ГК РФ

Документы, которые надо составить при нарушении договоров из-за пандемии

Образцы уведомлений.
Документы, которые надо составить при нарушении договоров из-за пандемии
Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Заключая договор стороны, раньше не придавали особого значения отдельным условиям. Среди них антикоррупционная оговорка, положение о конфиденциальности, условие об обстоятельствах непреодолимой силы (о форс-мажоре) и некоторые другие.

Что делать, если из-за вспышки COVID-19 ваш контрагент или вы или не можете исполнить взятые на себя обязательства, как избежать судебных тяжб и финансовых потерь, читайте в статье младшего юриста МКА «Князев и партнеры» Екатерины Усачевой.

Глава ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус заявил, что ситуация с коронавирусной инфекцией может быть охарактеризована как пандемия, как следствие, государством принимаются и на федеральном, и на региональном уровне, меры, направленные на предотвращение распространения заболевания. Эти обстоятельства затронули жизнь каждого.

Не обошли стороной изменения и бизнес. Для кого-то последствия оказались не значительными, кто-то, наоборот, смог расширить свою деятельность, но большая часть компаний столкнулась с серьезными трудностями.

Одной из проблем стало исполнение договорных обязательств.

Условно можно выделить несколько групп:

1. изменения не повлияли на исполнение договора;

2. исполнитель (арендатор, подрядчик, поставщик и др.) не может надлежащим образом исполнить обязательств;

3. заказчик (арендодатель, покупатель и др.) утратил интерес к исполнению договора.

Ситуация, при которой ограничения не затронули деятельность компании, является наиболее благоприятной ввиду чего нами рассмотрена не будет.

Остановимся подробнее на других вариантах развития событий.

Сторона в связи с мерами, принимаемыми государством, может не иметь возможности исполнить свои обязательства либо столкнется с затруднениями при их исполнении.

Например:

  • у поставщика может отсутствовать необходимое оборудование ввиду таможенных ограничений;
  • подрядчик нарушает сроки выполнения работ ввиду того, что рабочие не могут работать в прежнем режиме;
  • арендатор ресторана (салона красоты без лицензии и др. запрещенные виды деятельности) не сможет в полном объеме и своевременно оплачивать аренду ввиду приостановления деятельности;
  • организатору мероприятия не потребуется стенд и оборудование, которые он заказал для проведения мероприятия, которое теперь отменено и иные ситуации, которых может сложиться огромное количество.

В подобных случаях необходимо определить к чему относится произошедшее: к предпринимательскому риску либо к форс-мажору.

Между понятиями тонкая грань, которую следует объективно оценить для выработки тактики дальнейших действий.

Помощь в такой ситуации могут оказать разъяснения. Например, Торгово-промышленная палата дала ответы на часто задаваемые вопросы.

По их мнению, введение запретов на проведение мероприятий может быть рассмотрено в качестве обстоятельства непреодолимой силы для выставочников и других организаторов мероприятий, проводимых с участием большого количества граждан[1].

Также Торгово-промышленная палата с учетом экстремальной ситуации, сложившейся из-за пандемии коронавируса, поручила Торгово-промышленным палатам субъектов РФ выдавать при наличии достаточных оснований сертификаты о форс-мажоре по договорам, заключенным между российскими субъектами предпринимательской деятельности, что может быть использовано в качестве доказательства[2].

После определения того, что стало причиной затруднений необходимо выбрать путь, по которому будет выстраиваться правое обоснование позиции, а также то, каких результатов хотелось бы достигнуть:

1. Если положения о форс-мажоре применимы к вам, то можно сослаться на п.3 ст.401 ГК РФ. Данная статья может использоваться в совокупности с другими, а также использоваться при направлении уведомления в информационных целях, для возможности освобождения от санкций за неисполнение обязательств.

2. При желании прекратить обязательства можно сослаться на ст.ст.416, 417, 451 ГК РФ, подтвердив их применимость конкретными фактами и доказательствами (например, сославшись на конкретные Указы мэра г. Москвы, которым вводились ограничения).

