В 2002 году налоговики издали временные методические указания по проверке налоговых вычетов по НДС. Инспекторы на местах пользуются ими по сей день. Но так как этот документ вышел под грифом «для служебного пользования», организации не могут с ним ознакомиться. Наша статья исправит эту несправедливость.
Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»
Кто подлежит проверке
Все организации, которые платят НДС, могут уменьшить его сумму на налоговые вычеты. Для этого они должны выполнить ряд условий, установленных в Налоговом кодексе:
– иметь счета-фактуры, выставленные продавцом товаров (работ, услуг);
– иметь документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога;
– оприходовать приобретенные товары (работы, услуги) и использовать их для производственной деятельности или операций, которые облагаются НДС.
Но налоговики решили, что этих условий недостаточно, так как они позволяют организациям злоупотреблять правом на вычеты. Для того чтобы исключить эту возможность, они разработали комплекс контрольных мероприятий для камеральных и выездных проверок. Эти мероприятия применяются к подозрительным фирмам. Их налоговики выбирают по результатам предварительного камерального анализа.
Прежде всего это фирмы, у которых:
– единовременная сумма вычета составляет свыше пяти миллионов рублей;
– систематически вычеты составляют более 50 процентов от начисленных сумм налога;
– есть хозяйственные отношения с фирмами, ранее необоснованно возмещавшими НДС;
– есть деятельность как облагаемая, так и не облагаемая налогом;
– в декларации отражены значительные суммы налога по строительно-монтажным работам для собственного потребления;
– суммы вычетов резко возросли по сравнению с предыдущими налоговыми периодами;
– есть расчеты с другими организациями без использования денег (векселя, товарообменные сделки, зачет взаимных требований, соглашения об отступном, новации, переводе долга и т. д.);
– в течение нескольких периодов суммы вычетов превышают суммы начисленного налога.
Кроме того, особое внимание проверяющие уделят крупнейшим налогоплательщикам и налоговым агентам. Не останутся без внимания и те организации, которые изменили место своей регистрации и предъявили к вычету значительные суммы налога, перешли на «упрощенку» или ЕНВД либо получили освобождение от налога в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса.
Дополнительные условия для вычетов
К условиям для вычетов, указанным в статьях 171 и 172 Налогового кодекса, налоговики добавили два новых.
Во-первых, они считают, что НДС нельзя принять к вычету, если счета не зарегистрированы в журнале учета полученных счетов-фактур и книге покупок. Во-вторых, – если сделка купли-продажи незаконна.
Эти условия оспорить несложно, так как их нет в Налоговом кодексе. Кроме того, признать сделку незаконной может только суд. Однако налоговики в случае «сомнительной» сделки будут обращать особое внимание на первичные документы. В случае ошибки в их заполнении можно будет отказать в вычетах по формальным признакам.
Также налоговики считают, что организация не может принять НДС к вычету, если у нее в этом периоде нет начисленного налога. При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 171 Налогового кодекса, в котором сказано, что организация может уменьшить сумму начисленного налога на установленные налоговые вычеты.
Однако уже сложилась арбитражная практика, которая подтверждает обратное. Например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 марта 2003 г. № А28-7103/02-355/11 или постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 декабря 2002 г. № А26-3622/02-02-05/44.
В своих рекомендациях налоговики уделили много внимания организациям, которые перешли на упрощенную систему налогообложения или переведены на ЕНВД. Проверяющие считают, что они должны заплатить НДС, который ранее поставили к вычету по остаткам приобретенных товарно-материальных ценностей.
Но и в этом вопросе позиция арбитражных судов иная. Примером может служить постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2003 г. № А52/2384/2002/2 или постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 апреля 2003 г. № А10-5664/02-3-Ф02-903/03-С1. Учитывая это, НДС можно не восстанавливать. Правда, в таком случае есть вероятность, что свою правоту организации придется доказывать в суде.
Проверка счета-фактуры
Особое внимание при проверке вычетов налоговики уделят счетам-фактурам и книгам покупок. Проверяющие сверяют показатели декларации по НДС с итоговыми данными книги покупок, а также с оборотами фирмы по субсчету «Расчеты по НДС» счета 68 «Расчеты с бюджетом». Налоговики также проверят, есть ли у организации подлинники указанных в книге покупок счетов-фактур, и правильно ли они заполнены. Если в счетах-фактурах нет каких-либо обязательных реквизитов, НДС к вычету не примут.
Прежде всего налоговики проверяют счета с исправлениями, с неразборчивым ИНН и другими реквизитами. Особое внимание вызывают счета-фактуры на те товары, которые не соответствуют профилю производства или торговли организации. Подозрения налоговиков усилятся, если за такие товары платили наличными или денежные расчеты не использовались (например, их заменили векселями, взаимозачетами или бартером). По таким счетам-фактурам налоговики будут проводить встречные проверки поставщиков.
Кроме этого налоговики проверяют счета-фактуры на подлинность. Если окажется, что они фальсифицированы, принять по ним НДС к вычету не получится.
Общие признаки фальсификации документов таковы:
– печати (правда, в настоящее время для счетов-фактур это не актуально, так как печать на них уже не требуется). Подозрения вызывают печати, которые расположены под одним и тем же углом, так как налоговики считают, что это результат распечатки на принтере сканированных печатей. Также это печати, на которых не указано месторасположение фирмы (город, район или регион России), печати без номера свидетельства о регистрации;
– нелогичная нумерация документов, полученных от одного поставщика. Например, счет-фактура № 5 за июнь или счет-фактура № 303 за январь, а затем № 101 за март или приходный кассовый ордер № 2 от 30 января;
– на документах не указаны адреса поставщиков или нарушены контрольные числа ИНН;
– однотипные документы, выданные разными организациями. Например, составлены на похожих бланках, одинаково заполнены и т. д.
Если налоговики засомневаются в подлинности документов, в том числе счетов-фактур, они организуют встречные проверки поставщиков и транспортных организаций. Кроме того, они могут провести экспертизу документов. Но так как за экспертизу им приходится платить, она назначается в исключительных случаях (например, по очень крупным сделкам).
Схемы недобросовестного возмещения
Налоговики указали в своих рекомендациях признаки различных схем, при обнаружении которых они также будут проводить контрольные мероприятия:
– наличные или неденежные расчеты. По мнению налоговиков, организации, которые их используют, чаще других ставят к вычету НДС по фиктивным документам от несуществующих поставщиков;
– значительные расходы на работы и услуги, которые не имеют материального выражения (например, консультационные услуги или маркетинговые работы по исследованию рынков). Это относится и к тем организациям, которые тратят много денег на ГСМ, канцтовары, тару и вспомогательные производственные материалы;
– закупка товаров и услуг по явно завышенным по сравнению с рыночными ценам, продажа – значительно дешевле;
– привлечение заемных средств. Например, организация заключает договор займа, согласно которому деньги поступают не на ее расчетный счет, а на счет поставщика, который отгрузил ей товары. Когда деньги перечислены, фирма предъявляет НДС к вычету;
– сделки, нетипичные для фирмы, а также сделки с отдаленными регионами и значительными суммами. По всем этим сделкам без исключения инспекторы должны организовать встречные проверки. Если поставщик не производитель, а лишь перепродавец, будет проводиться встречная проверка его поставщика.
Начать дискуссию