ЭДО

Новые правила по электронным подписям: из-за ФНС все станет ужасно?

Есть мнение, что новые правила приведут к коллапсу в системе электронного документооборота.

На днях в первом чтении был принят законопроект об электронной подписи.

Есть мнение, что новые правила просто ужасны и приведут к коллапсу в системе электронного документооборота.

Давайте вместе разберемся, что хотят поменять и почему это пугает экспертов.

Проект

Законопроект № 747528-7  «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере  электронной подписи» был рассмотрен Госдумой в первом чтении 7 ноября 2019. Дата второго чтения пока не назначена.

Основные изменения следующие:

1. Место выдачи ЭП

Юрлица и ИП смогут получать усиленную квалифицированную электронную подпись только в ФНС, а финансовые организации — в ЦБ РФ.

Аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры (УЦ), которые выдают КЭП сейчас, смогут выдавать такие подписи только физлицам.

2. Требования к УЦ

Требования к УЦ сильно изменятся:

  • собственный капитал должен быть увеличен с 7 млн до 500 млн — 1 млрд рублей;
  • размер страховой ответственности увеличивается с 30 млн до 300-500 млн рублей;
  • срок аккредитации сокращается с 5 лет до 3 лет.

3. Количество подписей на документах

В законе пропишут обязанность подписывать документы компаний не одной, а двумя усиленными квалифицированными подписями одновременно. Руководитель организации должен будет ставить на документе подпись юридического лица и личную цифровую подпись как физического лица.

Все эти поправки, по мнению авторов законопроекта, должны сократить мошеннические действия с использованием электронных подписей.

Опасения экспертов

Еще до рассмотрения проекта Госдумой крупнейшие ретейлеры и производители потребительских товаров направили Дмитрию Медведеву письмо с критикой документа.

Бизнес опасается коллапса электронного документооборота.

Отрицательный отзыв на данный законопроект в правительство также направил Сбербанк.

1. Бизнес опасается, что наличие единственного удостоверяющего центра, выдающего сертификаты всем юрлицам и ИП, в случае возникновения технических проблем может привести к тому, что «деятельность организаций будет парализована».

2. Значительное увеличение требований к УЦ приведут к переделу рынка.  На сегодняшний день в России действуют 497 удостоверяющих центров. Их список можно найти на сайте Минсвязи в разделе «Аккредитация удостоверяющих центров»

3. Необходимость использования сразу двух подписей повлечет затраты на модернизацию информационных систем организаций, чтобы они могли одновременно проверять несколько электронных подписей на одном документе. Кроме того, появляется риск нарушения личных прав граждан, так как их персональные данные могут быть скомпрометированы из-за обязанности использовать личные электронные подписи для служебных целей

Мнение комитета ГД

В заключении ответственного комитета Госдумы (по финансовому рынку) говорится, что вызывает обеспокоенность факт отсутствия в пояснительной записке к проекту информации о готовности, в частности, ФНС России в установленные сроки сформировать и развить территориальную сеть УЦ, достаточную для удовлетворения потребностей юрлиц и ИП. Не приведет ли это к снижению качества услуги и повышению ее стоимости?

Комитет считает целесообразным ко второму чтению внести поправки, предусматривающие делегирование организациям-агентам части полномочий УЦ. Например, агенты могли бы принимать заявления на выпуск подписи, создавать ЭП, хранить их для дистанционного использования.

Что касается двух ЭП на одном документе, то по мнению комитета ГД, сама идея хорошая. Это позволит оперативно отзывать ЭП директора, что исключит возможность подписания документов недолжными лицами (например, бывшим директором).

Вместе с тем использование сразу двух ЭП может привести к увеличению затрат организаций на это дело.

Мнение депутатов ГД

В «Справедливой России» отмечают, что будет передел рынка.

«Не сомневайтесь, именно для этого и внесён этот законопроект. Авторы могут, конечно, опротестовывать, не соглашаться с этим, но я обращаю еще внимание, законопроект, который мы сейчас рассматриваем, львиную долю рынка передаёт государственным учреждениям. Обратите внимание, ЦБ, казначейство, налоговая», - заявил депутат от СР Валерий Гартунг.

