Наши коллеги из clubtk.ru написали материал: как правильно хранить копии документов в личных делах работников. С их разрешения мы перепечатываем статью полностью.
Хранение копий документов в личных делах сотрудников — это элемент системы кадрового документооборота, регламентированный законодательно. За нарушение правил обращения с документами предусмотрен штраф до 50 000 рублей. Избежать наказания удастся, если компания обоснует необходимость наличия бумаг и получит согласие работников на обработку персональных данных.
Условия, при которых хранение копий безопасно
В ст. 86 ТК РФ обозначены цели, для которых работодателям разрешено использование и хранение данных сотрудников. Ими пользуются для:
обеспечения соблюдения законов и иных нормативных актов;
содействия в трудоустройстве; предоставления образования и продвижения по службе;
обеспечения личной безопасности работников;
контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.
Во многих организациях, не зная, какие документы нельзя хранить в личном деле работника, держат копии паспортов и иных документов по традиции. И иногда даже после увольнения. Между тем, список целей, для которых работодателям разрешено использовать персональные данные сотрудников, и перечень документов, которые допускается хранить в личных делах сотрудников, закрытые — никак иначе пользоваться копиями нельзя. Например, ксерокопия паспорта поможет заполнить карточку работника, может, еще пару бумаг, но потом она больше не нужна.
Но теперь за хранение персональных данных сотрудника «просто так» штрафуют, и работодатели начали волноваться: что делать? Если в организации такие сведения по какой-либо причине нужны, в ЛНА перечислите, о каких бумагах идет речь, и оговорите, где хранить копии документов сотрудников, получите согласие на их хранение, а затем будьте готовы объяснить проверяющим, для чего они используются.
Кстати, информация, что ввели запрет на 9 документов в личных карточках сотрудников, — не более чем предупреждение, основанное на законодательстве. Но рекомендуем перестраховаться и убрать из дел сотрудников те бумаги, которые не нужны для реализации задач и обязанностей работодателя.
Специалисты Федеральной службы по труду и занятости подчеркивают, что хранение копий паспортов в личном деле сотрудника следует устанавливать с учетом требований нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере неприкосновенности частной жизни, сбора и хранения персональной информации. По нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных», собирать, хранить, использовать и распространять данные гражданина возможно, только если он сам дал согласие на обработку его личной информации.
Штрафы за незаконное хранение
Чиновники по-своему ответили на вопрос, можно ли хранить копии документов в личном деле работника в 2020 г., но в судебной практике уже имеются случаи, когда хранение копий у работодателя судьи посчитали ненужным. В частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2014 по делу № А53-10287/2013 заявлено, что для обработки персональных данных работников, принимаемых на работу, достаточно сверить сведения с оригиналами, и храниться копия паспорта в личном деле работника не должна.
Вкладывать в дела работников копии их персональных бумаг или нет, решать вам. Напомним только, что за нарушение норм в области персданных штрафуют по ст. 13.11 КоАП РФ. Так, за обработку информации в случаях, не прописанных законодательством, равно как и за обработку, несовместимую с установленными целями, должностных лиц штрафуют на 5000-10 000 рублей, а организацию — на 30 000-50 000 рублей.
В свете разъяснений Роструда работодателей будут штрафовать по п. 2 ст. 13.11 КоАП РФ. По ней, за обработку информации без письменного согласия субъекта персональных данных штраф для должностных лиц повышается до 10 000-20 000 рублей, а для компаний — до 15 000-75 000 рублей.
Правила хранения персональных данных обновят
На едином портале размещения проектов нормативных актов обсуждаются 2 законопроекта, которые поставят точку в вопросе, можно ли хранить копию паспорта в личном деле сотрудника, для всех компаний, обрабатывающих и хранящих персональные данные граждан, в том числе работодателей. Из первого документа следует, что при сборе персональных данных операторов придется обезличивать эти данные.
В ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ говорится, что обезличивание персданных — это комплекс действий, который позволяет частично скрыть принадлежность сведений конкретному субъекту: без дополнительной информации узнать, кому принадлежат данные, невозможно. Сейчас такие мероприятия являются обязательными только для государственных и муниципальных органов, но уже скоро требования по обезличиванию придется выполнять большинству компаний, в том числе работодателям.
Обезличивать информацию предстоит в соответствии с приказом Роскомнадзора от 05.09.2013 № 996, в котором рекомендуют пользоваться следующими методами:
замена части сведений;
изменение состава или семантики данных;
перемешивание (перестановка) отдельных записей или групп записей, что не позволит найти связь между информацией и конкретными субъектами.
