Весной этого года многие родители школьников и студентов пережили шок, когда для продолжения обучения в условиях самоизоляции их чада перешли на онлайн обучение. Но теперь такая форма обучения станет обязательной в случае объявления чрезвычайных ситуаций.
Все совпадения случайны
Возможно, что немало родителей были удивлены тому, как система среднего и высшего образования смогла в апреле этого года перейти на онлайн обучение. На развертывание соответствующего программного обеспечения школам, вузам и другим образовательным учреждениям потребовалось не так уж много времени — в основном около двух недель.
На первых порах большинство учителей и педагогов связывалось с ученикам через социальные сети и месседжеры. Но очень скоро, особенно в крупных образовательных учреждениях, для организации учебного процесса стали использовать специальные программные продукты. Почему удалось сделать это так быстро? Ведь очевидно, что на разработку таких программных продуктов требуются длительное время (месяцы, а то и годы).
Оказывается, о необходимости развития онлайн образования федеральные органы власти задумались еще в 2017 году. И тогда в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» были утверждены Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования.
Гранты предоставляли вузам на реализацию приоритетных целей:
а) для создания системы оценки качества онлайн-курсов, разработки требований к навыкам в области онлайн-обучения, разработки предложений по нормативно-правовому обеспечению развития онлайн-обучения;
б) для создания программного обеспечения, технологической инфраструктуры, государственных сервисов, интеграционных решений для развития онлайн-обучения, создания информационного ресурса, обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу «одного окна»;
в) для создания системы повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения;
г) для продвижения технологий онлайн-обучения и информационного сопровождения приоритетного проекта.
Удивительно, но в 2017 году предполагалось, что основные мероприятия приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в рамках госпрограммы «Развитие образования» будут закончены в 2020 году. А весной 2020 года на страну обрушилась коронавирусная инфекция — случайное совпадение?! Вероятно, именно результаты исследований, проведенных в рамках таких грантов, позволили федеральным органам в короткие сроки перевести образовательные учреждения на онлайн обучение в условиях самоизоляции в период распространения коронавирусной инфекции весной этого года.
Перспективы светлые
В прошлом году Правительство РФ постановлением от 08.05.2019 г. № 570 утвердило Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям на реализацию отдельных мероприятий на создание и развитие информационного ресурса «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
А 15 апреля 2020 года Министерство науки и высшего образования РФ на своем сайте в разделе «Документы» разместило объявление о проведении конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета для разработки образовательных программам высшего образования, в том числе в формате онлайн-курсов, (шифр конкурсного отбора 2020-11-МП-0001). Желающие могут получить гранты на создание онлайн-курсов по тематике:
- математических и естественных наук;
- инженерного дела, технологий и технических наук;
- здравоохранения и медицинских наук;
- сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук;
- науки об обществе;
- образования и педагогических наук;
- гуманитарных наук;
- искусства и культуры.
В своем объявлении Минобрнауки сообщает, что предельный размер всех грантов в 2020 г. составляет не более 200 млн. рублей, при этом предельный размер выдаваемого гранта одной организации по каждому направлению — не более 3 125 000 рублей. Работы по грантам надо завершить до 1 августа 2021 г.
Заметим, что Минобрнауки — не единственный грантодатель на развитие онлайн обучения. В Фонде Президентских грантов в этом году так же можно получить финансовую поддержку на развитие онлайн образования. Одним из направлений проектов в области науки, образования, просвещения, поддерживаемых этим Фондом, является «Содействие получению профессионального образования в отдаленных от крупных городов территориях путем дистанционного обучения».
Однако у федеральных органов власти есть и более далеко идущие цели. Так согласно паспорту приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» к 2025 году число обучающихся в образовательных организациях, прошедших обучение на онлайн курсах для формального и неформального обучения, должно составить 11 млн. чел. При этом количество онлайн курсов, обеспечивающих освоение дисциплин (модулей) образовательных программ среднего, высшего и дополнительного образования, доступных для освоения в текущем году должно составить 4000 единиц. Таким образом, федеральные органы власти в ближайшей перспективе продолжат активное внедрение в образовательных учреждениях онлайн обучения.
Обучение в особых условиях
Опыт онлайн обучения, полученный во время вынужденной самоизоляции школьников и студентов в период распространения коронавирусной инфекции, оказался крайне полезным. Изучив полученные результаты, законодателем были внесены изменения в статьи 71.1 и 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». И теперь при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуация (ЧС), введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ либо на ее части реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах.
Напомним, что организация и осуществление мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений и других органов местного самоуправления. Следовательно, органы местного самоуправления обязаны создать все условия, чтобы обеспечить своевременный переход обучающихся на дистанционные формы обучения в условиях возникновения ЧС.
И что из этого следует?
Конечно, сделать какие-то определенные выводы из истории внедрения онлайн-обучения весной этого года пока трудно. Но кое-что все же можно предположить.
Во-первых, в ближайшее время возрастет спрос на серверное и другое специальное оборудование со стороны образовательных учреждений и органов местного самоуправления. Следовательно, в бюджетах всех уровней увеличится доля соответствующих расходов.
Во-вторых, учителя и педагоги вынуждены будут развить свои лекторские способности и умение держать внимание не только в аудитории (классе) перед учениками, но и научиться делать это «в кадре». Кроме того, поскольку для онлайн обучения не имеет принципиального значения численность аудитории (это могут быть десятки или тысячи человек), то умение четко и эффектно передать знания «в кадре» (онлайн) может стать решающим для сохранения своего рабочего места.
В-третьих, родителям надо что-то придумывать, когда они, уходя на работу, будут оставлять своих детей одних для онлайн обучения. Скорей всего, спрос на разного рода нянечек и «бабушек», которые будут курировать детей дома, кормить их и учить полезным навыкам, возрастет.
Переход на онлайн обучение в перспективе может обеспечить экономию бюджетных средств на выплату заработной платы учителям и педагогам, снизить затраты на содержание имущественных комплексов учреждений и т.п. В свою очередь массовое внедрение информационных технологий в деятельности учреждений может стать причиной очередного этапа реформирования бюджетной сферы. Кроме того, можно предположить, что у готовых к постоянному самообразованию взрослых людей появится шанс пройти обучение в уютной атмосфере, не отходя от своего холодильника и дивана.
Комментарии
4Особенно удобно онлайн обучение, когда дома два-три разновозрастных ребенка. Зашибись будет результат.
Что ещё последует: лечить людей и животных будут онлайн-выпускники, увидевшие шприц только на мониторе. Перевозить людей и грузы всеми видами транспорта будут такие же выпускники. Рискнёте полететь на самолёте, которым будет управлять такой выпускник? Продолжать по группам профессий? Не стоит? А науки кто будет развивать? В конце статьи названа главная цель - сокращение бюджетных средств на образование. Куда дальше?
На медицине уже пытались экономить