Интернет и IT

Принципы работы регуляторной песочницы в мире и в России

В 2015 году в Великобритании заработала «регуляторная песочница» — структура для проведения подконтрольного маломасштабного тестирования инноваций частными фирмами, действующая в рамках специального исключения или разрешения.
Принципы работы регуляторной песочницы в мире и в России

В современном обществе законодательство не всегда успевает соответствовать темпам технического прогресса и порой сдерживает его. Несмотря на стремление использовать новые технологии, любое правовое государство на первое место ставит следование правовым нормам.

Вместе с тем стала ясной необходимость в таком инструменте, который, с одной стороны, позволит оградить разработчиков технологий от излишнего регулирования, а с другой стороны, предоставит гарантии от возможных рисков тем лицам, которые планируют приобретение и использование этих технологий.

Такой инструмент получил своё оформление в 2015 году в Великобритании в виде «регуляторной песочницы»: благодаря успешному применению эта практика стала быстро распространяться в других странах. Что делает «регуляторную песочницу» перспективным решением в сфере инноваций?

Регуляторные песочницы стали воплощением инициативы финансового регулятора Соединенного Королевства о выборочном тестировании инноваций в сфере банковских услуг. Среди них были сервис равноправного кредитования, блокчейн, сервис по проведению платежей с помощью мобильных телефонов.

Эти услуги изначально планировали протестировать среди небольшого количества участников. При этом между ними было условлено регулярно обмениваться информацией и направлять предложения по совершенствованию правовых норм и контроля за ходом эксперимента.

Проведённый в декабре 2015 года эксперимент показал отличные результаты и перспективы для дальнейшего испытания технологий и услуг в рамках нового механизма. Первые 18 компаний, у которых заявки на участие в эксперименте были одобрены, смогли получить финансирование своих проектов общей суммой на 135 миллионов фунтов стерлингов.

При этом к концу 2018 года из всех участников эксперимента только 9 из 87 (около 10%) являлись крупными финансовыми учреждениями, в то время как другие компании специализировались на технологических разработках. Можно сказать, что, отчасти благодаря проведённому эксперименту, к 2020 году общий объём инвестиций в IT-компании, располагающиеся в Лондоне, достиг отметки в 3,3 млрд долларов.

В результате получилась так называемая «регуляторная песочница» — структура, созданная регулятором финансового сектора для подконтрольного маломасштабного тестирования инноваций частными фирмами, действующая в рамках специального исключения или разрешения. Вскоре она стала применяться не только в Великобритании и не только в секторе банковских услуг.

Уже в 2016 году подобные механизмы начали работать в странах Азии (Тайвань, Южная Корея, Сингапур), а с 2017 года — в некоторых странах Евросоюза. Несмотря на некоторые региональные различия между регуляторными песочницами в этих странах, порядок прохождения процедуры в них примерно одинаковый:

1. Тот, кто планирует заниматься разработками технологий, направляет в финансовый регулятор заявку и предоставляет информацию по таким аспектам, как

  • экономическая целесообразность новой технологии;
  • возможные правовые риски (отсутствие правовых норм или необоснованные правовые запреты);
  • объём средств и трудовых ресурсов для обеспечения разработок.

Финансовый регулятор также проверяет, насколько заявитель готов проводить техническое тестирование новых продуктов и предоставить гарантии по вероятным рискам для их покупателей.

2. Как только человек получает разрешение на применение специального правового режима, оно готовит для финансового регулятора документы с параметрами тестирования новых продуктов, мер по обеспечению безопасности клиентов в связи с применением технологий, критериев оценки конечного результата применения инноваций. А также он разрабатывает план действий после прекращения специального правового режима.

3. Как только все параметры тестирования согласованы с регулятором, разработчик начинает создание новой технологии, обеспечивает ее передачу другим участникам регуляторной песочницы, направляет отчёты в контрольный орган и предложения по совершенствованию правовых норм.

4. После окончания периода действия специального правового режима организует получение требуемых лицензий для дальнейшего применения и совершенствования разработок.

Важным результатом применения этого механизма является более предсказуемое функционирование рынка технологий, повышение безопасности при их использовании. Для разработчиков применение специального правового режима — это прежде всего создание государством менее рискованной среды для принятия решений и тестирования продукции. Уполномоченный государственный орган становится по сути площадкой взаимодействия между IT-бизнесом и предприятиями других отраслей.

Успехи в применении регуляторной песочницы за рубежом убедили российское правительство в необходимости организации такой структуры и в нашей стране. Власти и раньше пытались поддерживать технологическую отрасль. Например, по закону «Об инновационном центре „Сколково“» участник проекта освобождается от уплаты НДС, налогов на прибыль и имущество в течение 10 лет. Такая льгота утрачивается, если совокупный размер прибыли лица превысит 300 миллионов рублей с начала года, в котором размер выручки превысил 1 миллиард рублей. Кроме того, для участников проекта предусмотрена выплата грантов.Но несмотря на такие примеры, правительство понимает, что помимо налоговых льгот, IT-компаниям нужны условия для тестирования собственной продукции. Для этого требуются новые правовые меры.

31 июля 2020 года президент подписал закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее — Закон). В отличие от аналогичных регуляторных песочниц в других странах, у нас экспериментальные правовые режимы будут применяться в отношении тех, кто ведет разработки в следующих сферах:

  • строительство;
  • государственные и муниципальные услуги;
  • электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;
  • медицинская и фармацевтическая деятельность;
  • транспорт;
  • промышленность;
  • финансовый рынок;
  • дистанционная торговля.

Мониторить тестирование этих технологий будет Центробанк РФ (в сфере финансового рынка), в остальных сферах — уполномоченная Правительством структура. Также она будет рассматривать заявки от разработчиков и формировать инициативные предложения для их дальнейшего принятия Правительством РФ.

Кроме того, помимо регулятора, разработчиков технологий и их пользователей, в процессе будет участвовать и организация предпринимательского сообщества. Она будет не только вести мониторинг взаимодействия участников регуляторной песочницы, но также принимать участие в оценке заявки (п. 5 ст. 9 Закона) и работе координационного органа по рассмотрению инициативного предложения, созданного на основе заявки (п.1 ст. 10 Закона)

А незадолго до окончания действия «регуляторной песочницы» эта организация будет собирать информацию о результатах ее применения (п. 2 ст. 18 Закона). Это предоставит возможность предпринимательскому сообществу готовить предложения по изъятиям из отдельных требований законодательства для будущих участников правового режима, а также формировать повестку дня для законодателя в сфере технологий.

Таким образом, со стороны государства предусмотрено наличие общественного контроля, который позволит гарантировать соблюдение прав как разработчиков технологий, так и их пользователей. А участие организации предпринимательского сообщества обеспечит прозрачность принимаемых государством решений.

В целом, у Закона положительные перспективы. Его анализ позволяет сделать вывод, что у государства есть прямой интерес в разработке, приобретении и собственном использовании технологий. При разработке «песочницы» в России учитывался мировой опыт, и расширение сферы применения этой концепции обогатит этот опыт и послужит ориентиром для совершенствования модели в других странах.

Начать дискуссию