Его речь на заседании Госдумы была довольно эмоциональна. Приведем выдержки:

Авторы законодательной инициативы – не Правительство, а депутаты Государственной Думы. Почему? Потому что если Правительство вносит, есть процедура антикоррупционной экспертизы. А когда депутаты вносят, нет такой экспертизы. Поэтому такого рода законы именно таким образом и вносятся.

Изменения, которые вносятся, и авторы не скрывают этого, направлены на то, чтобы фактически в 25 раз уменьшить количество участников рынка. Ну, они так посчитали. Им задают вопрос: а как вы посчитали, откуда 20 или 30 останется? Да всё уже посчитано, потому что с участниками рынка, бенефициарами этого закона, уже всё обсуждено. Всё обсуждено и все уже знают, кто останется, кого не будет. Именно поэтому и такого рода изменения радикальные. Зачем собственный капитал, например, увеличивать с 30 до миллиарда? Ну, увеличьте немного его. 

Да, нам скажут, не будет нарушений. А где гарантия, если нарушения есть сейчас? И там, и там люди делают. Если они ошибаются, и там, и там они будут ошибаться. Вы думаете, госчиновник у нас меньше ошибается? Я вас уверяю, что гораздо чаще ошибается, и с умыслом, возможно.

Прочитав заключение комитета, всё понятно. Только у них не хватило духа в конце последнюю строчку изменить. «Не принимать» надо было написать. Потому что это коррупционноёмкий закон. Духа не хватило, хотя они всё прописали. Кто умеет читать, всё здесь увидел. Тут даже не надо быть экспертом. Комитет добросовестно выполнил свою работу. Только у них политической воли не хватило на последнее решение – отклонить этот законопроект.

Депутат призвал коллег отклонить законопроект. Однако, как известно, большинством голосов он был принят в первом чтении.

Ко второму чтению подготовят поправки. Какие – пока не известно.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

6
  • borispad

    "c точки зрения дилетанта" ЭЦП должна выдаваться только физическому лицу, а уж что он ей будет подписывать - его личное дело. Как директор - финансовые документы, как ФЛ - налоговую декларацию на себя, как участник торгов - аукционные документы.

    если для какой- то деятельности нужна усиленная ЭЦП - подписывать все усиленной.

    А то блин наплодили всяких ЭЦП, каждая контора требует свою ЭЦП.

    У нас микроконтора - а этими флэшками обвешаться можно...

    • zarubin1971

      По новому надо будет теперь бегать в каждый отдельный филиал - стоять кучу времени в очереди и иметь теперь не одну цифровую подпись , а кучу! Для торгов выдают теперь только налоговая , для должностного лица - теперь только в казначействе. для кредитной организации - теперь только в Центробанке, для прочего документооборота - только в Налоговой, и для физ. лица - теперь только в акредитованном УЦ . Посчитал - раньше мне одна подпись обходилась - для всего - 3.000. Теперь- для разных эцп в разных сферах применения мне нужно в разных местах выпустить 4 подписи, стоимость обойдется - 3.000 (для торгов)+ 2000 (для документооборота) + 2000 ( для банка) + 1000 (для физ. лица). Да блин - экономия - жуть какая получится. Вместо 3000 я выкину + 8000 , то есть на 5000 дороже. И самое страшное - что я теперь больше времени угрохаю, - на получение этих подписей - Подпись в налоговой - очередь и получение в одном месте, подпись с казначейства - в другом месте - это снова очередь и снова трата времени, подпись в банк - это еще очередь и трата времени, ну и подпись физ. лица- получить в УЦ - снова очередь и трата времени. КАК МНЕ ОБЛЕГЧИЛИ ТО время, а то мне его девать то некуда. Да и еще не маловажный момент, - теперь - вместо того , что я пакет документов подавал всего лишь в 1 УЦ и получал ЭЦП, и мои документы были только в ОДНОМ УЦ, то теперь мои пакеты документов будут в 4 или более организаций - выдающих мне эти самые цифровые подписи. Значит риск утечки информации моих данных увеличивается в несколько раз больше! Если я мог предъявить претензию только в УЦ, то теперь, если произойдет утечка информации, - то мне прийдется искать - с какого места мои персональные данные утекли мошенникам.