Указав ст.407 ГК РФ предложите контрагенту расторгнуть договор по соглашению сторон на предложенных условиях.

3. Если задача в изменении условий Договора, в т.ч. путем приостановления его действия, то обосновать это можно ст.ст.450, 451 ГК РФ.

Дополнительно можно сослаться на правовые нормы, регулирующие отдельные виды правоотношений. Например, на ст.614 ГК РФ в арендных отношениях.

Помимо этого, для обоснования позиции необходимо учитывать договоренности сторон. Для этого проанализируйте условия договора об обстоятельствах непреодолимой силы, о порядке расторжения и изменения договора.

В случае, если там установлен особый порядок, то необходимо его придерживаться, ссылаясь не только на нормы закона, но и на договор.

После определения позиции и заявляемых требований направляется уведомление.

В уведомлении необходимо четко изложить фактические обстоятельства, отражающие причинно-следственную связь между распространением коронавируса, введенными ограничениями и последствиями для исполнения конкретного обязательства.

Вместе с уведомлением может быть направлено на подписание дополнительное соглашение или соглашение о расторжении договора.

Получив такое уведомление, другая сторона также должна осознавать правовые последствия.

Встречаются недобросовестные контрагенты, которые пытаются воспользоваться ситуацией и необоснованно получить дополнительные выгоды, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства.

По этой причине лицу, получившему такое уведомление, следует также оценить ситуацию с точки зрения применимости к ней положений об обстоятельствах непреодолимой силы, проверить обоснование причинно-следственной связи, а также соблюдение заявителем требований договора.

Для выражения своей позиции рекомендуем подготовить мотивированный ответ в письменном виде.

В таком ответе возможно признать факт наступления форс-мажора либо возражать этому, а также сторона может принять предложение контрагента по изменению или расторжению договора.

Если предложенные стороной варианты не устраивают, то в переписке можно начать проведение переговоров.

Каждый участник правоотношений должен понимать, что доведение спора до суда — наиболее неблагоприятный вариант развития событий.

Поэтому в ходе обсуждений придерживайтесь концепции win-win, что только укрепит Ваши договорные отношения и позволит продолжить сотрудничество на долгосрочной основе.

В связи с этим, мы подготовили для читателей klerk.ru схему — алгоритм действий при невозможности исполнения договорные обязательства. Кроме того, наши юристы разработали шаблоны документов, которые помогут юридически грамотно оформить достигнутые договоренности.

Эти и другие шаблоны можно скачать здесь.

[1]https://mostpp.ru/news/deyatelnost-mtpp/fors-mazhor-iz-za-koronavirusa-voprosy-i-otvety/?fbclid=IwAR01l4acxIZ1xWzNWewxhHV_gQyi5EcpO_uyzcGaUiHmoWfcx00-PaU1jgE

[2] Информация Торгово-промышленной палаты РФ от 24 марта 2020 г. «Состоялось совещание в режиме ВКС с разъяснением порядка выдачи заключений об обстоятельствах непреодолимой силы».

Начать дискуссию

Бесплатно с Компенсация за неиспользованный отпуск

Компенсация при увольнении. Мини-курс

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск есть у каждого работника. Если часть отпуска на момент увольнения не использована, ее выплачивают как компенсацию. Разберем, как ее рассчитать.

Компенсация при увольнении. Мини-курс

🎉 Снизили цену на подписку Клерк.Плюс до 99 рублей!

В течение недели подписка на сервис Клерк.Плюс будет стоить всего 99 рублей.

Началась рассылка налоговых уведомлений на имущественные налоги физлиц

В первую очередь налоговые уведомления за 2023 год получат пользователи личных кабинетов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Маркетплейсы

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

Надежный поставщик — одна из главных составляющих успеха на маркетплейсе, причем в постоянном поиске действительно хороших партнеров находятся как начинающие селлеры, так и опытные продавцы. Рассказываем, где искать поставщиков и на что обратить внимание при выборе.

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

10 навыков эффективного финансового директора

Финансовый директор — ключевой участник управленческой команды. Планирование финансового будущего компании, обеспечение ее стабильной работы и устойчивого развития — все эти задачи входят в зону ответственности финдира. Рассказываем, без каких навыков не обойтись финансовому лидеру бизнеса.

