Повозмущаться же мы все на «Клерке» любим. Вот и я сегодня пар выпущу. Расскажу историю, которая началась 9 лет назад, и заканчиваться не собирается. За это время выросло новое поколение бухгалтеров, которое эту историю может и не знать, но наверняка удивляется почему в Плане счетов есть счета, название которых не соответствует содержимому.
Давным-давно в далекой-далекой Галактике В 1998 г. в России был принят очень уважаемый документ в области регулирования бухгалтерского учета — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. К нему обращались, когда для учета какого-то объекта не было отдельного ПБУ. Этакий Йода среди джедаев — первый среди равных. После вступления в силу с 1 января 2011 г. изменений в него в соответствии с приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н из текста Положения были изъяты определения расходов и доходов будущих периодов.
Это было вполне ожидаемо, так как Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности приняты Международные стандарты финансовой отчетности, которые выделяют пять элементов финансовой отчетности:
- активы;
- обязательства;
- собственный капитал;
- доходы;
- расходы.
Термины «расходы будущих периодов» и «доходы будущих периодов» в Международных стандартах финансовой отчетности не фигурируют, поэтому российские организации, составлявшие бухгалтерскую отчетность по международным стандартам, сталкивались с необходимостью реклассификации расходов и доходов будущих периодов, соответственно, в расходы и доходы, либо в активы и обязательства.
Таким образом, наличие таких учетных категорий в российском бухгалтерском учете являлось рудиментом, который необходимо было удалить для дальнейшей интеграции отечественных бухгалтерских стандартов с международными. И здесь Минфин сделал все правильно.
Но «зачистка» нормативки оказалась неполной. В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций продолжают оставаться счета 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов». Эти счета отражающими более не существующие объекты бухгалтерского учета. Я называю их счетами-призраками. Но главный парадокс в том, что эти счета продолжают использоваться по своему прямому назначению — для отражения состояния и изменения расходов и доходов будущих периодов.
Для того чтобы разобраться в причинах такого парадокса относительно расходов будущих периодов, процитирую измененный п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: «Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида». Таким образом, «убив зайца», Минфин оставил его «уши» в виде возможности учитывать отдельные виды затрат в качестве расходов будущих периодов, если такой порядок предусмотрен бухгалтерскими нормативными актами. Такой порядок до сих пор остался по следующим видам затрат:
- Расходы, понесенные в связи с предстоящими работами по договорам строительного подряда (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»);
- Платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа (п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»);
- Дополнительные расходы по займам и кредитам, начисленные проценты на вексельную сумму, начисленные проценты и (или) дисконт по облигациям, если организация в учетной политике выбрала вариант их равномерного включения в состав прочих расходов (п. 8, 15, 16 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» ).
Кроме того, п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» гласит: «Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем», что дает повод пытаться установить в учетной политике организации более широкий перечень расходов будущих периодов.
Если говорить о доходах будущих периодов, то с «зайцем» в Минфине обошлись суровее: п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, определявший доходы будущих периодов как доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, был полностью изъят из раздела III «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности». Тем не менее, «заячьи уши», казалось бы, подрубленные под корень, остались в п. 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», прямо предписывающих отражать целевое финансирование в качестве доходов будущих периодов.
Таким образом, преследуя благую цель убрать из отечественного бухгалтерского учета спорные категории расходов и доходов будущих периодов, Минфин не довел работу до конца. И, если в случае с доходами будущих периодов, это, по-видимому, связано с недостаточно методичным подходом к внесению изменений, то в случае с расходами будущих периодов просматривается некий умысел. Но вот в чем именно он заключается, я так и не понял. Особенно учитывая многолетнюю традицию российских бухгалтеров использовать счет 97 как «помойку».
Еще более странной выглядит ситуация вокруг счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Тем же приказом Минфина от 24.12.2010 № 186н был признан утратившим силу п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в котором содержался перечень резервов предстоящих расходов, а также разрешалось их создание в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. В ФСБУ (ПБУ) отсутствуют упоминания об этих резервах. Таким образом, данная учетная категория, в отличие от расходов и доходов будущих периодов, упразднена полностью. Однако в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций до сих пор остается счет 96 «Резервы предстоящих расходов», более того, он активно используется. Этот счет даже не призрак — он аферист, выдающий себя за призрак из корыстных побуждений.
Дело в том, что согласно п. 8 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» на счете учета резервов предстоящих расходов должны отражаться оценочные обязательства, то есть обязательства организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Почему бы просто не переименовать счет во избежание путаницы и не скорректировать инструкцию к нему? Непонятно.
За 9 лет ситуация не исправилась, да и реформа бухучета вышла на новый виток — я об этом не раз писал на Клерке.ру. Поэтому вряд ли мы дождемся изменений в План счетов и ПБУ, которые я перечислил. Скорее, недобитые категории вымрут с введением новых ФСБУ и нового Плана счетов, слухи о котором регулярно долетают.
Комментарии
5А сколько специалистов в Минфине деньги получают десятилетиями, ничего не делая.
Зачем вообще все эти счета и ПБУ, если самый нужный для выживания предприятия учет - налоговый - ведется в отдельных регистрах? Как считать маржу и оборотку для себя, пусть каждый решает сам, это не должно быть вопросом госрегулирования (кроме бюджетников).
Полагаю, что все эти счета служат своеобразной ловушкой для бухгалтеров, "буквально" ведущими учет, т.к. опытные бухгалтеры всегда постараются эти "ушастые" счета не применять в учете. Ловушка заключается в том, что при анализе балансов (сформированных с такими счетами) в налоговой возникают вопросы, на основании которых в адрес налогоплательщиков прилетают Требования.....
А как в налоговой узнают, какой именно счет я применил заполняя в балансе строку с кодом 1530 "Доходы будущих периодов"?
а где прикажете учитывать Резерв по отпускам? Ведь он обязателен в бухучете.