У нас в стране любят говорить о защите российского производителя, поэтому мы тоже хотим поднять этот вопрос: кого и от кого защищаем?
Обозначим две проблемы российского производителя средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые тормозят развитие рынка, негативно сказываются на конечном потребителе, порождают множество хитросплетений в обход законодательства.
Проблема первая. Подтверждение Минпромторга о «Российском происхождении продукции»
Получение сертификата о происхождении продукции (товара) на наименование продукции от Минпромторга — сроком на 1 год! В целом это далеко не самая простая по затратам времени, нервов, бумаги и еще много чего процедура, и повторять ее нужно каждый год.
Вопрос: почему нельзя делать такой сертификат на срок действия сертификата соответствия Техническому Регламенту Таможенного Союза (ТР ТС) на производство конкретного СИЗ (5 лет)? Процедура получения заключения во много дублирует получение сертификата. И поэтому мы поддерживаем Президента и премьер-министра России, которые говорят о необходимости убрать дублирование и дополнительные барьеры.
Справка:
С 1 февраля 2018 года вступила в силу новая редакция Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
Указанным Постановлением утверждены критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и правила выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
Для получения заключения субъектом в сфере промышленности в федеральное ведомство подается заявление с приложением документов (всего 23 документа в перечне), включая акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным Постановлением, или сертификат о происхождении продукции по форме СТ-1.
«Очень важная инициатива Ассоциации СИЗ этого года — внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 17.08.2015 года № 719 „О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации“ в части, касающейся выдачи заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации до срока действия сертификата соответствия конкретного СИЗ (5 лет). — рассказывает президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (АСИЗ) Владимир Котов.— Ежегодно производители СИЗ тратят время, силы и деньги на получение подтверждения российского производства на производимые ими СИЗ! Это стало реальным фактором, тормозящим развитие рынка. Мы предлагаем увеличить срок действия Заключения Минпромторга на срок действия сертификата соответствия ТР ТС».
Для чего компании тратят столько средств, времени (и бумаги) на получение сертификата о происхождении продукции (товара) на наименование продукции от Минпромторга? Покупатель перед закупкой СИЗ обращается к разъяснительному письму ФСС, чтобы быть уверенным, что ему государство компенсирует закупки.
Приобретение СИЗ за счет ФСС согласно приказу N580 п. 3, уже вступившему в силу: спецодежда, спецобувь и иные средства индивидуальной защиты должны быть изготовлены на территории Российской Федерации. Поэтому необходимо именно заключение о российском происхождении. Например, если костюм сшит в России, но из китайской ткани — то он уже не российский. Важно, чтобы в стоимости товара российского было больше 50%.
Это требование вступило в силу с 01.01.2018 года. Информация, подтверждающая сведения о стране — производителе, указана на копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ ТР ТС 019/2011. Приказом № 353н внесены изменения в части предоставления сведений о приобретаемых СИЗ, а именно, помимо норм выдачи СИЗ, их количества и стоимости, страхователь указывает дату их изготовления и срок годности приобретаемых СИЗ. Проверить правильность указанной информации можно непосредственно на самом изделии после произведенных страхователем расходов на приобретение СИЗ.
Более того, до 2017 года в порядке приобретения СИЗ за счет средств ФСС работодатель сначала подавал заявление о финансировании в ФСС, далее получал разрешение на финансирование в виде права уменьшить ежемесячные платежи в ФСС на согласованную сумму и только после этого приобретал СИЗ, за которые потом отчитывался. С 2017 года все поменялось не в пользу работодателей. На первом этапе работодатель должен приобрести СИЗ на свои деньги, потом подать заявление о финансировании в ФСС, потом получить Приказ, в котором отражено разрешение на финансирование и только потом ФСС перечисляет согласованную сумму на счет организации. Далее — отчет о целевом расходовании средств.
В реалиях такого обновленного формата покупатель тысячу раз подумает, купить качественное или дешевое, но подтвержденное Минпромторгом....
Читатель может сказать, что и дешевое не всегда бывает плохим. Но в статье идет речь о лучшем, чего в принципе достоин труженик какого-то опасного производства. И уже многие работодатели были бы готовы приобретать высококачественные СИЗ, поскольку прекрасно понимают, что несчастные случаи на производстве грозят не только финансовыми потерями. Чтобы выжить, предприятие должно считать и пересчитывать каждую копейку. Именно поэтому наши производители СИЗ ведут диалог с чиновниками, надеясь, что однажды государственная машина повернетсяк ним лицом.
Проблема вторая. Сырье, из которого производятся СИЗ, тоже должно быть российским
Если какое-то сырье для изготовления СИЗ российским производителем закупается за рубежом, то получить сертификат о «прописке изделия в России» — сегодня невозможно. И как следствие, эти СИЗ не подпадают под компенсацию их закупки изФонда социального страхования (ФСС).
Есть ряд несостыковок, которые либо не учитывают наши законодатели, либо одна норма закона противоречит другой.
Многие производители отечественных СИЗ закупают сырье за рубежом. Это, например, редкие химические составы, благодаря которым качества средства индивидуальной защиты имеет превосходные характеристики.
Но, учитывая импортное происхождение отдельных составляющих для российской продукции (будь то перчатки, термостойкая обувь, очки и т.д.) она никак не может быть подтверждена «сделано в России».
Выплеснули ребенка с водой
Не всегда причина в том, что у нас нет таких «умных» производственников и разработчиков. Изначально мировой рынок сегментирован, и крупные производственные концерны, специализируются на отдельных промышленных группах товаров, веществ, химических реактивов, тканей. Именно профильная специализация делает издержки производства значительно ниже, чем если бы этот товар производился бы в России на волне «импортозамещения».
А нужна ли эта возня со всеми подряд «импортозамещенными» материалами, веществами, детальками и т.д., если издержки будут высокие, а спрос низкий?
Именно отрицательный ответ на этот вопрос раскрывает реальную картину: продукцию, на которой многие годы специализируются мировые производственные гиганты, проще у них же и покупать, а формат «импортозамещения» пересмотреть в пользу тех, кто делает добротные и качественные СИЗ в России.
Когда принимали решение сделать «импортозамещение» спасением для страны, с «водой выплеснули и ребенка».
Видимо, настало время для открытого диалога всех заинтересованных сторон, чтобы в самое ближайшее время были пересмотрены сроки действия подтверждений производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а так же сами условия получения этих подтверждений с учетом реальной ситуации в стране.
Комментарии
1и по СИЗ, купленным за счет ФСС, нельзя вычет по НДС получить. А стоимость справки от Минпромторга и по денежным затратам и по временным просто ужасна