Что делать, если мошенники оформили кредит или заем? Как после этого исправить свою кредитную историю и как уберечь свои персональные данные?
Zaim.com поговорил с гостем портала о незаконных использованиях персональных данных. Гость — Риго Овчиян, генеральный директор ООО «Столичное кредитное бюро» и директор по развитию бизнеса ООО «Центр микрофинансовых технологий» (группа CRIF).
Появились ли новые виды мошенничества в финансовой сфере в период пандемии? Какие виды мошенничества сейчас наиболее популярны?
Несмотря на наличие специализированных программ поддержки пострадавших, мы в кредитном бюро специально не отслеживаем появление новых видов мошенничества.
Но совершенно точно можем сказать, что с начала пандемии на фоне перехода роста кредитования в сегменте дистанционных продаж быстро растет количество обращений граждан, пострадавших от якобы выданных им микрозаймов.
Здесь следует специально оговориться: рост таких мошеннических схем выявляется исключительно среди микрофинансовых организаций, занимающихся онлайн-кредитованием.
Кто больше подвержен влиянию мошенников — мужчины или женщины, молодые или пожилые люди?
Гендерные признаки роли совершенно не играют, страдают в одинаковой степени и мужчины и женщины. Если смотреть на возраст таких заемщиков, то это, как правило, молодые люди (до 35 лет), проявляющие экономическую и социальную активность.
Чтобы схема с фиктивным получением микрозаймов сработала, необходимо иметь хорошую кредитную историю, поэтому и пол, и возраст заемщиков для мошенников не имеют принципиального значения.
С каждым годом фактов мошенничества становится все больше, несмотря на то что ведется большая просветительская работа с населением. Почему так происходит?
Потому что на рынке циркулирует огромное количество персональных данных, которые, попадая не в те руки, создают предпосылки для мошенничества.
Зная Ф.И.О. человека, его дату рождения, паспортные данные и адрес регистрации/проживания, вполне можно оформить один или несколько микрозаймов и обеспечить перевод этих средств на банковские карты других лиц.
К сожалению, просветительская работа с населением не решает проблем с мошенничеством на этом поле.
До тех пор, пока надзорные органы, в данном случае это Роскомнадзор, не начнут принимать по-настоящему карательных мер, а Банк России не установит более жесткие правила идентификации заемщиков, ситуация будет только ухудшаться.
Почему не всегда заявление в полицию помогает избавиться от долгов, которые оформили мошенники?
Заявление в полицию еще нужно грамотно обосновать и доказать факт мошенничества. Кроме того, здесь многое зависит от географии.
Допустим, что потерпевший проживает в Москве, а кредитор находится в Кемерово. Обращение потерпевшего по месту жительства, безусловно, приведет к регистрации заявления и спровоцирует проведение проверок. Но, как правило, этот ком перекрестных запросов внутри одного ведомства сводит все усилия потерпевшего на нет и приводит к отказу в возбуждении уголовного дела.
Как исправить кредитную историю после того, как мошенники оформили заем/кредит? Как исключить эти записи из кредитной истории?
Первое, что необходимо сделать, это обратиться в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) — структуру внутри Банка России, для определения бюро кредитных историй (БКИ), хранящих кредитную историю заявителя.
После этого необходимо направить запросы на получение кредитных отчетов в каждое БКИ из этого перечня.
Гражданин РФ может два раза в год без взимания платы получить свой кредитный отчет, в том числе и дистанционно, с использованием средств идентификации на сайте «Госуслуги».
Если в этих кредитных отчетах содержатся сведения о фиктивных займах или о запросах пользователей кредитных историй (кредиторов), согласие на совершение которых заявитель (субъект кредитной истории) не давал, — это повод обращения в бюро кредитных историй для оспаривания сведений из кредитного отчета.
БКИ обязаны провести проверку и, как показывает наш опыт, большую часть оспариваемых сведений удается опротестовать и аннулировать, не обращаясь в вышестоящие инстанции.
Если это не помогает, то следует уже писать жалобу в Службу по защите прав потребителей в сфере финансовых услуг Банка России. Служба располагает внушительным набором инструментов воздействия на таких кредиторов и в большинстве случаев удовлетворяет заявления пострадавших.
Но если и здесь результат остался неудовлетворительным, остается отстаивать свою позицию в суде.
Как часто потребителю финансовых услуг надо проверять свою кредитную историю? Нужнго это делать в одном БКИ или лучше в нескольких?
Чем чаще субъект проверяет свою кредитную историю — тем лучше.
Как я уже сказал, до проверки кредитной истории в одном или нескольких БКИ, стоит сначала сделать запрос в ЦККИ, чтобы быть уверенным, что ни одно БКИ, хранящее кредитную историю, не осталось вне поля зрения субъекта.
При этом обращать внимание нужно не только на выданные займы и кредиты, но и на запросы, совершенные пользователями кредитных историй. Несанкционированные запросы не менее опасны, чем уже «выданные» микрозаймы.
Как обезопасить себя от мошенников?
Беречь свои персональные данные и не указывать их на сомнительных ресурсах.
А каким образом персональные данные могут утечь с несомнительных ресурсов, по вашему мнению?
Если человек зашел на какой-то сайт в интернете и сообщил исчерпывающие данные о себе, то существует огромная вероятность того, что ими могут завладеть мошенники. Это могут быть и кредитные брокеры, и сайты знакомств, и какие-то небольшие интернет-магазины.
Любые сайты-аккумуляторы персональных данных, если это не ресурсы национального масштаба, потенциально могут допустить неумышленную утечку персональных данных или их целенаправленную перепродажу.
Комментарии
1Ситуация конечно не из приятных.