За невыполнение обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов планируется ввести иные санкции, нежели штраф за хранение копий паспортов в личных делах: от 1500 рублей — для граждан до 6000 рублей — для должностных лиц. Это предусмотрено вторым законопроектом, обсуждаемым чиновниками. Если его одобрят, в ст. 13.11 КоАП РФ укажут, что за такое нарушение индивидуальным предпринимателям грозит штраф до 10 000 рублей, а организациям — до 30 000.
Как объясняют в Минкомсвязи, где разработали оба документа, защита персональных данных в процессе хранения копий документов в личных делах — это хорошо, но после достижения целей сбора и обработки персональной информации все данные должны уничтожаться либо обезличиваться. У компаний часто накапливается массив информации, от которой необходимо как-то избавляться. И если для государственных и муниципальных органов предусмотрены конкретные требования и методы хранения и обезличивания данных, то для остальных операторов они не обязательны, и компании вправе пользоваться собственными способами. Для урегулирования этой ситуации предложено распространить утвержденные правила на всех операторов. А контроль за выполнением законодательства возложат на Роскомнадзор.
Комментарии
48Объясните мне... ну хоть кто-нибудь.... ну пожалуйста.....Почему
Я перепишу данные паспорта в карточку Т2 и могу ее хранить с этими страшными персональными данными. Не только могу! Обязана ее хранить 75 лет....
А вот снять копию с паспорта и хранить ее рядом - это ужасное преступление....
Почему?! в чем логика?!
Если к копии паспорта присовокупить нотариуса-члена преступной группы, (что, к сожалению, часто встречается в криминальных сводках), то логика появляется...
уловили?)))
В принципе, наверное можно хранить копии со сделанной в фотошопе надписью - "КОПИЯ, предоставлена гражданке ФИО, должность...дата...по поводу/с целью (для...кадрового учета, например)
Вы понимаете, что если кто-то перевыпустит, например, симку гражданина на себя (можно по заверенной копии), то он может очистить все счета. Не говоря уже о махинациях с недвижимостью и о прочих мошеннических манипуляциях.
Так теоретически, имея доступ к карточке Т2 я и так могу взять кредит в интернете, или субсидию на себя оформить. Мы же не рассматриваем варианты мошенника - кадровика. Тут можно много придумать.
Мошенники - бухгалтера дополнительные счета себе заводят, куда зарплату чужую перекидывают..... но это ж не повод от зарплатных счетов отказываться?
А что, преступный нотариус без ксерокопии, только с данными из пункта 11 карточки т2 преступление совершить не сможет? ИМХО, Natali Kr совершенно права.
Иначе кто-нибудь примет ксерокопию за паспорт?
это потому что некоторые ксерили всё подряд и это потом валялось по всем столам, компьютерам, мусоркам и попыткам взять кредит под чужим именем или использовать в других мошенничествах. Да и зачем вам ксерокопии? фотка у вас и получше есть, данные сверили.
мы говорим о хранении личных дел. которые вообще то в сейфе должны хранится в закрываемом помещении. нормы там ого-го-го. А вариант наксерить документов и пусть валяются где попало, это совсем другой статьей называется и другими штрафами облагается
Объясняю. При мне в знакомой компании поменялось два бухгалтера. Второй, проверив РСВ первого, нашел ошибку именно по паспортным данным.
Ксерокс из документов наиболее похож на оригинал. А то что в карточке 1 и 4 в номере паспорта спутали - случайность, невнимательность?
Регулярно налоговая рассказывает, что ИНН у работника не тот - нет копии - сиди гадай: у тебя рука дрогнула или у налогового специалиста...
Давно интересовал подобный вопрос...
В частности, а почему нельзя на копии паспорта написать (или штампик поставить) следующего содержания "Копия не для получения кредитов!" или "Копия для хранения в отделе кадров (бухгалтерии) предприятия"?
Если уж взялись так рьяно за безопасность граждан, то хотелось бы понять, следует ли предъявлять паспорт, например, полицейским? Вот им ничто не мешает паспортные данные сфотографировать.
Или вся эта канитель ориентирована лишь на то, чтобы тупо оштрафовать работодателя?
Если копия хранится в отделе кадров предприятия, то без соответствующей надписи никто не догадается, что это "копия для хранения в отделе кадров".
Речь идет о том, что данной копией паспорта будет проблематично воспользоваться, например, для оформления кредита, ипотеки и т.п.
Именно... У предприятия есть копия паспорта, и за это предприятие глупо штрафовать, т.к. проблематично воспользоваться этой копией для других целей.