      А еще так между делом, мне вот чисто так - ну интересно - 497 УЦ в которых работали примерно от 100.000 до 150.000 людей (специалистов, юристов, бухгалтеров, технической поддержки и т.д) - они теперь что - все в безработные пойдут? Получаются- УЦ закроются, а людей на улицу. - ну так - между делом. Ведь- если все права перейдут в ИМНС, - то там своих работников хватит!

      Вот тебе и пожалуйста- люди годами работали, а теперь их на улицу. Ну или мол теперь идите ищите новую работу.

      О прибыли в данном секторе я вообще промолчу, - хотя нет, вот интересно - раньше УЦ нужно было для акредитации купить простую лицензию за 400.000 и дополнительные разные - стоимостью до 7.000.000 рублей, то в бюджет ФСБ примерно подало 200.000.000 рублей. Теперь этой суммы бюджет лишится- так как на рынке будет ОДИН монополист - это ИМНС.

      Далее тоже интересен расклад. В среднем , в небольшом городе численностью 200.000 населения - примерно 20.000 это ИП и ООО ( которые получают различные эцп) . Не трудно посчитать - Если в одном таком городе открыто было 20 различных УЦ , то они прибыль делили между собой ( в среднем 1 ЭЦП стоит 1500 рублей) 20000*1500=30.000.000/на 20 УЦ = 1.500.000 на ОДНО УЦ в год. То теперь останется ОДИН монополист - это ИМНС - с доходом в 30.000.000 в год.И это только в одном городе. Сколько в России городов с населением в 100.000 человек - из статистики таких 171 город, остальные- это города миллионники и ниже численностью. Почти 3 млр. рублей со средних городов получит прибыль беднейшая налоговая служба. С мелких городов + 1.5 млр. рублей, С Москвы и прочих крупных городов доход составит порядка 12 млр. рублей. И всего - за то что ИМНС станет монополистом в сфере выдачи ЭЦП они получат от 17 до 20 млр. прибыли ( минимум) в год. Не плохой доход - не правда ли! Лишить работы порядка 150.000 людей в УЦ, для того чтобы получить прибыль для ИМНС в 20.000.000.000 рублей (20 млр.)

      Ну что сказать- косяк произошел в одном конкретном случае с продажей квартиры, и нескольких типов сделок с нарушениями, и из за этого рабочих мест лишились около 150.000 человек. Но ИМНС уверены - что у них не ошибок, не проколов не будет!

      Аплодисменты товарищи для депутатов думы, которые в очередной раз показали как они относятся к бизнесу ( Все что успешно стало работать в коммерческом бизнесе) государством отбирается! Хорошо бы что только в пользу Государства - а не как обычно - в чей то карман!!!

  • Светлана

    Я в обмороке. На данный момент - я уполномочка с очень небольшим количеством оставшихся ИП и чуть-чуть юрлиц. Если вся эта лабуда примется в неизменном виде, мне что делать? Юрлица однозначно уйдут, купят свою ЭЦП, даже две. Я им буду не нужна. А ИП-шники? Им я тоже на фиг не нужна, поскольку ЭЦП пойдут получать в налоговой. А как же тогда нотариальные доверенности? Или я чего-то не понимаю? Да, не понимаю, как уполномочки будут работать...

  • Над. К
    для кредитной организации - теперь только в Центробанке,

    Вы кредитная организация? Зачем вы собрались в ЦБ за подписью?

    • zarubin1971

      ломбард относится к кредитной организации. вот теперь и прийдется побегать по всему городу чтобы получить все эцп, не так как раньше- все в одном месте!

      • Старый ворчун
        ломбард относится к кредитной организации.

        нет.