ФНС отказывает в электронной регистрации нового директора фирмы

В последнее время ФНС все чаще отказывает в регистрации нового директора организации через ЭЦП и отправляет страждущих к нотариусу за удостоверением подписи на форме Р14001. Давайте разбираться.
ФНС отказывает в электронной регистрации нового директора фирмы
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

В последнее время ФНС все чаще отказывает в регистрации нового директора организации через ЭЦП и отправляет страждущих к нотариусу за удостоверением подписи на форме Р14001.

Форумы пестрят спорами по этому поводу и недовольством противоречивостью практики.

Давайте разбираться.

Имеется компания «Рога», в которой есть директор Иван. Директор Иван прекращает свои полномочия и передает их новому директору — Петру, с поручением внести изменения в ЕГРЮЛ путем подачи формы Р14001 в ФНС.

На руках мы имеем решение о смене директора компании «Рога».

Далее — делаем ЭЦП Петру, как новому директору.

Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ нам необходимо подать в нашу ФНС форму Р14001.

И здесь у нас три варианта:

1. Подать самому через онлайн сервис налоговой и подписать ЭЦП;

2. Подать самому лично или почтой России, предварительно заверив подпись на указанной форме у нотариуса;

3. Подать через нотариуса, подписав ЭЦП нотариуса.

Конечно, подача через ЭЦП — самый быстрый и удобный способ, ну экономически выгодный.

Скачиваем бланк формы Р14001, заполняем и формируем необходимый пакет документов — непосредственно форма и решение о смене директора. Далее все это подписываем ЭЦП нового директора и отправляем через личный кабинет налогоплательщика в ФНС.

Казалось бы — вот и всё.

Однако, ФНС стала повально отказывать в регистрации и посылать всех к нотариусу, указывая, что не была соблюдена нотариальная форма представленных документов.

Кроме того, в некоторых решениях об отказе, ФНС указывает на то, что заявление по форме Р14001 подано неправомочным лицом, поскольку такое лицо не указано в качестве директора в ЕГРЮЛ несмотря на то, что документы подписаны ЭЦП. Но ведь это и логично, что данных о таком физлице, как о директоре, не будет в ЕГРЮЛ, если он только собирается внести изменения в такие сведения. Более того, при смене руководителя заявителем всегда является новый директор (ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Эта же норма прямо прописана в п. 2 Приказа Минфина России от 30.09.2016 № 169н «Об утверждении Административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Как следует из выводов Постановления ВС РФ от 25.07.2016 по делу № 34-АД16-5, возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица с фактом внесения в ЕГРЮЛ таких сведений не связаны, а обусловлены принятием соответствующего решения компетентным органом управления такого юридического лица или истечением срока его полномочий. Таким образом, новый директор компании «Рога» Петр вправе осуществлять представление интересов компании в полной мере и на законных основаниях с момента принятия общим собранием участников (или единственным участников) решения о смене руководителя.

Нормами ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ФЗ «Об электронной подписи» установлено, что заявление по форме Р14001 может быть направлено в электронном виде с использованием сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного юридическому лицу с отражением сведений о физическом лице, действующем от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности, при этом заявителем может являться только физическое лицо — новый руководитель юридического лица.

Согласно п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемом при гос. регистрации заявлении не требуется в случае направления документов в электронном виде, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Кроме того, в нашем распоряжении имеется письмо от 2015 года, в котором ФНС дает пояснения в частном порядке о том, что при подаче заявлений и документов в электронной форме на внесение изменений в ЕГРЮЛ, не касающихся внесения изменений в учредительные документы юрлица, подписанных ЭЦП, удостоверяющей надписи не требуется согласно Закону О гос. регистрации. Требование одно — чтобы из ЭЦП следовало, что физлицо, которому принадлежит ЭЦП, обладает полномочиями выступать заявителем.

Поэтому отказ ФНС при указанных обстоятельствах не обоснован. Можно смело обжаловать! Как и сделала ООО «Системные Технологии». В своем решении от 15.08.2019 Арбитражный суд г. Москвы по делу № А40-129925/19-33-1168 признал незаконным и отменил решение МИФНС России № 46 по г. Москве об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, а также обязал МИФНС России № 46 по г. Москве внести в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Системные Технологии». В апелляции данное решение устояло.

Ждем продолжения.

Комментарии

3
  • Айдар Шайхисламов

    Можно ли подписать заявление 14001 электронной подписью выданной физлицу, а не выданного юридическому лицу с отражением сведений о физическом лице?

  • Alm

    "Далее все это подписываем ЭЦП нового директора и отправляем через личный кабинет налогоплательщика в ФНС."

    Удостоверяющие центры выдают ЭЦП на нового директора на основании по протокола/решения или пока не увидят нового в выписке ЕГРЮЛ никаких ЭЦП?

  • Считаю, что ФНС в данных случаях отказывает законно, так как выдача ЭЦП новому директору организации осуществляется на основании изменений в ЕГРЮЛ (что влечёт и изменение учредительных документов организации), согласно 63-ФЗ "Об электронной подписи". Соответственно до внесения изменений в ЕГРЮЛ любые новые цифровые подписи не могут быть получены, а старые в такой ситуации неприменимы.

    Статья 18. Выдача квалифицированного сертификата

     1. При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан:

    1) установить личность заявителя - физического лица, обратившегося к нему за получением квалифицированного сертификата;

    2) получить от лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата.

    2. При обращении в аккредитованный удостоверяющий центр заявитель ...представляет следующие документы либо их надлежащим образом заверенные копии и сведения:

    1) основной документ, удостоверяющий личность;

    2) номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования заявителя - физического лица;

    3) идентификационный номер налогоплательщика заявителя - физического лица;

    4) основной государственный регистрационный номер заявителя - юридического лица;

    5) основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявителя - индивидуального предпринимателя;

    6) номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе заявителя - иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации) или идентификационный номер налогоплательщика заявителя - иностранной организации;

    7) доверенность или иной документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени других лиц.

    2.1. Заявитель вправе по собственной инициативе представить копии документов, содержащих сведения, указанные в пунктах 4 - 6 части 2 настоящей статьи.

    2.2. Аккредитованный удостоверяющий центр с использованием инфраструктуры осуществляет проверку достоверности документов и сведений, представленных заявителем в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Для заполнения квалифицированного сертификата в соответствии с частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона аккредитованный удостоверяющий центр запрашивает и получает из государственных информационных ресурсов:

    1) выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя - юридического лица;

    2) выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении заявителя - индивидуального предпринимателя;

    3) выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении заявителя - иностранной организации.