Кассовый разрыв — ситуация, когда на счетах компании временно отсутствует необходимый объем средств для выполнения всех текущих обязательств. Это не всегда зависит от финансовой политики компании, и еще значит, что бизнес убыточный. Самая частая причина кассовых разрывов — дебиторская задолженность.
Кассовый разрыв рассчитывается по формуле: «Сумма денег на счетах на начало периода» плюс «Поступления за период» минус «Расходы за период». Если результат отрицательный, это и есть кассовый разрыв.
Почему возникают кассовые разрывы (примеры)
- Ваша компания работает с клиентом на условиях отсрочки платежа.
Задержка оплаты от контрагента — самая частая причина кассового разрыва. То есть деньги у компании есть, но они пока не поступили от клиента или «заморожены».
Недавно с такой проблемой к нам обратился поставщик фармацевтических препаратов. Компания привыкла работать на отсрочке платежа в 30 дней, а один из ее новых контрагентов — аптечная сеть — работает на отсрочке в 45 дней. Из-за различий в бизнес-моделях аптеки регулярно допускали просрочки, и это приводило к перебоям с поставками.
- Клиент не заплатил вовремя (не захотел или не смог).
Клиент не заплатил, или систематически не платит. При этом в вашей компании нет системы профилактики и сбора долгов, а у сотрудников нет мотивации к этому психологически неприятному делу.
- Вы выиграли тендер, но из-за межбюджетных трансферов оплата за него пришла с задержкой.
Это обычная практика для госзакупки. Многие заказчиков прописывают себе «глобальные» отсрочки. При этом не участвовать из-за отсрочки часто невозможно, ведь это означает потерять рынок.
- Большой запас вашего товара или сырья «заморожен» на складе.
Вместе с товаром и сырьем «заморожены» и оборотные средства.
- Руководитель перевел часть денег на личные расходы.
В результате не хватает средств, чтобы оплатить базовые потребности компании: зарплата сотрудникам, аренда и т.п.
- Компания масштабирует бизнес и ради инвестиций изъяла средства из оборота.
Другой пример: компания изъяла средства ради закупок, которые в ближайшей перспективе должны принести прибыль.
- Вы столкнулись со спадом продаж в определенный сезон.
Еще один пример: поставщики потребовали все задержанные платежи перед отчетным налоговым периодом.
- У компании возникли финансовые трудности в результате форс-мажора.
Резко поднялись цены на сырье, вам перекрыли приоритетный рынок сбыта из-за санкций, логистика стала дороже, коллектив вдруг бастует и требует повышения зарплат — варианты могут быть разными.
Как не допустить
Чтобы минимизировать риск возникновения кассовых разрывов, придерживайтесь нескольких простых правил.
- Старайтесь работать по предоплате
Постарайтесь добиться ситуации, когда оплаты гарантированно поступают к вам в срок, а исходящие платежи попробуйте сделать более гибкими, с возможностью отсрочки. Переведите клиентов на предоплату. Если вам удастся договориться об этом, компания станет более устойчивой финансово.
- Управляйте дебиторской задолженностью
Выстраивайте работу с клиентами и их задолженностью. Это поможет быстрее получить деньги и ускорить расчеты. Назначьте в своей компании ответственных за работу с дебиторами: они будут оперативно напоминать о предстоящих платежах и вести переговоры с дебитором по вопросам просроченной задолженности. Внедряйте собственную систему штрафов за просрочку платежей, а тех, кто платит вовремя, поощряйте бонусами.
Проверьте уровень защиты компании от долгов (чек-лист):
- Перед тем, как начать работу с клиентом, вы предварительную оцениваете его (платежеспособность, документы).
- Вы используете залог имущества должника и другие меры (поручительство и т.д.), чтобы обеспечить товарное кредитование.
- У вас есть ученая система, где можно отследить момент возникновения и оплаты дебиторской задолженности и возникновение просрочек.
- Вы регулярно анализируете возникновение просроченной задолженности по сделкам.
- У вас есть скидки, которые стимулируют клиентов закупать с меньшей отсрочкой платежа. Также действует система штрафов за длительность просрочки платежа.
- В компании действуют правила и условия кредитования (кредитная политика) по отношению к клиентам.
- Максимальная сумма товарного кредита зависит от кредитного лимита, установленного для данного клиента.
- Клиенты компании разделены на группы в зависимости от кредитного статуса (рейтинга) и уровня платежной дисциплины.
- Процесс работы сотрудников компании с просроченной задолженностью регламентирован во внутренних документах компании.
- Сбором просроченной дебиторской задолженности занимается отдельный специалист.
- Все сделки осуществляются в соответствии с правилами ведения торгового документооборота и сопровождаются всеми необходимыми документами.
- Система оплаты труда стимулирует сотрудников компании к возврату долгов.
- Составляйте платежный календарь и бюджет движения денежных средств
Заранее обсуждайте сроки платежей, формируйте индивидуальные графики выплат для должников. Мы подготовили шаблон, который можно скачать и оформить под вашу компанию.
Как быстро закрыть кассовый разрыв
- Приостановите или перенесите на следующие периоды необязательные выплаты.
- Договоритесь с основными поставщиками о коммерческом кредите.
- Привлеките дополнительные инвестиции собственников.
- Реструктуризируйте действующие кредиты.
- Привлеките краткосрочное банковское финансирование.
- Воспользуйтесь схемой факторинга — финансирования под залог дебиторской задолженности. Малому бизнесу часто недоступны банковские финансовые продукты. Это происходит из-за отсутствия ликвидных активов, кроме дебиторской задолженности. В таком случае факторинг становится выходом (во время принятия решения о финансировании все риски оцениваются в большей степени по дебитору, а не по клиенту. Деньги при этом можно получить уже через 1 — 2 дня).
Преодолеть не только сам кассовый разрыв, но и навести полный порядок в финансовых процессах компании, поможет грамотная организация управленческого и финансового учета.
Начать дискуссию