Трудовое право

А нужно ли возвращаться в офисы? Внесен законопроект об удаленке

Действующее законодательство оказалось не готово к повсеместному переходу на временный удаленный режим. Как минимум по причине отсутствия такого понятия как «временная удаленная работа».
А нужно ли возвращаться в офисы? Внесен законопроект об удаленке

Начало пандемии Covid-19 и введение целого ряда ограничительных мер в РФ, привело к широкому внедрению и расширению режима работы вне своих привычных рабочих мест в офисах и учреждениях. Большая часть сотрудников всех предприятий была переведена на так называемую «удалёнку». Меж тем работодатели и современное российское законодательство не было готово к такому переходу. В следствие этого, удаленная работа стала трактоваться каждым работодателем по своему усмотрению. Это привело к сокращению заработной платы сотрудников, работе, выходящей по времени за стандартный 8-часовой рабочий день и даже работе в выходные и праздничные дни.

Распространение коронавируса выявила целый пласт не решенных проблем трудового законодательства в области дистанционной работы. Так, стало очевидно, что нормы о дистанционной работе крайне сложны для их практического применения. А некоторые из них уже утратили свою актуальность. Согласно официальной статистике Росстата за 2019 год из более чем 67 млн. занятых, только 30 тыс. человек заключили трудовой договор на дистанционную работу.

Кроме сложности понимания и применения законодательных норм в сфере удаленной работы, действующее законодательство оказалось не готово к повсеместному переходу на временный удаленный режим. Как минимум по причине отсутствия такого понятия как «временная удаленная работа».

Но даже если допустить заключение дополнительного соглашения к уже действующему трудовому договору, то остается открытым вопрос как его заключить т.е. подписать? Согласно действующим нормам главы 49.1 ТК РФ трудовой договор должен быть заключен либо на бумажном носителе, либо при помощи электронного документооборота и электронных подписей обеих сторон.

В период режима самоизоляции заключить договор на бумажном носите представляется затруднительным. А подписание договора электронными подписями часто становится невозможным по причине отсутствия таковой у физического лица — сотрудника.

Следует отметить, что и до пандемии в некоторых организациях практиковалась дистанционная работа. В большинстве случаев, это была работа по устной договоренности с руководителем организации. Т.е. сотрудник какую-то часть рабочего времени работал вне стационарного места работы. Из судебной практики известны случаи, когда работодатель при возникновении конфликта или разногласий мог воспользоваться ситуацией, зафиксировать «прогул» и уволить сотрудника. Например, такое дело No 2-1341/2017 было рассмотрено Калининским районным судом г. Челябинска 28 июля 2017 г.

Все эти проблемы, наиболее ярко проявившиеся в период самоизоляции, стали основанием для модернизации главы 49.1 ТК РФ.

Инициативная группа депутатов ГД РФ и членов Совета Федерации предложила внесение следующих изменений:

Во-первых, предлагается дать точное понятие «временной дистанционной работы». Под ней понимают режим работы, предусматривающий временное выполнение трудовой функции работника, работающего на основании трудового договора, вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя.

Кроме того, вводится такое понятие как «комбинированная удаленная работа». Под ней предполагается понимать режим работы, включающий работу на стационарном рабочем месте и дистанционную (удаленную) работу. Определение понятийного аппарата откроет многим сотрудникам возможность перейти на комбинированный удаленный и удаленный режим абсолютно легально. Кроме того, по статистике опросов HeadHunter 62% работников так или иначе рассматривает возможность перехода на удаленный режим работы.

Во-вторых, при дистанционной работе предлагается ведение электронного документооборота. В частности, предусмотрен отказ от требования обязательного подписания договора электронной подписью физического лица. Отказ от такого требования продиктован отсутствием широкого распространения электронных подписей, выданных для физических лиц.

В-третьих, исключается обязанность указывать рабочее место при заключении трудового договора с дистанционщиком. Согласно абз. 1 ст. 312.2 ТК РФ в Трудовом договоре при дистанционной работе обязательно должно быть указано место выполнения работ. За правило принято указывать в таком случае местонахождение работодателя. По мнению инициаторов законопроекта, условие о рабочем месте при удаленной работе не имеет никакого значения и смысла. Рабочее место может находится в любой точке, даже за пределами территории РФ. И даже постоянно меняться, если сотрудник перемещается в разные города или страны. Главное в таком случае, обязанность сотрудника обеспечить себе доступ в Интернет.

В-четвертых, согласно ст. 312.5 ТК РФ в трудовом договоре с дистанционным сотрудником могут предусмотрены иные основания для расторжения договора, отличные от норм главы 13. Как правило, такие основания носят весьма условный и расплывчатый характер. Например, основаниями для прекращения трудовых отношений по дистанционному договору могут стать: нарушение срока предоставления отчетности, повторяющееся неоднократное количество раз или изменение направления развития компании.

Возможность увольнения по таким основаниям ставит работника на удалёнке в неравные условия по сравнению с работниками на стационарном рабочем месте и являются откровенно дискриминационными.

В-пятых, предлагается внести изменения в ст. 312.4 ТК РФ для урегулирования норм рабочего времени удаленного сотрудника. К примеру, законопроект предлагает установить право работника не быть постоянно на связи с работодателем и коллегами, а также не отвечать на запросы, письма и звонки, выходящие за пределы рабочего времени.

Предполагается, что принятие предлагаемых поправок к ТК РФ урегулирует фактически давно сложившиеся отношения удаленной и частично удаленной работы. Как показала недавняя практика, развитие таких отношений особенно актуально для сторон во время катастроф, аварий, землетрясений иных катаклизмов природного и техногенного характера.

Согласно исследованиям консалтинговой фирмы Garyner многие компании планируют оставить 54% сотрудников работать на «удаленке» и после снятия ограничений. Как заявляют сами работодатели, перевод части сотрудников на дистанционный режим связан с целью дополнительной защиты работников и экономии бюджета компании на средствах защиты. Некоторые работодатели собираются организовать комбинированную работу для своих сотрудников. По мнению члена госсовета «Деловая Россия» Владимира Прохорова самоизоляция показала бизнесу, что многие процессы можно перевести на удаленный режим, не теряя эффективности и качества выполняемой работы.

Начать дискуссию

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

7

Интересные материалы

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.