Валютные операции

Как информировать налоговиков об открытии счета за рубежом

Какую инспекцию, как именно и что будет, если этого не сделать.
Как информировать налоговиков об открытии счета за рубежом

Для ведения предпринимательской деятельности организации необходимо открыть счет в банке, причем счет может быть открыт как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Обратимся к Федеральному закону от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», статьей 1 которого установлено, что организации, созданные в соответствии с законодательством РФ а также находящиеся за пределами территории России и филиалы, представительства и иные подразделения этих организаций являются резидентами Российской Федерации. Резидентами являются и все физические лица — граждане РФ.

Резиденты вправе открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории России. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ". В перечень лиц, на которых распространяется запрет, входят в основном госслужащие, занимающие определенные должности, и иные приравненные к ним лица.

В общем случае резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих зарубежных счетов (вкладов), а также об изменении их реквизитов не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов). Специальные правила предусмотрены только для резидентов, названных в пункте 8 статьи 12 Закона № 173-ФЗ.

Установлено, что налоговым органом по месту учета резидента является:

  • для резидента — организации — налоговый орган по месту ее нахождения;

  • для резидента — физического лица — налоговый орган по месту его жительства или место пребывания (в случае отсутствия места жительства на территории России). В случае отсутствия у резидента — физического лица на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) — налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества — налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента).

В случае отсутствия у резидента — физического лица места жительства (места пребывания) и недвижимого имущества уведомления об открытии (закрытии) зарубежных счетов (вкладов) и об изменении их реквизитов, представляются в любой налоговый орган по выбору резидента (за исключением территориальных органов Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).

При выполнении определенных условий организации могут признаваться крупнейшими налогоплательщики, которые в соответствии с нормами пункта 1 статьи 83 НК РФ и особенностями постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденными Приказом Минфина России от 11.07.2005 г. № 85н, состоят на учете по крайней мере в двух налоговых инспекциях — по месту своего нахождения и в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Кого следует уведомить об открытии счета

Возникает вопрос, в какой из этих двух налоговых органов резиденту следует представить уведомление об открытии зарубежного счета.

Для ответа на него обратимся к Письму ФНС России от 09.02.2007 г. № ЧД6—09/97@. В нем сказано, что крупнейший налогоплательщик — резидент в зависимости от вида свидетельства о постановке на учет может представлять уведомление об открытии счета в банке, расположенном за пределами территории РФ, либо в налоговый орган по месту нахождения организации, либо в Инспекцию по КН. Если крупнейший налогоплательщик — резидент представил уведомление в налоговый орган по месту своего нахождения, то копия этого уведомления с сопроводительным письмом незамедлительно направляется в Инспекцию по КН. Если же крупнейший налогоплательщик — резидент представил уведомление в Инспекцию по КН, то она действует аналогично, то есть направляет копию уведомления в налоговый орган по месту нахождения этого налогоплательщика.

Представление резидентом в налоговый орган уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме влечет ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 15.25 КоАП РФ.

По данному основанию граждане могут быть оштрафованы на сумму от 1 000 до 1 500 руб., должностные лица — на сумму от 5 000 до 10 000 руб., а юридические лица — на сумму от 50 000 до 100 000 руб.

Кому предоставлять отчет

Резиденты должны представлять налоговикам по месту своего учета отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с ЦБ РФ (п.7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ) .

Данное правило не распространяется на резидентов — физических лиц, дипломатические представительства, консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства РФ и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации.

Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам) не применяются:

  • к уполномоченным банкам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном ЦБ РФ;
  • к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составляет более 183 дней;
  • к физическим лицам — резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 НК РФ, в случае их не признания ФНС России налоговыми резидентами в соответствующем налоговом периоде.

Физические лица — резиденты (за исключением последней категории), которые в соответствии пунктом 8 статьи 12 Закона № 173-ФЗ не уведомляли налоговиков по месту своего учета об открытии своих зарубежных счетов и не представляли налоговым органам отчет о движении денег по ним, срок пребывания которых за рубежом в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней, обязаны:

  • уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих зарубежных счетов в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом;
  • представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств.

В силу пункта 4 Правил № 819 резиденты (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представлять в налоговый орган по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала:

  • отчет о движении средств по зарубежному счету (вкладу) в 2 экземплярах по форме, приведенной в Приложении к Правилам № 819;
  • банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее — подтверждающие банковские документы).

Следует иметь в виду, что резидент должен представить по каждому счету, открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее — счет), отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее чило отчетного квартала (п. 5 Правил № 819).

Если счет открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие банковские документы представляются за период с даты открытия счета по последнее число отчетного квартала.

Отчет и подтверждающие банковские документы должны представляться непосредственно представителем резидента, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, или направляться заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 6 Правил № 819).

Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, должен быть приложен перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии (п. 7 Правил № 819).

Один экземпляр представленного отчета с отметкой налогового органа возвращается непосредственно представителю резидента под расписку в день представления отчета или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета. Второй экземпляр отчета вместе с подтверждающими банковскими документами остается в налоговом органе (п. 8 Правил № 819).

Днем представления в налоговый орган отчета и подтверждающих банковских документов на основании пункта 9 Правил № 819 считается:

  • для отчета и подтверждающих банковских документов, представленных непосредственно представителем резидента, — дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;

  • для отчета и подтверждающих банковских документов, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, — дата направления резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

В случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно должен уведомить резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов (п. 10 Правил № 819).

Уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов выдается налоговым органом непосредственно представителю резидента под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктами 4–7 Правил № 819, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа.

При этом днем получения резидентом письменного уведомления налогового органа согласно пункту 11 правил № 819 считается:

  • для уведомления налогового органа, выданного налоговым органом непосредственно представителю резидента под расписку, — дата, указанная в отметке представителя резидента о принятии уведомления налогового органа;

  • для уведомления налогового органа, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, — дата получения уведомления налогового органа, указанная в уведомлении о вручении.

Один экземпляр исправленного (уточненного) отчета с отметкой налогового органа о получении возвращается непосредственно представителю резидента под расписку в день представления отчета или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней со дня получения исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов. Второй экземпляр исправленного (уточненного) отчета и (или) подтверждающие банковские документы остаются в налоговом органе (п. 12 Правил № 819).

Ответственность

За несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) и (или) подтверждающих банковских документов резидент может быть привлечен к административной ответственности. На основании пункта 6 статьи 15.25 КоАП РФ граждане могут быть оштрафованы на сумму от 2 000 до 3 000 руб., должностные лица — на сумму от 4 000 до 5 000 руб., а организации — на сумму от 40 000 до 50 000 руб.

Отметим, что административная ответственность предусмотрена и при нарушении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, причем размер административного штрафа зависит от того, на сколько дней резидент допустил просрочку при предоставлении форм учета и отчетности.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов:

— не более чем на десять дней согласно пункту 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на юрлиц — от 5 000 до 15 000 руб.;

— более чем на десять, но не более чем на тридцать дней согласно пункту 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.;
  • на юрлиц — от 20 000 до 30 000 руб.;

— более чем на тридцать дней согласно пункту 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2500 руб. до 3000 руб.;
  • на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.;
  • на юрлиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Обратите внимание!

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, влечет наложение административного штрафа (п. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • на граждан в размере 20 000 руб.;
  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб.;
  • на юрлиц — от 400 000 до 600 000 руб.

Нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по зарубежному счету (вкладу) и (или) подтверждающих банковских документов могут являться недостоверность сведений, указанных в отчете, заполнение отчета неполностью, непредставление подтверждающих банковских документов либо представление подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, представление отчета неуполномоченным лицом.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию