Проверки

Как зарплатные комиссии кошмарят бизнес. Пора выходить на борьбу с ними

Насколько правомерно привлекать к ответственности за неявку не в кабинет начальника ИФНС, где находятся только сотрудники инспекции, а на некий незаконный «шабаш», где какой то мелкий клерк с зарплатой 20 000 рублей и серьезным видом дает указание руководителю компании с многомиллионными оборотами, кого надо уволить, от какой аренды отказаться и кому повысить зарплату.
Как зарплатные комиссии кошмарят бизнес. Пора выходить на борьбу с ними

Советник уполномоченного по Защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Сергей Владимиров сообщил о начале борьбы с зарплатными комиссиями. 

Друзья, коллеги, бизнесмены и сочувствующие последним.

Вместе с институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае запускаем в работу кейс по зарплатным комиссиям.

До сегодняшнего дня мы занимались этими вопросами не системно, точечно помогая единично обратившимся.

Вчера взялись вплотную.

Тема, на первый взгляд, заезжена хуже однодневок, но, как всегда, дьявол в деталях.

Проанализировав порядка 40 статей, имеющихся в публичном доступе, делаю вывод, что противодействие системе надругательства над бизнесом посредством комиссий по легализации не находит противодействия такого же уровня проработки как иные системные проблемы бизнеса: дробление, однодневки, возмещение НДС...

Причины вижу следующие. Большинство компаний настолько запуганно чиновниками, что даже при соблюдении трудового и налогового законодательства бизнес боится давать лишний повод проверяющим.

Часто это может быть объяснено особенностями организации бизнеса, но в очень большом числе случаев это объясняется лишь тем, что предприниматель в нашей стране не чувствует возможности защитить свои права ни в каких угодно комиссиях, ни в прокуратуре, ни тем более в судах.

Практика борьбы с дроблением, однодневками неоднократно формировалась Верховным Судом РФ, что в любом случае говорит о том, что работа юристов была на высоком уровне.

Проблемы комиссий же, учитывая отсутствие у них прав и возможностей причинить реальный вред бизнесу такого внимания юристов, на мой взгляд, пока не удостоились.

Комиссии занимаются запугиванием самостоятельно, а точнее только через ст. 31 НК РФ, согласно которой ФНС имеет право наказать налогоплательщика только за НЕЯВКУ на комиссию, а не за то, что он там отмолчался или не удовлетворил прямо во время заседания комиссии десяток «спецов», большинство из которых не только на этот момент живет за счет налогоплательщика, но и ранее никогда не зарабатывавших в конкурентной борьбе на открытом рынке ни рубля.

Кстати, вопрос о штрафах по ст. 19.4 КоАП для меня тоже не носит однозначного характера. Насколько правомерно привлекать к ответственности за неявку не в кабинет начальника ИФНС, где находятся только сотрудники инспекции, а на некий незаконный «шабаш», где какой то мелкий клерк с зарплатой 20 000 рублей и серьезным видом дает указание руководителю компании с многомиллионными оборотами, кого надо уволить, от какой аренды отказаться и кому повысить зарплату, угрожая при неисполнении подобных «бредовых» советов тем, что «пришлет» ОБЭП, натравит прокуратуру и трудинспекцию.

Итак, позволю себе сделать первый вывод, анализируя проблему.

1. Вред от работы всего массива зарплатных комиссий в масштабах страны не просто огромен, а критичен для экономики

В нашей практике есть примеры не только увольнений сотрудников, из-за угроз чиновников, но и полного закрытия предприятий, в которых поводом становились именно работа подобных квази административных комиссий.

Сама же работа по увеличению базы должна проводиться путем создания в стране, субъекте, городе такой экономической среды, которая позволит расти бизнесу, что ВСЕГДА влечет за собой увеличение налогооблагаемой базы, а если кто то нарушает трудовое или налоговое законодательство, то для таких ситуаций имеются отраслевые органы, ФЗ, регулирующие их деятельность, а также нормы закона, описывающие порядок проведения контрольных мероприятий органами и права проверяемых, прописанные во избежание злоупотреблений со стороны нарушающих закон чиновников.

2. Персональный состав комиссий (качество челкапа) является фактором уменьшения той самой налогооблагаемой базы, для увеличения которой их собирают

Не отрицая возможности государства заниматься повышением налогооблагаемой базы в принципе, позволю себе сказать, что не понимая законов экономики, не обладая знаниями в области управления бизнесом в принципе, чиновники позволяют себе публично давать рекомендации, которые не только часто подпадают под некоторые статьи УК РФ, но и полностью дискредитируют всю риторику руководства страны, о необходимости прекратить «кошмарить» бизнес в разных проявлениях.

3. Правовая основа работы зарплатных комиссий вызывает большое количество практических вопросов

Фактически работа этих комиссий является разновидностью контрольно-надзорной деятельности, при этом она не регулируется нормами закона, осуществляясь на основании только письма ФНС. Являясь органом, наделенным полномочиями в области контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов, фактически ФНС «позволяет» иным государственным органам рассматривать вопросы, составляющие налоговую тайну. Одновременно при наличие в письме указания на необходимость соблюдать закон «О персональных данных» в практической деятельности его нормы нарушаются повсеместно.

Это первая статья из планируемых по теме, а потому обращаюсь к коллегам юристам, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах, аппарату Б.Ю. Титова, а также к предпринимателям нашего края и страны.

Буду благодарен за комментарии и перепосты, за примеры удачной «борьбы» с этим уродливым пережитком административного строя, лайфхаки, и судебную практику.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

20
  • понаехавший Тут

    Не знаю как у других , а у нас "комиссия" это один инспектор который вполне лояльно принимает письменные объяснения на свои грозные запросы о том что у нас финансовые трудности, заказов нет, кругом кризис и т.п. Короче показуха и имитация как всегда

    • titova-tlt

      а зачем ради "имитации бурной деятельности" вообще тогда комиссии нужны? Полностью согласна с автором темы... Лично знаю директора ОООшки на УСН 15%, с мелкими оборотами по электрическим работам, так она на комиссию 3 раза ходила и зп достойная была... В другом ИП на производстве токари подработают и реально получают 5000 и их токарей все устраивает... Ан нет, производство надо задолбать комиссиями чтобы поднимали зп.... и таких примеров много....

  • Никита Болтинский

    Правовая основа работы комиссий действительно вызывает вопросы. Законодательного регулирования их деятельности нет. Раньше было Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 о работе комиссий по всем видам налогов. Сейчас это письмо утратило силу, а действует только Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ (по НДФЛ и страховым взносам). Но это не мешает налоговикам вызывать директоров на комиссии по НДС и налогу на прибыль.

    Только в этом году я сопровождал клиента (гендира) на такую комиссию по НДС. Там начальник инспекции вместе с начальниками профильных отделов просили "по-хорошему" доплатить НДС по контрагентам, которых налоговая посчитала подозрительными. Были и угрозы, и обвинения РЕАЛЬНОГО директора в номинальном руководстве компанией.

    ФНС, конечно, отчитывается о ежегодном росте "внепроверочных" поступлений в бюджет, в том числе, благодаря работе комиссий. Но методы, которые применяют проверяющие, вызывают большие сомнения и зачастую неприязнь к работе инспекций.

    • Den Yar

      Интересна также другая сторона - правовая основа выплаты зарплаты "в конверте"

      • Vladen1976

        Вы правы, интересна, но аналитикой по этой теме занимается Обэп и Трудинспекция. Не мой профиль

      • Бабловед
        Интересна также другая сторона - правовая основа выплаты зарплаты "в конверте"

        Да тут просто нескончаемая тема для дискуссии.

        А какая правовая основа у таких запредельных ставок по налогам и почему народный общак тратиться не на те цели, на которые народ скидывался?

        А налоги и ставки придумывает правительство и президент, избранные путём всенародного добровольного анонимного голосования.

        А где, собственно, доказательства, что эти президент и правительство действительно избраны большинством и почему до выборов все кандидаты обещали одно, а после выборов стали творить совсем даже другое и почему их нельзя прямо сейчас перевыбрать по факту лжи и некомпетентности?

        Доказательсво вот оно - опечатанные и пересчитанные бумажечки с крестиками и галочками, нате - пересчитывайте. И не гоже каждой кухарке лезть с советами по управлению государством к людям, которым народ доверил управлять. Короче, жираф большой, ему видней. И перевыбрать можно, но потом и по закону, который и написали всенародные избранники. А закон это святое, независимо от его качества и последствий для народа и изменение закона можно добиваться только методами, прописанными в законе. А счего вы взяли, что президент и члены правительства - казнокрады, растратчики и паразиты ?! Кадры с дронов ?! Дроны - под запретом! Ах, вы ЗАКОН нарушили?! Так это вы - преступники!

        Ну и так далее по кругу....

    • Анна

      Никита, посмотрите критерии приведенного вами Письма ЕД-4-15/14490@ - там черным по белому: Положения настоящего письма определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

      - отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

      - выплаты "теневой" заработной платы;

      - несвоевременного перечисления НДФЛ;

      - несвоевременного перечисления страховых взносов;

      - выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;

      - выявление работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.

      Это напрямую касается и теневых зарплат, и зарплат ниже определенного минимума, а не только НДФЛ и взносов.

      Загвоздка тут в другом, какой документ является основанием, чтобы налогоплательщик был обязан соблюдать требования этих странных комиссий? В НК РФ это не прописано, в других кодексах тоже. А ответственность должна быть обоснована непосредственно законодательным актом. А у нас получается, что налоговые органы ищут "Буратин", которые закопают золотой на поле чудес.

      Кстати говоря, нам удавалось отбиваться от зарплатных комиссий тем, что мы не подписались под региональным соглашением по уровню заработных плат. Но комиссий от этого меньше не стало и давления по теме "средняя зарплата по отрасли" тоже. А тут уже вопрос к тому, какая же у нас все-таки экономика: рыночная или совсем не рыночная.

      • Никита Болтинский

        В том то и дело, что письма ФНС не являются нормативно-правовыми актами. Закона, регулирующего работу такий комиссий, равно как и устанавливающего ответственность за игнорирование результатов комиссии, нет. Есть риск назначения выездной проверки, если итоги комиссии проигнорировать.

  • titova-tlt

    Грустно от того, что сами и разбаловали.... Зар.платные комиссии, комисся по убыткам, комиссия по контрагентам, требования, вызовы.... Да так жить надо в ФНС!!!! И просить настоящий личный кабинет с мебелью, техникой, принтером, интернетом!!! А когда работать? Понавешают на малый бизнес обязанностей! Не успел открыться-а уже везде должен!!!!

      • titova-tlt

        да знакома с ее "творчеством"...Тете надо идти в декрет, идти работать в налоговую, или одно из двух... Она далека от реальности....

      • titova-tlt

        спасибо 1 c, нахерачили всякую дребедень, которую требует налоговая