Кадры

Воинский учет в компании: кто ведет, кого учитывать, что сообщать, какие документы и штрафы

У организаций есть много разных учетов: налоговый, бухгалтерский, кадровый. Но есть один учет, о котором многие в малом бизнесе даже и не подозревают — воинский.
Воинский учет в компании: кто ведет, кого учитывать, что сообщать, какие документы и штрафы

У организаций есть много разных учетов: налоговый, бухгалтерский, кадровый. Но есть один учет, о котором многие в малом бизнесе даже и не подозревают — воинский. Что это такое и кто обязан его вести мы расскажем в этой статье.

Кто и почему должен вести воинский учет

Такой учет обязаны вести все без исключения организации, независимо от организационно-правовой формы и количества работников. Никаких исключений, в том числе для малых предприятий, нет.

Обязанность вести воинский учет возложена следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (подпункт 6 пункта 1 статья 8);

  • Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (подпункт 11 пункта 1 статьи 9);

  • Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 7 статьи 8);

  • Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

Как вести учет, написано в «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017)

Индивидуальных предпринимателей обязанность вести воинский учет не касается/

🧑‍💼 Кадровик с нуля до профи
🔹Станьте кадровиком без ошибок! Освойте все необходимые навыки от ТК до 1С: ЗУП. 
🎓 Курс с выгодой до 76% — сейчас всего 7 900 ₽!

Кого и почему надо учитывать

Все граждане России обязаны состоять на воинском учете, за исключением

  • лиц, проходящие военную службу;

  • лиц, отбывающие наказание в виде лишения свободы;

  • женщин, не имеющих военной специальности;

  • лиц, постоянно проживающие за пределами нашей страны.

Под воинский учет в организациях попадают следующие работники:

  • мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;

  • мужчины, находящихся в запасе;

  • сотрудники, обучившиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;

  • лица, освобожденных от призыва;

  • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;

  • граждане, уволенные из армии;

  • работники, служившие альтернативно;

  • женщины, получивших военные специальности.

Кто должен вести в организации воинский учет

За состояние воинского учета в организации отвечает, как обычно, её руководитель. Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу. В крупных компаниях обычно создают отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Нормы указаны в Методических рекомендациях.

Один работник, выполняющий обязанности по совместительству

При наличии на воинском учете менее 500 граждан

Один освобожденный работник

При наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан

Два освобожденных работника

При наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан

Один освобожденный работник

На каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете. Военно-учетный работник выделяется при достижении каждых последующих полных 3 000 граждан, состоящих на воинском учете

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Как вести учет

Воинский учет призывников и военнообязанных запаса ведется в личной карточке работников. Её форма (Т-2) приведена в приложении 5 к Методическим рекомендациям.

Порядок ведения и хранения личных карточек, а также заполнения разд. II этой карточки «Сведения о воинском учете» приводится в приложении 7 к Методическим рекомендациям.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);

  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

При приеме на работу у гражданина надо проверить наличие документов воинского учета, а также посмотреть паспорт, есть ли там отметки о воинской обязанности.

Работодатель имеет право отказать в приеме на работу мужчине, не предъявившему воинские документы.

Какие документы по воинскому учету должны быть в организации

Список документов для воинского учета указан в пункте 39 Методических рекомендаций:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;

  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;

  • картотеку личных карточек форм Т-2 и Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;

  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

  • карточку учета организации (форма № 18);

  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

  • справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Что надо сообщать в военкоматы

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодатель обязан в двухнедельный срок уведомить об этом военкомат. Работнику надо вручить направление в военкомат для постановки на воинский учет.

После принятия на работу сотрудника, подлежащего воинскому учету, или его увольнения, надо в двухнедельный срок отправить в военкомат сведения. Форма таких сведений приведена в приложении 9 к Методическим рекомендациям.

По запросам военкоматов направляются в двухнедельный срок сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма приведена в приложении 10 к Методическим рекомендациям).

Карточка учета организации по форме 18 заполняется по состоянию на 1 января каждого года и предоставляется в военкомат.

Штрафы за нарушение в воинском учете

В КоАП предусмотрена целая глава по нарушениям воинского учета. Не все статьи касаются учета у организаций, но три имеют прямое отношение:

Статья 21.1

Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.

Статья 21.2

Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.

Статья 21.4 пункт 3

Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Комментарии

5
  • Александр

    Почему автор умолчал об ожидаемых изменения в описываемой им области? - Проект Приказа Министра обороны России "О внесении изменений в Инструкцию по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденную приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495" (подготовлен Минобороны России 21.04.2020 г.)

    • Над. К

      Потому что нет еще такого нормативного документа.

  • НатальяС

    Интересно, в цивилизованных странах есть что-либо подобное? В военкоматах сидят учётчики, в организациях учётчики, какая нагрузка на экономику.

    • Нет такого. Что, собственно, не мешает учету резервистов, периодической переподготовке офицеров запаса и т.д.

      При этом надо понимать, что резервисты там, по сути, это милиция (не путать с полицией), могут быть в любую минуту призваны (например, частично привлекались для патрулирования в штатском в период особого наплыва беженцев).

      С другой стороны, при их-то расстояниях "полковое братство" и не виртуальная связь с "родной казерне" у них очень распространены. Офицеры и унтер-офицеры запаса могут запросто приехать попить пиво с оставшимися в строю камерадами в офицерской кантине.)) Или сына привезти на "день полка", покатать на "Леопарде", в котором папа служил)))

  • Елена

    Статья 21.2

    Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет  — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.

    Просто оповещение? или обязаны повестку вручить под подпись?