И другие самые обсуждаемые топики недели в «Красном уголке бухгалтера».
Когда налоговики затребуют вместе с декларацией КУДиР
Декларация по УСН организациями должна быть представлена не позднее 31 марта 2019 г. (подп. 1 п.1 ст.346.23 НК РФ). Однако, 31 марта попадает на выходной день, следовательно, крайний срок для сдачи декларации переносится на 1 апреля 2019 г.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то времени для сдачи декларации по УСН у них больше ровно на месяц (подп. 1 п.1 ст.346.23 НК РФ). Крайний срок — 30 апреля 2019 г.
Обязанность регистрировать КУДИР в налоговой у налогоплательщиков отсутствует уже как несколько лет. Но в рамках проверки налоговики могут затребовать книгу, и её необходимо будет предоставить. Отсутствие КУДИР согласно ст.120 НК РФ приравнивается к грубому нарушению порядка учёта доходов и расходов.
Коллега столкнулась с ситуацией: звонит инспектор и объясняет, что применяя УСН «доходы — расходы», необходимо вместе с декларацией по УСН представлять и КУДИР, а не дожидаться официального запроса.
Здравствуйте. ИП на УСН (доходы минус расходы). Налоговая требует подавать декларацию по УСН вместе с КУДиР, не дожидаясь официального запроса от ИФНС на предоставление Книги доходов и расходов. Это у всех так?
Как показывает практика, в основном требования представить КУДИР поступают, если налогоплательщик показывает минимальный налог по УСН:
«У меня в прошлом году затребовали вместе с пояснительной запиской, когда по году минимальный налог вылез» (Мария Стоюхина).
Также инспекторы запросят вашу КУДИР, если найдут какие-то нестыковки и разногласия:
«У нас Книгу ДиР не требовали, только когда у них вопросы возникли» (Федорова Ксения).
Бухгалтер, зная специфику своей организации, сам определяет реагировать ли на звонки инспекторов с просьбой досдать КУДИР или отвечать только на официальные запросы:
«Ну щас, ага. Прошли те времена, когда в обязаловку было прикладывать. Надо — по запросу вышлем без проблем, но по своей инициативе — фигушки» (Юлия Зубарева ).
Про юристов и походы в налоговую
Всё чаще в ходе налоговых проверок и иных различных мероприятий контроля налоговики вызывают руководителя или представителя компании в инспекцию.
После получения вызова в налоговую встаёт вопрос — кому идти: директору, бухгалтеру, юристу, адвокату, а может сразу всем?
В одном из обсуждений столкнулась с мнением, что генеральному директору в налоговую ходить не надо. Лучше, если ходит юрист на аутсорсе, который еще и может представлять себя как адвоката.
Мысли у меня по этому поводу такие:
- Ни один юрист на аутсорсе не несет отнесенности ни за что. Вся ответственность в основном на гендире и бенефициарах.
- Юристу тоже кушать хочется. Легче всего решаются обычно проблемы, которые сам и создал. Как быть уверенным, что юрист не подставит компанию?
- Было скандальное письмо налоговой, где говорилось, что один из признаков неблагонадежности компании — приход по вызову гендира адвоката с гендиром. Письмо отозвали, но я не думаю, что налоговая мнение поменяла.
- Хороший юрист — это дорого. Больше половины мелкого и среднего бизнеса себе это позволить не могут. Плохой юрист — это просто создание проблем. При этом индикатора хороший или плохой юрист на юристах не установлено, поэтому как понять его качество — загадка.
С другой стороны если гендир не очень опытен в боях с налоговой, то ему нужно откуда-то брать информацию, что говорить, а что нет, и как административно эта система работает. А кто ему это расскажет? Нужен кто-то, кто собаку сьел на этом деле. Т.е. кто-то нужен. А кто?
Поделитесь опытом, как сами в налоговую ходите по вызову: с гендиром, вместо него идет бухгалтер, с юристом (штатным/внештатным). И какую позицию занимаете: сразу строите налоговую, пугаете адвокатом и жалобами, пытаетесь договориться и объяснить свою позицию? И какие результаты?
Последнее время часто приходится слышать, что вызывают директора, и проверяющие хотят видеть лично руководителя, тем самым исключив его номинальность:
«Вызывая ген. дира, не пустили главбуха. То есть вызвали ген.дира — только его и хотят видеть. Пытались Исполнительного директора по Генеральной доверенности (имеет право выполнять обязанности Ген. дира) — отказали. Только тот, кого вызвали» (Неонила Голубь).
Главный бухгалтер в курсе всех финансовых дел организации, кто как ни он, даст полный и исчерпывающий ответ налоговикам:
«Смотря по какому поводу вызывают. Ни разу еще не было на моей практике ни одного вызова в налоговую, ответ на который не мог бы подготовить главбух, и он его и готовит ВСЕГДА. И пояснения дает грамотные тоже он. Читаю с квадратными глазами про допросы до часу ночи и как кто-то кому-то не разрешил по доверенности приходить — на основании чего?! В любом суде человека может представлять его представитель, а налоговая у нас не суд. Гендир для того и нанимает квалифицированный персонал, чтобы делегировать ему ряд полномочий. Считаю, что если пришел ген. дир. с главбухом, то это просто плюсик в карму гендиру, во-первых, потому что главбух на одном языке с налоговой может все объяснить, во-вторых, потому что гендир в принципе живой и вот, даже в налоговую ходит, а не какой-нибудь сиделец, чьим паспортом прикрывают деятельность ООО». (Людмила Покидышева).
