Спецрежимы

Как Госдума задним числом ухудшила положение налогоплательщиков и что теперь с этим делать

Принятые изменения напоминают о бессмертной фразе Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Как Госдума задним числом ухудшила положение налогоплательщиков и что теперь с этим делать

Один из основных принципов налогового законодательства был нарушен Госдумой при принятии закона № 325-ФЗ. И это почему-то никто не заметил при обсуждении принятых поправок. Речь идет о правиле, установленном пунктом 2 статьи 5 НК — закон, устанавливающий новые обязанности или иным образом ухудшающий положение налогоплательщиков не может иметь обратной силы.

Масштабный закон № 325-ФЗ от 29.09.2019 года содержит огромное количество поправок. Почти все из них многократно описаны консультантами и журналистами. Но одна м-а-аленькая поправка осталась незамеченной: в пункт 4 статьи 55 НК внесли изменения, добавив к патентной системе налогообложения еще три спецрежима — ЕНВД, ЕСХН и УСН. Таким образом, налогоплательщики ЕСХН и УСН лишились права не подавать налоговые декларации за истекший год, если организация или ИП зарегистрированы в декабре.

Согласно пункту 2 статьи 55 НК если организация создана (ИП зарегистрирован) в период с 1 декабря по 31 декабря, то первым налоговым периодом для них является период времени со дня создания организации (регистрации ИП) по 31 декабря следующего года. Это правило касается только налогов, имеющих налоговый период — год.

Текст пункта 4 теперь выглядит так «4. Правила, предусмотренные пунктами 2 — 3.4 настоящей статьи, не применяются в отношении налогов, уплачиваемых в соответствии со специальными налоговыми режимами, предусмотренными главами 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 настоящего Кодекса». И все бы ничего, но поправка имеет обратную силу — она распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Срок представления деклараций по ЕСХН и УСН за 2018 год давно истек. И таким образом, все налогоплательщики этих налогов, воспользовавшиеся правилами пункта 2 статьи 55 НК и не сдавшие декларацию за 2018 год, оказались в нарушителях.

Что же делать, спрашивает во мнениях на «Клерке» cyril. Срочно сдавать декларацию? Так ведь оштрафуют. А если не сдавать, так можно вообще попасть под блокировку счета. Официальной позиции ФНС пока нет, вероятно, они тоже поправки прошляпили.

И есть еще одна проблема, к которой приведет вот это плохо продуманное изменение. Получается, что при УСН налоговый период всегда календарный год (ведь пункт 2 на упрощенцев теперь не распространяется), независимо от даты регистрации или ликвидации. И если для организаций это никаких проблем не создает, то у ИП налоговые периоды могут задваиваться, затраиваться и т.д. Поясним — ИП может в течение года несколько раз регистрироваться и сниматься с учета. Ранее налоговым периодом был срок с даты регистрации по дату закрытия ИП, при новой регистрации начинался новый налоговый период (с этим согласна и ФНС, см. письмо № СД-4-3/22268@ от 30.10.2019). Теперь же получается, налоговые периоды будут пересекаться. И как быть, если ИП выбрал другой объект по УСН? Т.е. сначала был на УСН с объектом «доходы», а потом перешел на объект «доходы минус расходы»?

Принятые изменения напоминают о бессмертной фразе Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как всегда. Заметим, что это не единственная «лажа» в законе 325-ФЗ. Плохо сформулированные поправки в главу о налоге на имущество организаций уже собираются переписывать.

Комментарии

8
  • Татьяна Зеленская

    Как быть с ликвидированными предприятиями? При ликвидации я сдала отчет по УСН. Он засчитывается как годовой? Или же снова в январе нужно подавать?

    • Над. К

      Ликвидированным предприятиям вообще не о чем беспокоиться. Они в любом случае уже ничего не могут сдать. Их не существует

      • Татьяна Зеленская

        Пенсионный фонд прислал письмо, чтобы заключили с ним договор по новой отчетности. Написала, что предприятие ликвидировано, ПФ все документы подписал о ликвидации...

        • rcnrcn

          Так и налоговая ликвидированной организации может много чего усердно написывать. Организация от этого не разликвидируется 

  • id59444205

    Моя реакция: "Уважаемые законодательные инициаторы!

    А где правка о внесении изменений в статью 10 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"?

    В действующей и вступившей в силу (вроде как!!! хотя я бы поспорила) редакции эта норма противоречит основополагающему принципу российского законодательства, также продублированному в НК РФ в ч. 2 статье 5, согласно которому Акты законодательства о налогах и сборах, .... устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, ОБРАТНОЙ СИЛЫ НЕ ИМЕЮТ.

    Более того, согласно той же статье 325-ФЗ в этой части изменяющий акт вообще не может прямо предусматривать сроки вступления в силу, отличные от сроков, установленных ч. 1 ст. 5 НК РФ.

    Конечно можно применять 325-ФЗ в совокупности со ст. 5 НК РФ и трактовать так, что любые ухудшающие последствия таких изменений не должны применяться. Более того, могу предположить, что цель обратной силы в данном случае, может быть позитивной, в части обнулить возникшую и накопившуюся ответственность, для тех кто хоть и был зарегистрирован в декабре вел учет, к примеру по УСН, но не знал о своем «декабрьском» льготном статусе и сдавал отчетность по правилам не соответствующим для зарегистрированных в декабре.

    Но, на мой взгляд, это очень грубый подход, он создает ряд проблем как раз​ ​ для тех, кто жил правильно,​ ​ по действующим правилам с декабря прошлого года​ ​ по октябрь 2019 г. как им закрывать год? С декабрьскими доходами или нет? Как им сдавать декларацию за 2019 г.?

    Даже если предполагалось позитивное применение обратной силы, то очень неквалифицированный подход, создающий для добросовестных налогоплательщиков проблемы и негативные последствия.

    Вывод: Прошу рассмотреть вопрос об изменении ст. 10 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в части отмены обратной силы и применения правил определения сроков вступления в силу этого закона в соответствии со ст. 5 НК РФ"