Кредитование

Что нужно знать о новых «противовирусных» кредитах для бизнеса

Кредит может получить как юрлицо, так и ИП, но только с работниками.

Принято постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности».

В чём суть документа?

Постановлением утверждены Правила предоставления федеральных субсидий банкам для возмещения недополученных ими доходов по льготным кредитам, выданным в 2020 году юрлицам и ИП на возобновление деятельности (далее — Правила). Документ содержит информацию о требованиях к заёмщикам, особенностях заключения кредитного договора, правилах погашения и списания льготного кредита. Одно из ключевых положений — если сохранить 90% персонала, то деньги возвращать не надо. Программа стартует 1 июня.

С какой целью предоставляются субсидии?

Субсидии являются источником возмещения следующих затрат банка: предоставление кредита по льготной ставке в установленном Правилами размере; списание задолженности по кредитному договору, произведённое в установленном Правилами порядке и размере.

Каким требованиям должен соответствовать банк?

Требования к банкам — получателям субсидии изложены в пункте 7 Правил. В частности, банк должен обладать определённым кредитным рейтингом, соблюдать установленные ЦБ РФ обязательные нормативы, не иметь просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий и бюджетных инвестиций.

Какие требования предъявляются к заёмщику?

Кредит может получить как юрлицо, так и ИП, но только с работниками.

Заёмщик должен работать в пострадавших отраслях либо в отраслях, требующих поддержки для возобновления деятельности согласно приложению № 2 к Правилам. Обратите внимание: если заёмщик — субъект малого предпринимательства, то требуемый код по ОКВЭД может быть у него как основным, так и дополнительным. У остальных заёмщиков во внимание берётся только основной код. Он должен быть внесён в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.

Кроме того, заёмщик не должен находиться в стадии банкротства, его деятельность не должна быть приостановлена, а заёмщик-ИП не должен прекратить свою деятельность.

На какие цели выдаётся кредит?

Кредит выдаётся для покрытия любых документально подтверждённых расходов на предпринимательскую деятельность. К ним в том числе относится выплата зарплаты, а также оплата ранее полученных кредитов по программе «8,5 процентов» и кредитов на поддержку и сохранение занятости. Кредитные средства нельзя тратить на выплату дивидендов, выкуп собственных акций и долей в уставном капитале, на благотворительность.

Когда и на какую сумму можно заключить кредитный договор?

Кредитный договор можно заключить с 1 июня по 1 ноября. Чем скорее это сделать, тем больше будет сумма кредита. Чтобы узнать максимальную сумму кредита, нужно перемножить следующие показатели:

— расчётный размер оплаты труда — МРОТ с учётом районных коэффициентов, процентных надбавок, а также страховых взносов в размере 30%;

— численность работников на 1 июня;

— базовый период, который равен периоду с даты заключения договора до 1 декабря.

Выдача средств заёмщику после заключения договора лимитирована. Лимит средств, которые можно получить за один раз, рассчитывается так: (расчётный размер оплаты труда) * 2 * (численность работников организации).

Оставшуюся часть кредита банк будет перечислять раз в месяц в пределах этого лимита.

Каковы правила погашения и списания кредита?

Условия кредита зависят от периодов, в течение которых действует договор. Правила предусматривают три периода:

— обязательный базовый период, который длится до 1 декабря 2020 года;

— необязательный период наблюдения. Наступает, если заёмщик продолжает свою деятельность и сохранил персонал в установленных Правилами пределах. Длится с 1 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года;

— необязательный трёхмесячный период погашения. Может наступать как после базового периода, так и после периода наблюдения. Не наступает, если есть условия для списания кредита.

Чем характерен базовый период действия кредитного договора?

Обязательный базовый период действует до 1 декабря 2020 года. В это время:

— заёмщик ничего не платит банку;

— для заёмщика действует конечная ставка не выше 2% годовых;

— начисляемые за базовый период проценты переносятся в основной долг на дату окончания базового периода.

По окончании этого периода есть два варианта развития событий.

Вариант 1. По итогам хотя бы одного месяца базового периода число работников заёмщика сократилось более чем на 20% по сравнению с численностью на 1 июня. В этом случае наступает период погашения и заёмщик должен вернуть кредит тремя равными платежами. В период погашения действует не льготная, а стандартная ставка. Период погашения также наступает, если не позднее 25 ноября введена процедура банкротства, приостановлена деятельность либо заёмщик-ИП прекратил свою деятельность.