Для решения правовых вопросов неплохо будет, если общение с проверяющими возьмёт на себя юрист.
А кто в вашей компании ходит на вызовы в ИФНС?
Что ответить банку по 115-ФЗ
Федеральный закон № 115-ФЗ — основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств. Банки этим документом кошмарят весь бизнес и полученная в его рамках блокировка счета пятном ложится на репутацию организации.
Крик о помощи! Попали в банке под ФЗ № 115. Просят предоставить пояснительную записку. Пояснения, разъясняющие экономический смысл операций, причины и необходимость проведения расчетов, какими силами и средствами обеспечивается деятельность организации. В том числе, схема ведения бизнеса. Умом понимаю, а сформулировать на бумаге не могу. Может, кто сталкивался.
Коллеги советуют при написании пояснения в банк руководствоваться следующим:
- писать сжато, чётко;
- на поставленные вопросы представлять краткую информацию;
- подготавливать для банка копии документов, подтверждающие реальность сделки;
- подбирать для компании другой банк. К выбору банка следует подойти со всей ответственностью, т.к. в банках есть нюансы для новых клиентов, пришедших к ним на обслуживание из-за блокировок в других банках по 115-ФЗ.
Неплохо ещё иметь и несколько счетов, открытых в разных банках. Но если проверки пошли в одном из банков, то есть большая доля вероятности, что через некоторое время следует ждать запроса от другого банка.
За основу ответа банку можно взять образец, которым поделилась коллега:
«Примерно так: ООО «Ромашка» (далее — Общество) осуществляет деятельность по окучиванию клумб, плетению венков и продажи готовых букетов.
В целях осуществления вышеуказанной деятельности Общество приобретает ленточки и цветочки, мотыги и грабли Общество получает в аренду. Основными поставщиками Общества являются: ООО «Пион, ООО „Лента“, ООО „Мотыги и грабли“, ИП Земелькин. Расчеты производятся в рамках заключенных договоров на основании полученных счетов на оплату.
Общество арендует складское и офисное помещение по адресу:.... согласно договора с ООО или ИП.
На сегодняшний день в штате Общества 1 сотрудник. В связи с тем, что деятельность Общества сезонная, для выполнения конкретных объемов работ заключаются договоры ГПХ. Расчеты по факту выполненных работ производятся наличными денежными средствами из кассы Общества (платежные ведомости и РКО прилагаются).
Налоги и взносы уплачены полностью и в срок. Отчетность представлена своевременно в полном объеме» (Наталья Ёжик).
Есть ли шансы отстоять вычеты при разрыве в АСК НДС-2
Когда налоговики решили снять с компании вычеты по НДС, значит, имеют веские доводы, и налогоплательщику довольно долго придется отстаивать свою правоту и чистоту сделки. На полном автоматизме, начиная работать с новым контрагентом, бухгалтер, юрист, проявив должную осмотрительность, начинают его проверять, запрашивать учредительные документы.
К большому сожалению, контрагент, будучи кристально чистым перед налоговой, мог закупить, допустим, товар у фирмы, которая у инспекторов на карандаше и всё, пиши — пропало. Просматривается всё цепочка компаний, участвующих в операции, и если одна, по мнению налоговой компания неблагонадежная — под раздачу попадают все.
Завтра вызов в ИФНС по неблагонадежному поставщику. Камералят по нему 2-3 квартал 2018 г — беспрерывно. Говорила с инспектором — она утверждает, что, подняв цепочку по этому контрагенту и наши документы, будут настаивать на отмене вычетов 2-3 кв...около миллиона, документы они наши и контрагента изучили, говорят, что-то предпринять — шансов нет. Как себя там вести? К чему готовиться?
Практика в этом вопросе не радужная:
«Практика как раз таки показывает, что, невзирая на реальность поставщика и обстоятельства, налорги наматывают нервы покупателя на кулак, пока у них светится разрыв в АСК НДС-2. И адекватность и подтверждения поставщика, а также добросовестность покупателя тут роли вообще не играют» (Кирилл Соппа).
Если чувствуете силы отстоять свой вычет, то следует за него побороться и быть готовыми к суду:
«Запасайтесь документами и готовьтесь к суду. Сейчас модный тренд — запугать добросовестного налогоплательщика и получить от него деньги» (Виолетта Молостова).
Во многих случаях, при разрыве в НДС, действия развиваются следующим образом:
«Был неблагонадежный поставщик. Убрать из книги покупок не захотели. Так налоговики собрали такое досье, что разведка Моссад отдыхает)) В итоге все равно фактуру убрали, НДС заплатили. Отделались легким испугом» (Светлана Холтобина).
Кому удалось отстоять свои вычеты, рассказывайте. Подобный положительный опыт будет полезен для коллег, в борьбе за свой кровный НДС.
Начать дискуссию