ЭДО

Как правильно использовать ЭЦП при работе с контрагентами: что упускают компании и кто платит за ошибки?

Ряд контрагентов, пользуясь тем, что процедура оформления электронной подписи сложнее, чем проставление собственноручной, стали злоупотреблять своим правом и вести себя в определенных ситуациях недобросовестно.
Как правильно использовать ЭЦП при работе с контрагентами: что упускают компании и кто платит за ошибки?

Сегодня в коммерческих организациях при работе с контрагентами получает все большее распространение использование электронной подписи (ЭП). Чем крупнее организация, тем ощутимей становится экономия времени и средств, благодаря внедрению электронного документооборота (ЭДО).

На законодательном уровне вопрос о возможности использования электронной подписи был урегулирован еще в 2011 году, когда был принят Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи». В статье 6 данного закона обозначено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исключение составляют случаи, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Таким образом, указанной нормой законодателем была предоставлена возможность подписывать любые документы ЭП, и данные документы приравниваются к бумажным.

Однако у этой, в целом, положительной возможности, которую можно считать серьезным шагом на пути к цифровому предприятию, начинает проявляться и специфическая особенность применения. Это обусловлено необходимостью задействовать дополнительные технические средства и появлением оператора ЭДО — нового участника отношений между контрагентами, который выпускает ключ электронной подписи и подтверждает ее подлинность.

Ряд контрагентов, пользуясь тем, что процедура оформления электронной подписи сложнее, чем проставление собственноручной, стали злоупотреблять своим правом и вести себя в определенных ситуациях недобросовестно. В частности, при заключении сделок с использованием ЭП участились случаи их оспаривания. Рассмотрим в качестве иллюстрации судебные дела, в которых прослеживаются общие тенденции.

Дело № 1

В деле А40-26656/2015 по иску ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» к ООО «Дакс» возник спор относительно того, принят ли поставленный товар покупателем и можно ли считать сделку, подписанную ЭП заключенной. Рассмотрев представленные сторонами доказательства, суд признал, что сделка считается заключенной, а поставленный товар должен быть оплачен. В качестве доказательств заключения договора и получения товара истцом были предоставлены:

  • электронные товарные накладные, содержащие сведения о подписании каждой представленной товарной накладной генеральными директорами истца и ответчика;
  • отчет оператора ЭДО;
  • свидетельство Министерства связи и массовых коммуникаций РФ об аккредитации удостоверяющего центра N 08 от 29.06.2012, подтверждающее соответствие оператора ЭДО требованиям Федерального закона «Об электронной подписи»;
  • лицензия ЛСЗ N 0005617 от 16.06.2014 на осуществление видов деятельности,
  • сертификат Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии соответствия Автоматизированной информационной системы СБиС Приказам МНС России, ФНС России;
  • Регламент Удостоверяющего центра;
  • заверенный оператором ЭДО сертификат открытого ключа, содержащий подписи представителя.

Дело № 2

Еще в одном примечательном судебном деле развернулись целые баталии с доказыванием факта заключения договора поставки с помощью ЭП и факта вручения товара покупателю. Речь пойдет о Деле № А40-4350/16 о взыскании 38 011 312,65 руб., которое дошло до Верховного суда РФ.

В деле судом были исследованы следующие доказательства:

  • копии товарных накладных, подписанных сторонами на бумажном носителе, а также электронной (цифровой) подписью,
  • копия квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на представителя,
  • копия доверенности на данного представителя покупателя от 12.01.2015,
  • отчёт оператора ЭДО с обобщёнными данными по товарным накладным за спорный период.

Позиция покупателя по данному делу состояла в отрицании всех доводов поставщика и представленных им доказательств. Позиция истца осложнялась тем, что в договоре был прописан специфический порядок обмена электронными документами, который не был соблюден (должно направляться специальное уведомление об использовании ЭДО от одного контрагента — другому). Такой порядок предоставил ответчику возможность манипулировать доказательствами, и он ссылался на то, что формальная сторона договора не соблюдена. Между тем, как известно, суд оценивает доказательства в совокупности. После того как ВС РФ отменил нижестоящие судебные акты и направил дело на повторное рассмотрение, требования истца были удовлетворены в полном объеме. Однако для этого пришлось пройти долгий путь доказывания права поставщика на получение причитающегося ему вознаграждения.

Не зная экономической подоплеки данной сделки, можно констатировать, что сам по себе факт подписания договора ЭП предоставляет сторонам, при определенных обстоятельствах, пространство для маневра в суде.

Дело № 3

В одном из свежих дел (N А40-174292/2018) суды трех инстанций рассматривали спор о неоплате в связи с поставкой товара между ООО «ВОАНДА» (истец) и АО «Торговый Дом «Перекресток» (ответчик). Арбитражный суд удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности за поставленный товар в размере 1 502 772,48 руб. в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции, приняв апелляционную жалобу ответчика и заново рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, принял встречное исковое требование о взыскании штрафа за недопоставку товара в размере 540 998 руб. 09 коп. В результате рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска ООО «ВОАНДА» отказано, а встречные требования ответчика удовлетворены. В своем решении суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 454, 486, 488, 506, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что УПД не содержит сведений о том, что товар был принят ответчиком: в графе «Товар (груз) получил» отсутствует подпись покупателя.

Таким образом, истец по первоначальному иску не доказал, что товар был поставлен ответчику в соответствии с условиями договора и в установленные сроки, требования о взыскании штрафа за не поставку товара, заявленные во встречном иске, согласуются с условиями договора и фактическими обстоятельствами дела, расчет штрафа проверен, выполнен арифметически и методологически верно.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом арбитражного суда апелляционной инстанции, ООО «ВОАНДА» обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой. Рассмотрев жалобу, суд в своем постановлении от 18.06.2019 N Ф05-8350/2019 пришел к выводу, что судами нижестоящих инстанций неверно истолкованы условия договора и законодательства. Как указал суд, взаимные претензии истцов по первоначальному иску и по встречному иску основаны на различных заказах покупателя.

Условиями признания документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, является наличие подписанного документа с сертификатом ключа, который выдан аккредитованным удостоверяющим центром. Требования к таким центрам установлены статьей 13Федерального закона N 63-ФЗ, и проверка ключа возможна только с применением криптографических средств электронной подписи (статья 12 Федерального закона N 63-ФЗ).

Заявитель кассационной жалобы указывает, что п. 1.6. договора стороны пришли к соглашению об организации электронного обмена документами, предусмотренными договором через платформу электронной коммерции EDI-провайдера. Истец же настаивает, что УПД N В-111 от 16.02.2018 направлен в электронной форме и подписан электронной подписью покупателя, которая подтверждает принятие товара по договору.

Вместе с тем, судом апелляционной инстанции в рамках настоящего дела не дана оценка заключенному между сторонами договору поставки в части электронного обмена документами (п. 1.6. договора), не установлено наличие оснований для квалификации электронной подписи недействительной, не дана оценка полномочиям лица, подписавшего УПД электронной подписью.

Таким образом, выводы о не подтверждении факта поставки, основанного на УПД, сделаны при неправильном применении норм материального права, в отсутствие толкования условий договора и являются преждевременными.

В результате рассмотрения кассационной жалобы дело направлено на повторное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Как мы видим из судебной практики, сам факт использования электронной подписи становится дополнительным основанием для оспаривания сделки сторонами и требует специального подхода при разрешении подобных дел.

