За новый учебник по финансовой грамотности Центробанк получил «двойку».
Центробанк с Министерством просвещения выпустили для школьников сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». Однако в учебнике обнаружилось большое количество ошибок.
Первыми на множество опечаток, неверных формулировок и искажения общепризнанных норм обратили внимание педагоги-предметники Москвы, а также Ульяновской, Кемеровской и Новгородской областей, где проходила апробация пилотного проекта сборника.
Журналисты интернет-издания «Медуза» (является иностранным агентом) сообщили о ляпах в пресс-службу Банка России. На портале «Финансовая культура» спешно опубликовали исправленную версию, однако предупредить посетителей сайта о том, что им необходимо скачать именно новую версию сборника, почему-то не удосужились...
Ляп № 1
В одной из задач сказано, что в одной из древнейших стран жители рассчитывались ячменем. Самой мелкой «разменной единицей» являлся шекель — 180 ячменных зерен (около 11 граммов).
Школьникам предлагалось посчитать количество зерен в 4 шекелях и количество граммов в 3, в 10 и в 15 шекелях.
Вместе с тем шекель действительно на Ближнем Востоке был мерой веса, равной 180 ячменных зерен. Но столько ячменных зерен не может весить больше 9 граммов. А 11 граммов весила одна из разновидностей монеты шекель, которая была связана со 180 зернами лишь этимологически.
Ляп № 2
В другом задании утверждается, что во времена царя Ивана Грозного за 3 копейки можно было купить крестьянскую избу. Предлагается посчитать, сколько изб можно было купить за 36 копеек и сколько копеек должно остаться.
Однако, учитывая, что после покупки 12 изб от 36 копеек ничего не останется, можно предположить, что в текст вкралась опечатка и изначально речь шла о 38 копейках.
Ляп № 3
Еще в одной задаче школьникам предлагалось посчитать, насколько повысился доход семьи, если отец получил премию 25 тыс. руб., а мать получила премию на 3 тыс. руб. больше. Авторы пособия утверждали, что правильный ответ — 28 тыс. руб.
После обращения журналистов в Центробанк его исправили на 53 тыс. руб., но, возможно, лишним было второе слово «премия».
Кстати, во всех задачах сборника существует односторонний разрыв в зарплатах, согласно которому отец всегда зарабатывает больше матери.
Ляп № 4
Вызывает массу вопросов и еще одна задача о семейном бюджете.
Так, в задании указано, что общая сумма месячных расходов семьи составляет 109 тыс. руб. И это при том, что в итоговой таблице указано 114 тыс. Кроме итого, также непонятно, откуда в таблице взялся остаток в 21 тыс. 185 руб. — сумма, существенно превышающая реально сэкономленные 5 тыс.
Ляп № 5
При решении другой задачи в методическом пособии для учителей и в самом задачнике указаны разные данные о зарплате родителей, на основании которой предлагается посчитать пенсии дедушки и бабушки. При этом пенсия бабушки и дедушки остается неизменной.
Кроме того, журналисты обращают внимание на то, что составители сборника частенько путают месяцы и недели, не указывают важную разницу между простыми и сложными процентами в микрофинансовых организациях, а также используют неверное определение мошенничества, считая мошенником всякого, кто продает товар по цене выше магазинной, хотя мошенником человека может признать лишь суд.
Да, позиция «продал дороже, значит, преступник» нередко используется в уголовных делах против предпринимателей. Наиболее ярким примером можно считать дело «Кировлеса», в ходе которого политика Алексея Навального и предпринимателя Петра Офицерова признали виновными в хищении за сделки по перепродаже продукции кировского предприятия.
Вместе с тем Европейский суд по правам человека постановил, что действия подсудимых нельзя отличить от обычной посреднической деятельности.
В последнее время финансовой грамотности населения, а тем более — подрастающего поколения, уделяется много внимания. Естественно, необходимы и учебники, и пособия.
Вот только будем ли мы грамотнее после таких досадных ошибок?
Комментарии
14Школьные учебники все прекрасны в плане конкретности и вменяемости
Раньше складывали яблоки и рабочих, теперь зарплату и избы. Финансовая грамотность при чем тут?
Но и раньше опечаток было не мало. Если не больше.
Меня многое "поразило" в этом "учебнике", я даже начала его редактировать...
Половина задач в сборнике - вообще не составителей ЦБ, а авторские: нет большой заслуги в том, чтобы передрать задачи из чужого учебника (пусть даже права есть у Просвещения).
Тонюсенькие учебники, задачи для старших классов - на уровне арифметики, сплошная бытовуха: как рассчитывается ЖКХ, что тариф на водоотведение... (кто-нибудь из нормальных людей вообще высчитывает эти копейки? Почему человека должно это волновать - на что существуют сотрудники ЖКХ?)
Как обычно, условные ситуации: студентка со стипендии копит на подарок подруге 800 рублей... Сколько в месяц надо откладывать? Серьезно? В 10 классе?
Лучше бы попросили рассчитать, на какую сумму срежется ее стипендия, если она пойдет в кафе и поработает там в выходные (официально) из расчета 1,5 тысячи в день плюс чаевые.
Ни одной задачи из волнующих детей вопросов про собственный бизнес!
Но потом ч подумала: да какого? Редактура, планирование книг - это моя профессиональная деятельность, обычно за эту работу платят. ЦБ все равно издаст, а Просвещение все равно продаст.
...А вообще я давно предлагала клеркам и Клерку, как ведущему отраслевому изданию, создать на общественных началах собственный учебник по финансовой грамотности для наших детей. То есть он всё ещё возможен. Я по-прежнему безработная и вряд ли ситуация изменится, так что времени у меня на такие штуки - уйма. Можем объединить усилия и создать собственную версию, приближенную к идеалу - версию практиков и родителей.
Давно занимаюсь финансовым образованием своих рабочих. Теперь они ненавидят Путина и правительство, а не работодателя.
А кого они любят, Вас? Не обольщайтесь, палка имеет два конца, люди не так глупы как вам кажется. Ненависть выйдет боком, в первую очередь, вам.
Что такое финансовая грамотность? У нас, русских, есть поговорки в которых заложена вековая финансовая грамотность. Бережно-недолжно. Подальше положишь, поближе возьмешь. Тише едешь- дальше будешь. И т.п. А все эти ваши финансовые инструменты это просто спекуляция, обман, где сильный еще сильней обирает слабого (причем на разных уровнях от человека до государства).
Они (рабочие) не обязаны меня любить, но понимать мои действия и понимать их справедливость в текущих условиях для них действительно было бы не плохо. Они должны на элементарном уровне понимать причинно-следственные связи на тему президент-правящий класс-государство-законы (то есть правила)-личный уровень жизни рабочего (зарплата и цены). И тогда будут меньше смотреть зомбоящик с соловьёвым, но и на "правду" навального то же будут смотреть критически, да и в религию/секту за правдой то же не пойдут.
Вот это как раз полезно. Вообще-то люди должны знать, как считаются тарифы, которые они платят.
Зато у других-то времени нет ;)