтепродуктов;

– грузовую таможенную декларацию (ее копию);

– платежные документы, подтверждающие факт оплаты акциза.

Результат камеральной налоговой проверки во многом зависит от самой фирмы. Аккуратно и правильно заполненная декларация дает шанс остаться незамеченной и не стать претендентом на выездную налоговую проверку.

Начать дискуссию