Что нужно учитывать, чтобы не попасть в ловушку при использовании ЭП

  1. Несмотря на то, что использование ЭП при оформлении документов с контрагентами делает обмен документами более прозрачным, быстрым и удобным, данное средство оформления договоров и первичных документов накладывает дополнительные требования, которые должны быть учтены участниками рынка.
  2. В договорах с контрагентами необходимо четко и обстоятельно прописывать правила обмена электронными документами. Не указывать специальных процедур, которые могут быть не выполнены в спешке за объемами выполнения бизнес-показателей, планов поставки или выполнения работ (например, как в оспариваемом договоре по Делу № 2, рассмотренном нами выше, где договор предусматривал специальный порядок перехода на ЭДО).
  3. При исполнении договора отслеживать правильность оформления сопроводительных документов, в том числе УПД, чтобы подписанный документ имел нужную отметку. (Как мы помним, в Деле № 3 суд сначала отказал в иске только потому, что истец не доказал факт доставки товара, в связи с отсутствием отметки на УПД «Товар (груз) получил»).
  4. Удостовериться, что лицо, подписывающее от имени контрагента электронный документ, имеет полномочия на его подписание. Запрашивать доверенность на данное лицо и сверять полномочия. (В Деле № 2 часть аргументов защиты (ответчика) была построена именно на отсутствии доказательств полномочий лица, подписавшего УПД, на такое подписание и приемку товара).
  5. При возникновении спорной ситуации с контрагентами не торопиться подавать иск в суд, а провести сначала качественную подготовку к делу. Запросить у оператора ЭДО отчет, сертификат ключа, получить все необходимые подтверждения подлинности электронной подписи, сверить условия договора с фактическим поведением участников процесса и, в случае наличия несоответствий, заранее обезопасить себя предоставлением необходимых документов, имеющих доказательственную силу в суде.

В заключение добавим, что каждый спор индивидуален и нет возможности предусмотреть исчерпывающие рекомендации, которые бы подходили для всех случаев. Поэтому большая часть затруднений, с которыми могут столкнуться контрагенты, может быть разрешена только при внимательной и качественной проработке договоров, в которых содержится условие об использовании ЭДО в процессе обмена документами.

💖 Love is... когда обучение — не обязанность, а удовольствие!

🔥 Главбух на УСН
Освойте УСН с любовью и минимизируйте риски. Эксклюзивная программа с учётом налоговой реформы-2025! 💰 Рассрочка: 3 725 ₽ × 4 месяца

🔥 Бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С
Начните с нуля и обретите профессию с открытым сердцем. Всё, что нужно для успешного старта, за 4 месяца! 💰 Рассрочка: 2 725 ₽ × 4 месяца

🔥 Бухгалтер на ОСНО
Освойте отчетность на ОСНО с заботой о каждой детали. Избегайте ошибок и штрафов с помощью уникальной практики от экспертов! 💰 Рассрочка: 1 725 ₽ × 4 месяца

✨ Вкладывайте в знания с любовью — ваш успех начинается здесь!

Посмотреть все курсы

Комментарии

1
  • А365

    Вывод - переход на ЭДО при поставке товара пока откладывается и лучше уж старым бумажным дедовским способом...


Похожие материалы

Вклады

АСВ: рост вкла­дов в 2024 году стал мак­си­маль­ным за 14 лет

Общий объем подлежащих страхованию средств во вкладах в 2024 году увеличился на 25,4% — до 75,9 трлн рублей.

💑 В каких регионах самые дорогие свидания: итоги исследования

Самые дорогие свидания – в Москве и Сахалинской области, а меньше всего потратят жители Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Разница в стоимости между этими регионами составляет 2,2 раза.

Информационная безопасность в сфере финансов

Особенности обеспечения информационной безопасности для финансовых организаций: риски, цели и задачи, решения кибербезопасности для финансовой отрасли.

Информационная безопасность в сфере финансов

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ЦБ подвел итоги 2024 года по фальшивым деньгам: есть рекорд

В России в 2024 году стали реже встречаться фальшивые рубли.

Маркетплейсы

❗️НДС для малого бизнеса: как изменилась для бухгалтеров и селлеров работа с маркетплейсами

Налоговая реформа-2025 изменила работу селлеров, а также бухгалтеров, которые ведут продавцов на маркетплейсах. Разберем, как продавцам на УСН, не освобожденным от уплаты НДС, работать в 2025 году.

❗️НДС для малого бизнеса: как изменилась для бухгалтеров и селлеров работа с маркетплейсами
2

На платформе «Работа России» уже более 22 млн пользователей

Более 3,5 млн человек посетили «Работу России» с начала 2025 года.

yul7739

Смерть ИП

Добрый день, скоропостижно скончался Индивидуальный предприниматель. За 2024 год не сдана Декларация УСН, не доплачен налог УСН и взносы свыше 1%, также были доходы...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

В день смерти ИП прекращаются все его обязательства по налогам и отчетности (пп.3 п.3 ст.44 НК РФ). Никакие отчеты сдавать не нужно...