Вариант 2. Если нет обстоятельств, указанных в предыдущем варианте, начинается период наблюдения.

Что произойдёт в период наблюдения по кредитному договору?

Этот период наступает, если заёмщик продолжает свою деятельность и сохранил персонал в установленных Правилами пределах. Длится с 1 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года. В это время:

— заёмщик ничего не платит банку;

— для заёмщика действует конечная ставка не выше 2% годовых;

— начисляемые проценты переносятся в основной долг на дату окончания периода наблюдения.

При каких условиях долг по кредиту будет списан?

Весь долг по кредиту, включая проценты, спишут полностью, если:

— по состоянию на 1 марта 2021 года число работников составит не менее 90% от штата по состоянию на 1 июня 2020 года. При этом на конец каждого отчётного месяца число работников не должно опускаться ниже 80% от указанного штата;

— не введена процедура банкротства заёмщика, заёмщик-ИП не прекратил свою деятельность;

— средняя зарплата одного работника в период наблюдения была не ниже МРОТ.

Если численность работников по итогам каждого месяца в период наблюдения не будет опускаться ниже 80%, кредит спишут наполовину. На каких условиях заёмщик выплачивает вторую половину долга, в Правилах не уточняется.

Как возвращать долг в период погашения?

Необязательный трёхмесячный период погашения по кредитному договору может наступать как после базового периода, так и после периода наблюдения. В этом случае заёмщик должен оплатить основной долг, включая перенесённые платежи процентов по кредитному договору ежемесячно равными долями:

  • 28 декабря 2020 г., 28 января и 1 марта 2021 г. — в случае, если по кредитному договору не был осуществлён переход на период наблюдения;
  • 30 апреля, 30 мая и 30 июня 2021 г. — в случае, если по кредитному договору осуществлён переход на период наблюдения, но не принято решение о списании кредита.

В период погашения действует не льготная, а стандартная ставка по договору.

Комментарии

19
  • id23693282

    На основании чего будет определяться численность работников по состоянию на 1 июня? К примеру, в мае было принято 2 работника на места уволившихся работников при общей численности 7 человек. То есть в мае будет на 2 человека больше по отчету СЗВ-М, но уже в июне СЗВ-М будет содержать данные на 7 человек. Будет ли это считаться снижением численности?

    п. 12 пп в)средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;

    В организации числятся сотрудники, работающие на ½ ставки и получающие в результате менее МРОТ. Показатель средней заработной платы будет считаться по каждому работнику или будет рассчитываться средний показатель оплаты труда по всем сотрудникам?

  • Добрый день, подскажите, вы пишете : "Обратите внимание: если заёмщик — субъект малого предпринимательства, то требуемый код по ОКВЭД может быть у него как основным, так и дополнительным". 

    В то же время в соответствии с п. 1 Правил "Предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства...." от 24.04.2020 № 576:

    • В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г. На основании данного пункта Налоговая выносит отказ.

    • Над. К

      Так статья про кредиты, а не про субсидии. Там другие правила

      • Вся статья об этом - Принято постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности». Разъясните, пожалуйста, в чем разница?

        • Над. К

          Вы путаете субсидии, которые государство давало организациям и ИП и субсидии, которые дают банкам, которые вам дают кредиты. Даже номера постановлений разные. Почему же вы приводите правила из постановления 576 при обсуждении выдачи кредитов? В постановлении 696 написано "заемщик, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и относящийся к категории "малое предприятие" или "микропредприятие", определяется по основному или дополнительным видам экономической деятельности, информация о которых содержится..."


          • Извините, но я просила разъяснений Я знаю, что номера Постановлений разные. Вот смотрите, в чем суть вопроса: есть ООО, относящееся субъекту малого предпринимательства, хочет взять кредит в соответствии с 696 постановлением, один из видов деятельности (дополнительный) содержится в перечне, утвержденном 434 постановлением. И получает отказ на основании того, что вид деятельности не основной с с ссылкой на постановление 576. Насколько отказ обоснован?

            • Над. К

              Каждый банк судя по всему сам решает, кому давать, а кому нет. В 696 написано про дополнительные, но вы все равно банку ничего не докажете. Они под любыми предлогами отказывают, если не хотят давать

              • Спасибо, но мне была нужна грамотная консультация. Банк ничего не решает - он дал список требующихся документов. А тут - налоговая не подтверждает право плательщика на получение субсидии. Основание - вид деятельности, входящий в перечень, не основной. Вообще путаница. Думала, что тут мне поможет автор статьи, но, похоже, я больше в теме, чем потенциальные помощники!

