С 1 января 2019 года иностранные компании, которые оказывают электронные услуги, должны встать на учет в налоговых органах РФ. Изменение законодательств должно было фактически ликвидировать понятие «налоговые агенты» в части электронных услуг, обязав таким образом иностранных поставщиков уплачивать налоги самостоятельно. С момента появления нововведения прошло полгода, но вопросы продолжают возникать. Рассказываем, с какими сложностями продолжают сталкиваться иностранные компании.
Правила уплаты налогов
1 января изменилась схема уплаты налогового обязательства в бюджет РФ для зарубежных компаний, которые оказывают электронные услуги. Ранее иностранная организация сама исчисляла и платила налог, когда получателем услуги выступало российское физическое лицо (без статуса частного предпринимателя). В остальных случаях обязанность уплаты возлагалась на налогового агента. С января ситуация изменилась. Российские пользователи электронных услуг больше не обязаны удерживать и перечислять в бюджет этот НДС в качестве налоговых агентов.
Однако в апреле Федеральная налоговая служба решила упростить жизнь зарубежных компаний и выпустила разъяснение (Письмо Федеральной налоговой службы от 24 апреля 2019 г. N СД-4-3/7937@ "О порядке применения НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме с 1 января 2019 года"), согласно которому российский заказчик может добровольно стать налоговым агентом. То есть если российский покупатель добровольно удержал НДС из суммы оплаты, перечислил его в бюджет и принял данный НДС к вычету, у налоговых органов отсутствуют основания для отказа покупателю в вычете такого НДС и требований об уплате НДС иностранным поставщиком.
Вместе с тем добровольная уплата НДС покупателем как налоговым агентом в вышеописанной ситуации противоречит Налоговому кодексу РФ. Вероятно, предложенный ФНС подход представляет собой временные меры по урегулированию вопроса с начислением/уплатой агентского НДС.
Хотелось бы обратить внимание, что разъяснения ФНС не имеют обязательной юридической силы для налогоплательщиков и судов. Соответственно, они не дают стопроцентной защиты от претензий местных налоговых органов на практике.
Важно помнить, что уплата НДС с помощью налогового агента не освобождает иностранного поставщика от обязанности встать на налоговый учет в РФ. Нарушителей могут привлечь к ответственности, включая штраф в размере 10% от дохода, полученного от ведения деятельности без регистрации.Также в своих разъяснениях ИФНС считает, что если иностранная организация зарегистрировалась в ИФНС с целью уплаты НДС согласно ст.83 НК РФ, то при иной реализации (не являющейся электронными услугами) обязанность по уплате НДС также возлагается на поставщика-иностранную компанию.
Все еще спорным остается вопрос необходиомсти после постановки на учет в налоговых органах РФ уплачивать НДС с прочих услуг, территорией оказания которых признается РФ.
Смешанные договоры
Обычно компании продают лицензии программного обеспечения в комплексе с технической поддержкой. Однако статья 174.2 НК РФ налогового кодекса говорит о том, что предоставление прав на использование ПО на основании лицензионного договора освобождено в РФ от обложения НДС, в т.ч. и для иностранных организаций, которые с 01.01.2019 должны самостоятельно уплачивать налог при предоставлении услуг в электронной форме. Поэтому для минимизации налоговых рисков организациям выгоднее разграничивать в документах вышеуказанные услуги, снизив тем самым налоговую базу. Часто договоры иностранных компаний основаны не на российском законодательстве и организации вынуждены менять формулировки в уже действующих договорах.
Работа в личном кабинете
В личном кабинете на сайте nalog.ruне отображается информация об уплате налогов. То есть компания отправляет деньги, а статус платежа отследить не может. Например, один из наших клиентов случайно заметил возврат денежных средств, не успел повторить платеж в нужные сроки и был вынужден доплачивать пенни. Другая компания уплатила налог вовремя, но спустя какое-то время получила извещение из административного органа о просрочке платежа.
Контролировать этот процесс из другой страны оказалось сложно. Поэтому организация была вынуждена привлечь сотрудника на территории РФ, который смог лично приехать в налоговую и разобраться в ситуации. Безусловно, информацию о недоимках компания может получить в требовании налоговой через личный кабинет, однако до момента получения уведомлений уже могут быть начислены существенные пени
Возврат денежных средств
К сожалению, правительство РФ не продумало процедуру возврата денежных средств на счета в иностранные банки. Поэтому, если международная организация хочет вернуть излишне уплаченные средства, ей придется либо зачесть в счет будущих платежей, либо открывать счет в российском банке.
Комментарии
8А подскажите ещё по электронным услугам. Мы должны заплатить иностранцу, например 8400 евро +НДС 18%. Раньше выступали как агенты по НДС и по прибыли (п.1 ст. 309 НК РФ), удерживали эти налоги и вопросов не возникало.
8400*18% = 1512 евро - в бюджет НДС
8400*20% = 1680 евро - в бюджет прибыль
Итого перечисляли иностранцу 8400 - 1680 = 6720 евро
Сейчас иностранец по электронным услугам сам зарегистрировался как плательщик и мы перечисляем ему сумму вместе с НДС, т.е. 8400 *1,2 = 10080 евро
Но возникает вопрос с какой суммы теперь удерживать налог на прибыль. Ведь в п. 1 ст. 309 НК РФ сказано "с ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ доходов", а мы перечисляем именно с НДС теперь. С другой стороны сам принцип расчёта дохода не соблюдается (выручка - косвенные налоги НДС = очищенная выручка). Как-то не справедливо получается удерживать налог на прибыли с выручки + НДС у иностранца.
Вот я и в замешательстве, какими статьями или разъяснениями подкрепить свою логику, что надо по-прежнему удерживать с 8400 евро налог на прибыль, а не с 10080 евро.
Помогите, если кто-то разобрался в этом моменте.
При налогообложении прибыли все доходы учитываются без НДС и акцизов.
Это логично, но как выйти при платежах иностранцам на ст. 248 НК РФ.
Тут прямые ссылки только такие:
Согласно ст. 247 НК РФ для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территорий РФ через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в РФ, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
А в пункте 1 ст. 309 НК РФ говорится о "полученных" доходах и нет ссылки на ст. 248 НК РФ. Я конечно понимаю, что можно сказать "полученные", не значит "перечисленные". Но это игра слов. Может где-то есть какие-то официальные разъяснения?
Не очень понятно, какие электронные услуги вам оказывает иностранная компания, что вы вдруг выступаете как налоговый агент по налогу на прибыль
право пользование контентом (под контентом в договоре подразумевается "фотоматериалы, видео и прочий визуальный контент...."). Мы расценили, что это право пользования подпадает под пп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ.
Это совершенно не факт, но даже если это так, надо читать соглашение об избежании двойного налогообложения. В большинстве таковых налог платит исполнитель в своем государстве
дело в том, что как раз этот поставщик и не предоставил нам данные о фактическом получателе доходов и о своём резидентстве и согласился с тем, что мы будем удерживать у него налог на прибыль.
А второй поставщик все документы нам предоставил и поэтому с него мы не удерживаем этот налог по соглашению об избежании двойного налогообложения.
Но вопрос то даже не в этом, а именно в определении базы - как выйти при платежах иностранцам на ст. 248 НК РФ.
Тут прямые ссылки только такие:
Согласно ст. 247 НК РФ для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территорий РФ через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в РФ, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
А в пункте 1 ст. 309 НК РФ говорится о "полученных" доходах и нет ссылки на ст. 248 НК РФ. Я конечно понимаю, что можно сказать "полученные", не значит "перечисленные". Но это игра слов. Может где-то есть какие-то официальные разъяснения?