Читать полностью

Мои впечатления от курса аналитик 1С: модуль Знакомство с платформой 1С: Предприятие 8.3

Я прошла модуль «Знакомство с платформой «1С: Предприятие 8.3». В статье делюсь впечатлениями, как это было.

Мои впечатления от курса аналитик 1С: модуль Знакомство с платформой 1С: Предприятие 8.3
1

Судебная практика по корпоративным спорам

Требование участника об обязании общества провести аудиторскую проверку: спорные ситуации...

ФНС: восстановить пароль от личного кабинета налогоплательщика можно двумя способами

Иногда может не получаться войти в личный кабинет налогоплательщика через приложение и через сайт ФНС. Система может писать, что неверный пароль и обратитесь у налоговую. Но смены пароля не было.

Все режимы налогообложения для ИП и ООО в 2025 году

Правильно выбранный режим налогообложения сильно облегчает работу компании, снижает налоговую нагрузку, сокращает количество отчетов. Как правильно выбрать режим налогообложения, как перейти с одного режима на другой и какие нюансы нужно учесть. Собрали ответы на все вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Фиксированные страховые взносы ИП в 2025 году

В 2025 году увеличился размер страховых взносов, а также изменится срок уплаты. Обо всех нововведениях по взносам за себя у ИП рассказали в статье.

Фиксированные страховые взносы ИП в 2025 году
2

Сервисы объявлений обяжут проверять пользователей через Госуслуги, а SIM-карты выдавать только лично

Согласно предложенным поправкам, владельцы сервисов объявлений с суточной аудиторией более 200 тысяч пользователей должны будут идентифицировать размещающих объявления через Госуслуги.

💬 На Госуслугах теперь есть чаты для водителей. Как это работает

В приложениях «Госуслуги» и «Госуслуги Авто» заработали водительские чаты. Сообщить, что с автомобилем что-то случилось, или разрешить конфликт на дороге теперь гораздо проще, утверждает Минцифры.

Инвестиции

🌪️ Российские активные фонды — бесполезны. Почему 80% проигрывают индексу? Слабейший актив последних лет

Активные фонды обещают профессиональное управление, но теряют деньги хуже новичков. Почему инвесторы продолжают кормить их комиссиями?

🌪️ Российские активные фонды — бесполезны. Почему 80% проигрывают индексу? Слабейший актив последних лет

Бухгалтеров заставляют работать за юристов. 🙇«Ночной бухгалтер» № 1871

Если в компании нет юриста, работу с договорами поручают бухгалтеру. И хорошо еще, если за это доплачивают...

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в феврале. Что купил? Часть 1

Уже середина февраля, а значит я погнал в очередной отпуск кататься на сноуборде. Но это не помешало мне пополнить брокерский счёт, и я готов поделиться покупками за первую половину месяца. Кроме пополнения также пришли разные купоны, дивидендов по акциям не было.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в феврале. Что купил? Часть 1
Налоговые штрафы

Минфин: замены налоговых штрафов на предупреждения пока не будет

Директор Департамента налоговой политики Минфина Данил Волков ответил на вопросы бизнеса.

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»

Нам начали приходить организационные вопросы от пользователей по VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025», которая пройдет 13 марта в Москве. Собрали все важное в одной статье: кто, что, как, куда, когда, во сколько, каким образом — все здесь! Забирайте в закладки, чтобы не потерять!

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»
6

🏡 Кто отапливает дом электричеством, будет меньше платить за него, раз газа пока нет

Сезонные коэффициенты к диапазонам дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения предложено распространить на индивидуальные дома с электроотоплением в негазифицированных населенных пунктах всех регионов РФ, независимо от общего уровня их газификации.

Интересные материалы

Общество

Возраст принесения присяги гражданина РФ могут снизить с 18 до 14 лет

Присягу при приеме в гражданство России могут начать приносить с 14 лет.