Российский предприниматель Сергей Васильев на своей странице в Facebook рассуждает о формировании капитала современной России.
Советские накопления граждан, их сбережения, были съедены гиперинфляцией уже к концу 1991-го и все пришлось начинать с нуля.
Шальные десять лет 90-х, позволили перераспределить в частные руки остатки советской промышленности, но капиталов толком не удалось накопить никому, ни бизнесу, ни людям.
Быстрые заработки тех лет, так же быстро проедались, как зарабатывались. Бизнес перехватывал управление в предприятиях, выстраивал новые процессы, учился работать по-капиталистически, но что-то накапливать из прибыли еще не удавалось.
В те годы начался и приток свежих западных денег, их было пока не много, они были высоко спекулятивные и шли в основном на рынок госбумаг. Именно за счёт западных денег скупались выпуски ГКО (государственных краткосрочных обязательств), и бюджет покрывал ими свой бесконечный дефицит.
Дефолт 98-ого окончательно обнулил всех.
В разорившихся многочисленных банках сгорели те небольшие, только начавшиеся формироваться, сбережения граждан, а в пирамиде ГКО сгорели западные капиталы.
Практически с нулевыми остатками начал новый век и российский бизнес.
Но тут пришла удача! Причём двойная.
Стремительно стала расти цена на нефть и другие сырьевые товары российского бизнеса и в страну потекла огромная «экспортная прибыль».
Это была именно «прибыль», свежий капитал.
Бизнес, с таким трудом и боями, формировавшийся в 90-х, освободившийся от непомерной социальной нагрузки советских времён, сокративший все не нужное, оставивший только самые прибыльные и эффективные куски, наконец-то стал зарабатывать прибыль, пополнять капиталы.
Вслед за этим потоком, потянулись и западные инвесторы, уже не спекулятивные, а настоящие, долгосрочные. Западные банки с удовольствием стали кредитовать российских экспортёров, синдицировать для них кредиты, скупать их облигации.
Пошли западные деньги в акционерный капитал, причём не только в нефтянку. Иностранцы устремились в капитал российских банков, страховщиков, девелоперов и ритейлеров.
Начав 2000-й год с внешних резервов в 12 млрд $, уже к концу 2007-го, ЗВР (золото-валютные резервы) ЦБ достигли цифры в 500 млрд $.
Эти огромные новые капиталы, сформированные в пухлых нулевых, были не только результатом прибыли российского бизнеса, но даже, в бОльшей степени, результатом притока огромных западных денег, в основном кредитных.
МИП (международная инвестиционная позиция) России в тот пиковый момент (2007-2008) была отрицательна, −300 млрд $. Россия, государство и бизнес, должны были миру больше, чем он нам.
Денег было много, но они были чужие и, в основном, данные нам в кредит.
Переломным моментом в истории формирования современного российского «капитала», стал конец кризисного 2008-го года.
Вслед за разразившимся мировым финансовым кризисом, западный капитал, стал лихорадочно выводить свои деньги из России, не обращая внимание на убытки.
Западные банки и страховые компании продавали за ноль свои российские дочки, в которые ещё вчера они вложили миллиарды долларов. А крупнейшие мировые банки с дисконтом переуступали свои кредиты российским компаниям.
Нужно отдать должное российскому Правительству, в тот год именно оно выступило «кредитором последней инстанции», и поддержало крупнейшие российские банки (в основном государственные) и крупнейших экспортёров, выдав им стабилизационные кредиты, чтобы рассчитаться с западниками.
В результате того исторического момента, международная инвестиционная позиция России с отрицательной (-300 млрд $), стала положительной ( 100 млрд $).
Денег в резервах ЦБ стало на треть меньше, но теперь они в основном уже были свои, а не чужие.
С 2009-го, когда Россия стала финансировать себя сама, без помощи западных денег, начался новый этап накопления внутренних российских капиталов.
Тут стали работать два мотора, два источника, точнее даже три: компании, население и бюджет.
Максимально наладил свою эффективность российский бизнес, его положительный торговый баланс с внешним миром в 2018-м достиг цифры в 194 млрд$. Даже с учетом растущего импорта суммарное внешнеторговое сальдо России не падает менее 100 млрд $ в год.
Сальдированная чистая прибыль российских компаний за 2018 составила около 14 трл руб. ( по текущему курсу более 200 млрд $). Часть этой прибыли компании пускают на амортизацию, обновление фондов, новые проекты. Частью закрывают старые кредиты.
Именно растущая прибыль российского бизнеса и является причиной «странного» эффекта, когда не растет суммарный кредитный корпоративный портфель в банках.
Компаниям хватает собственных денег, собственной прибыли, на своё развитие. Им уже не нужны новые кредиты, их капиталы растут.
Не отстаёт и население.
Суммарные вклады частных лиц в банках достигли цифры в 30 трл руб (460 млрд $) и ежегодно растут. Кроме вкладов, растут остатки свободных рублей и долларов на руках. Росстат оценивает эту цифру в 2-3 трл руб. в год.
Мои прикидки дают цифру ежегодного прироста нового «капитала» (частного и корпоративного), минимум, в 200 млрд $ в год.
Такого изобилия денег, такого роста «капиталов», причём собственных внутренних, не знала Россия ни в новые, ни в старые времена.
В благословенные советские годы 70-х, когда быстро росла экономика и вклады населения, параллельно рос и дефицит советского бюджета. По сути, советское Правительство финансировало дефицит своего бюджета за счёт растущих накоплений граждан.
Сегодня же нет и этого риска, когда государство своими расходами съедало внутренний «капитал».
Сегодня российский бюджет работает с профицитом, он тоже накапливает. В ФНБ уже накоплено около 10 трл руб, и Правительство и далее планирует иметь профицит.
Все накапливают. И бизнес, и население, и государство. Уникальное время в российской истории!
Главный вопрос, как мы сумеем теперь этими совокупными накоплениями и «капиталами» распорядиться...
Комментарии
11я знаю ответ - 42!!!
Копим на черный день? А когда уже жить начнем, а не копить?
Наверное жить на незачем, главное что бы похороны с размахом были )