                • Над. К

                  Я вам и дала грамотную консультацию :) Какие нужны документы для кредита, решает именно банк. Тому примеров - легион.

                  Вы можете ответить банку, что он не прав. Но это не означает, что банк даст вам кредит. У него может в своих правилах прописано требовать именно основной ОКВЭД и подтверждение прав на субсидию из налоговой. Вы будете их оспаривать?

                  В чем вы больше в теме, не поняла.

                  • Нет, все ваши рассуждения в форме "может быть" и "судя по всему", извините, но юристы такими понятиями не пользуются. Вы не поняли - до банка дело вообще не дошло (в его правилах ничего подобного не прописано, это опять только ваши предположения), все остановилось на уровне налоговой, которая не подтверждает право плательщика на получение субсидии т.к. код ОКВЭД, входящий в перечень, утвержденный 434 постановлением, у плательщика не основной. Пунктом 9, п.п а) постановления 696, предусмотрено, что:  "Субсидия по процентной ставке получателю субсидии предоставляется при соблюдении следующих условий - заемщик получателя субсидии по состоянию на дату обращения к получателю субсидии осуществляет деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434. А в пункте 1 постановления 434 речь идет уже об основном виде деятельности - "В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г." В данной статье, в разделе "Требования, предъявляемые к заемщику" говорится : "Обратите внимание: если заёмщик — субъект малого предпринимательства, то требуемый код по ОКВЭД может быть у него как основным, так и дополнительным". Вопрос, в соответствии с каким пунктом какого документа сделан этот вывод? Права ли налоговая, отказывая в праве налогоплательщика на получение субсидии? Получается, нет?

                    • Над. К
                      извините, но юристы такими понятиями не пользуются.

                      Вы не предоставили никакой конкретной информации, чтобы вам отвечать чисто юридическими терминами.

                      Более того, статья про кредит, а пишете все время про субсидии. На что вам отвечать? Приходится гадать, что вообще у вас случилось.

                      Постановление 696 о субсидиях банкам, а не вам. И там другие правила, нежели по выдаче субсидий субъектам МСП по постановлению 596.

                      Если вам не дали субсидию, потому что у вас основной код ОКВЭД, указанный в ЕГРЮЛ, не отнесен к пострадавшим отраслям в соответствии с постановлением № 434, то отказ налоговой правомерен. Но постановление 696 и льготные кредиты тут вообще ни при чем. Как и все то, что написано в этой статье.

                      А в пункте 1 постановления 434

                      нет того, что вы цитируете. Это есть в постановлении 576.

                  • В статье говорится: "Обратите внимание: если заёмщик — субъект малого предпринимательства, то требуемый код по ОКВЭД может быть у него как основным, так и дополнительным". Подскажите, на основании какого пункта сделан этот вывод и как он сочетается с постановлением 576: "В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г."?

                    • Над. К

                      Я же вам уже ответила и даже цитату из постановления про кредиты про доп.код привела.

                      о налоговой, которая не подтвердила право плательщика на получение субсидии.

                      И не должна была, если основной код в ЕГРЮЛ не относится к пострадавшим отраслям. Но это не значит, что нет права на кредит, если код из пострадавших отраслей является дополнительным.

                      И вообще непонятно, вы про отказ в субсидии или про отказ банка выдать льготный кредит? Это совершенно разные вещи. И почему пункт про коды из постановления о выдаче кредитов должен сочетаться с постановлением 576?

                      • Потому что на него сослалась налоговая, цитирую: "СООБЩЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576: 2 – отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434". При уточнении сообщили, что причина отказа в том, что код деятельности, включенный в перечень, является дополнительным, а основной в перечень не включен.

                        • Над. К

                          Ну все верно написано. Вам правомерно отказали в субсидии по постановлению 576, потому что в ЕГРЮЛ значится основным код, не указанный в постановлении 434. Непонятно, причем тут кредиты и постановление 696, о которых вот эта статья

  • Тимур О.

    Можно вмешаться ..!?

    так все таки 1/2 ставки мрот допускается в целях данного кредита ( в плане это будет считаться нарушением условий безвозвратного кредита)?