В новой методичке Центробанк рекомендует кредитным организациям объяснять клиентам, почему им заблокировали интернет-банк и «жить своим умом», то есть не отказывать клиентам только потому, что так уже сделал другой банк.
5-МР
ЦБ указал кредитным организациям на необходимость соблюдать права клиентов, которым отказано в проведении операции, заключении договора банковского счета или вклада, либо в отношении которых введены ограничения в дистанционном банковском обслуживании.
В этой связи регулятор выпустил новую методичку № 5-МР от 22.02.2019. Документ называется «Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании».
Рекомендации разработаны на основе анализа обращений в межведомственную комиссию, созданную при Банке России для рассмотрения вопросов о правомерности реализации банками в отношении клиента полномочий по отказам.
Почему и зачем
Как показывает практика, некоторые банки не предоставляют обращающимся к ним клиентам информацию о причинах принятия кредитными организациями решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета.
Между тем такая обязанность у банков есть, и она прописана, в частности, в Положении 375-П.
Банки должны включить в правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ порядок информирования клиентов о причинах принятия решения об отказе, а также о наличии у клиента права представить банку документы или сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе, способах их представления.
Информирование клиентов о принимаемых в отношении них «противолегализационных» мерах должно осуществляться в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности использовать полученную информацию при реализации механизма реабилитации, напоминает Банк России.
ДБО
ЦБ отмечает, что банки зачастую вводят ограничения для клиентов в части дистанционного обслуживании (ДБО) по системе интернет-банка.
При этом банк даже не просит никакие документы и ничего не объясняет клиенту.
Клиенты, в свою очередь вынуждены обращаться в межведомственную комиссию, хотя вопросы ограничения обслуживания с использованием ДБО не входят в ее компетенцию.
Поэтому ЦБ настоятельно рекомендует банкам информировать клиентов о причинах ограничения интернет-банкинга, а также дать клиентам возможность предоставить необходимые пояснения и документы с целью осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством.
Чужая инфа
Банки нередко принимают решения об отказе исключительно на основании информации о ранее принятых другими кредитными организациями аналогичных мерах, что является нарушением определенных регулятором принципов работы с такой информацией, сообщается в документе.
Указанный подход свидетельствует о том, что при принятии решения об отказе кредитные организации продолжают руководствоваться обстоятельствами, напрямую не связанными с риском совершения клиентом операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При этом ЦБ неоднократно указывал на то, что информация об отказах не является в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ самостоятельным основанием для принятия кредитной организацией решения об отказе.
В связи с этим Банк России дополнительно обращает внимание кредитных организаций на то, что получаемую информацию об отказах целесообразно учитывать при оценке степени риска клиента в совокупности с иными факторами, влияющими на такую оценку.
Комментарии
44кредитными организациями?
Да ЦБ ни одному банку лицензии на выдачу кредита не дал!
Разводят как лохов!
А должен был? )
Согласно закона «О банках и банковской деятельности» кредитование (операция по выдаче кредита, займа) — обозначено термином «размещение денежных средств».
Инструкция 135-я ЦБ РФ "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".
Глава 8 Инструкции устанавливает Порядок выдачи кредитной организации, созданной путем учреждения, лицензии на осуществление банковских операций. Есть несколько типов лицензий для банков. Все осуществляемые операции указаны в приложении к Инструкции.
Например: ПЕРЕЧЕНЬ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ (СО СРЕДСТВАМИ В РУБЛЯХ И ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ), ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ
Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет.
"цб подтвердил что у банков нет лицензий на выдачу кредитов" - https://youtu.be/MAHC328RetE
"Ст. 2 закона о ЦБ РФ относит Банк России к юридическим лицам, но не устанавливает его организационно-правовую форму и не определяет его место в системе органов государственной власти и управления Российской Федерации.
«В соответствии с ГК РФ юридические лица создаются в установленном законом порядке и в различных, но обязательно в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах. Только в этом случае в момент своего создания юридические лица приобретают правоспособность. Придумывать нечто не предусмотренное законом их создатели (учредители) не вправе. Поэтому в учредительных документах юридических лиц, а также в законодательных и иных правовых актах органов государственной власти, на основании которых создаются и действуют юридические лица, в обязательном порядке должно быть отражено их наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму (ст. 52, 54 ГК РФ)».
https://studbooks.net/1224522/bankovskoe_delo/tsentralnyy_bank_yuridicheskoe_litso
Я полагаю, что поскольку ЦБ не содержит "указания на организационно-правовую форму" , то он не является "юридическим лицом", и потому его «размещение денежных средств» в виде предоставления кредитов банками незаконно.