А хранить ксерокопию паспорта в банке после "оформления кредита, ипотеки и т.п.", значит, дозволяется?
Данный вопрос - вне хранения копии паспорта по месту работы.
Да.
Не только. В первую очередь для занятия голов миллионов людей всякой чепухой, не относящейся к важным вопросам бытия.
интересно... банки для оформления кредитов, принимают копии (сканы) паспортов со штампиками, знаками, надписями?
Для таможни отправляла фото паспорта с цветочками, скушали...
В нормальных банках копии паспорта из рук не принимают. Тамошние специалисты собственноручно берут паспорт и снимают с него копии или сканируют. Соответственно, копии паспорта, которые сделаны на предприятии будут сходу идентифицированы. Даже если кто-то там такие копии примет, то надпись на копии "Копия не для получения кредитов!" однозначно будет трактоваться, как вина банка.
Вот так надо делать... А не придумывать всякую фигню, дабы оштрафовать предприятие.
А если надпись "Копия для получения кредита" на копии (скане) паспорта, загруженного в онлайн банке , это нормально для банка?
От надписи "Копия для получения кредита" на копии (скане) паспорта больше вреда, чем пользы... Изначально ведь речь идет о безопасности, дабы кто-то из корыстных побуждений не воспользовался сканом чужого паспорта, например, для оформления кредита.
Дабы ужесточить контроль на использование копии паспорта, возможно, имело бы смысл указывать временной период (Дата1 ... Дата2), когда данная копия паспорта актуальна. Ибо нет особой гарантии, что копия, сделанная в банке, в дальнейшем куда-нибудь не утечет...
Ну, и надо понимать, что вышеперечисленное - это лишь мои фантазии, как следовало бы обезопасить человека от мошеннических схем с его паспортом, а предприятие - от желающих оштрафовать его.
Это уже экстремизЬм и посягательство на основы строя.
В общем, если кому-нибудь интересен этот вопрос, получила информацию по горячей линии Сбербанка. Они не против размещения на сканах страниц паспорта, представляемых в банк, надписей, штампов и пр. Но не считают это обязательным :))
Конечно, они по телефону не против... Только при оформлении кредита/ипотеки паспорт запросят. Посмеете отказать им или запретите им снять копию (сканировать) паспорт?
Если вы храните деньги на сберегательной книжке и надумаете снять с нее деньги, то сотрудники Сбербанка затребуют паспорт и проверят несколько листов паспорта на подлинность документа. Затем поинтересуются, есть ли у вас карточка Сбербанка. Если ее не окажется, то вызовут другого сотрудника Сбербанка, который должен дать согласие на снятие денег. Мораль: мало ли что скажут по горячей линии, ибо по скану паспорта его подлинность никто не станет даже проверять.
Меня этот вопрос интересует в рамках раздумий по кредиту на возобновление деятельности (банк требует скан или фото всех страниц паспорта), по сообщениям здесь и в ФБ эти заявки одобряются без посещения офисов.
Вы сами понимаете существующие риски...
Можно попытаться сделать так... Сканируете паспорт, распечатываете его сканы. На печатной форме каждой страницы пишете что-то вроде: "Действительно для оформления кредита до 30.06.2020 г. для ООО 'Трам-пам-пам'" Повторно сканируете (уже с этой надписью) и отправляете скан. Да, из банка позвонят и будут интересоваться, что это за фигня такая? Подготовьтесь доходчиво им объяснить мотивы подобного.
Таким образом, на данный скан накладываете временное ограничение по использованию. Сие можно было бы назвать "Принцип двойного скана" или "Скан с обременением". Попробуйте, может прокатит...
И не забудьте написать о результате! ;-)
Как вариант, можно воспользоваться бесплатной версией Foxit Reader, очень быстро в нем наносить надписи, комментарии на документы в формате пдф, удобный и понятный интерфейс))
в ней
Дело вкуса... Но... Что легко нанести, то легко и убрать.
При этом Сбер снимает копию паспорта при каждом (!!!) посещении. На вопрос зачем, ответили, что они ее должны куда-то отправить.
У меня ни разу не снимали копию паспорта в банке.
У меня сняли ксерокопию всех страниц в сбере, когда поменяла паспорт.
Жалобу напиши на них.
Один раз Тинькофф при перевыпуске карты предложил получить ее курьером, типа приедет курьер, сделает фото... ответила, времени встречаться с курьером нет, карта дебетовая, чего ради, высылайте почтой. Все. Получила карту почтой.
А мы храним сканы, не печатаем
И вообще достали с идиотскими правилами
Согласна, что хранить надо на случай ошибки в данных