10 навыков эффективного финансового директора

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

Бизнес-ассистент — это специалист, который помогает руководителю решать ежедневные рабочие вопросы: планирует и согласовывает графики, организует переговоры и рабочие встречи. В отличие от секретаря и личного помощника, бизнес-ассистент более глубоко погружен в суть и цели компании. Он управляет проектами и продуктами, анализирует их продвижение и решает бизнес-задачи. Обучиться этой профессии можно на специальных курсах.

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

До 2037 года продлят нулевую ставку по взносам на выплаты членам экипажей

Нулевая ставка для российского флота уже действует больше 10 лет. Это позволило повысить число зарегистрированных судов в 2,5 раза.

Банк «Русский стандарт» создал собственное коллекторское агентство

Банки и микрофинансовые компании начали создавать организации, которые будут заниматься взысканием долгов. Это позволит сохранить маржинальность бизнеса в условиях жесткого регулирования ЦБ.

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

Маркировку импортного алкоголя перенесут в Россию

С 1 марта 2026 года импортеры будут оплачивать маркировку иностранного алкоголя в РФ. Это снизит зависимость предпринимателей от маркировочных центров других государств.

Сертификация сумок — условия, стоимость, нюансы получения сертификата

Сертификация сумок — это процесс проверки и подтверждения соответствия продукции определенным стандартам качества, безопасности и других критериев, установленным регулирующими органами или отраслевыми стандартами.

📴 Минцифры: сбой Microsoft говорит о важности импортозамещения иностранного ПО. Время настало, подтверждает гендиректор «Северсталь – ЦЕС»

Иностранные аэропорты, банки и компании не могут работать из-за «синего экрана смерти» на устройствах.

Как повысить продуктивность в компании: метод канбан

Канбан — это способ управления задачами. В чем его особенность, зачем его придумали, какие проблемы решаются с его помощью? Давайте разбираться.

Как повысить продуктивность в компании: метод канбан

Что делать, если вы приближаетесь к лимиту по УСН 

Если компания вплотную подходит к лимитам по упрощенке, нужно быстро делать выбор: удерживаться на УСН или переходить на ОСНО, временно или навсегда. Разбираем преимущества и недостатки каждого варианта и даем лайфхаки по сохранению спецрежима. 

Что делать, если вы приближаетесь к лимиту по УСН 
НДС

5% или 7% НДС

С 2025 г. все «упрощенцы» становятся плательщиками НДС. При этом «упрощенцев» с доходом до 60 млн руб. за 2024 год, а также вновь созданных компаний и ИП ⚡️ освободят от НДС автоматически. А остальные имеют право выбрать ставку: пониженную (5%/7%) или общие (20%/10%/0%).

Общество

Роспотребнадзор подготовил изменения в санитарные правила для торговых объектов и рынков

На фоне участившихся массовых отравлений Роспотребнадзор подготовил проект изменений в СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

Санатории будут реконструировать на деньги частных инвесторов

Чтобы повысить спрос на санаторно-курортный отдых, власти собираются привлекать средства частных инвесторов на обновление туристической инфраструктуры.

Автоматизировать «хаос» невозможно. А роботизировать?

Что мешает неработающей системе? Правильно — заказчики! У которых то бизнес-процессы плохо выстроены, то персонал.. гхм.. «криворук» — по мнению некоторых поставщиков, конечно же. Но, всегда ли нужно болезненное изменение бизнес-процессов компании для «автоматизационного счастья»?

Автоматизировать «хаос» невозможно. А роботизировать?

Как отражать в учете строительство офиса своими силами

При возведении объекта основных средств собственными силами все затраты, связанные с этими капвложениями, согласно требованиям ФСБУ 26/2020 надо отражать на счете 08.

Интересные материалы

Объемы госзакупок сократились до 5,69 трлн рублей

Средняя цена контракта снизилась с 3,5 до 3,3 млн рублей. В государственных закупках выросло число несостоявшихся сделок из-за отсутствия конкуренции.