При подозрении в незаконной деятельности, уходе от налогов или отмывании средств банкиры могут отказать в проведении операции, списать большую комиссию или вовсе заблокировать счет компании. Такие указания им дали закон и Банк России. Ниже представлена подборка материалов, в которых описаны операции по счетам, вызывающие подозрения у банков.
Подозрение в отмывании доходов = отказ в банковской операции
В статье 7 Закона о противодействии отмыванию доходов описаны права и обязанности банка в рамках исполнения данного закона.
В пункте 11 этой статьи сказано, что банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением зачисления средств на счет), по которой (либо-либо):
- не представлены документы, необходимые для фиксирования сведений в соответствии с данным законом;
- в результате реализации правил внутреннего контроля у сотрудников банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Основной список признаков сомнительных операций
В Положении № 375-П описаны требования к правилам внутреннего контроля банка (ПВК).
Один из ключевых пунктов, который часто применяется на практике, — пункт 6.3.
В нем сказано, что факторами, по отдельности или по совокупности влияющими на принятие банком решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, могут являться:
- систематическое и/или в значительных объемах совершение клиентом операций, имеющих признаки необычных сделок, указанные в приложении к данному Положению (см. выдержку в таблице ниже), или признаки, включенные банком в ПВК дополнительно к указанным в приложении:
- неоднократное применение банком к клиенту мер по предотвращению операций, в отношении которых у банка возникали подозрения, что они производятся в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, при этом клиентом (его представителем) не представлялись документы и информация, подтверждающие очевидный экономический смысл и очевидную законную цель проводимых операций, либо на основании представленных документов и информации банк затруднился сделать однозначный вывод об экономическом смысле и законной цели операций;
- действия или бездействие клиента, препятствующие банку завершить обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца;
- иные факторы, самостоятельно определяемые банком.
Таблица «Признаки, указывающие на необычный характер сделки (выдержка)»
Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели |
Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее уставом |
Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что их целью является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом № 115-ФЗ |
Отказ клиента (его представителя) от предоставления запрошенных банком документов и информации, которые необходимы банку для выполнения требований законодательства в сфере действия Закона № 115-ФЗ |
Излишняя озабоченность клиента (его представителя) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации госорганам |
Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики |
Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (его представитель) |
Сложности, возникающие у банка при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление им сведений, которые невозможно проверить |
«Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Утверждено Банком России 02.03.2012 № 375-П
Каких клиентов относят к категории повышенного риска
Центробанк РФ разработал для банков методические рекомендации о том, как выявлять и пресекать сомнительные операции, нацеленные на уклонение от уплаты налогов, вывод денежных средств из РФ, отмывание доходов, полученных преступным путем, и другие противоправные действия.
В целях отнесения клиентов к категории повышенного риска ЦБ РФ рекомендует обращать внимание на следующие признаки, характеризующие их деятельность:
- значение доли уплачиваемых налогов — 0,9 процента от дебетового оборота по счету клиента (данный фактор не может являться единственным для автоматического признания операций клиента сомнительными);
- со счета не производятся выплата зарплаты, перечисление НДФЛ и страховых взносов либо производимые платежи не соответствуют численности сотрудников клиента или свидетельствуют о занижении реальных сумм зарплаты (то есть налогооблагаемой базы);
- фонд зарплаты установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
- по счету производится уплата НДФЛ, но не платятся страховые взносы;
- остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
- основания производимых по счету платежей не имеют отношения к затратам, относящимся к видам деятельности, заявленным клиентом при открытии счета;
- отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
- происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии счета максимального оборота денежных средств;
- со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (аренда, коммунальные платежи, закупки канцелярских товаров и другие);
- денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов).
«Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»
Утверждены Банком России 21.07.2017 № 18-МР
Банки усиливают контроль за снятием наличности с корпоративных карт
Центробанк рекомендует банкам контролировать операции клиентов по снятию наличных денег с корпоративных дебетовых карт. По мнению регулятора, систематическое проведение таких операций компаниями (ИП) может свидетельствовать о легализации доходов, полученных преступным путем.
В этой связи банкам предписано считать лимит 100 тыс. рублей максимальным размером наличности в рублях для снятия клиентами с корпоративных карт в течение одного дня.
Кроме того, признаками неблагонадежных клиентов являются следующие:
- отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 процентов и более;
- с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
- деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денежных средств и их списанию, не создает у клиента обязательств по уплате налогов, либо налоговая нагрузка минимальна;
- денежные средства поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по счетам которых проводятся операции с признаками транзитных;
- денежные средства поступают и снимаются, как правило, суммами менее 600 тыс. рублей;
- наличные снимаются регулярно, как правило, ежедневно или в течение 3‒5 дней со дня их поступления;
- наличные снимаются в конце операционного дня с последующим снятием их в начале следующего дня;
- у клиента имеется нескольких корпоративных карт, и операции по получению наличных денежных средств преимущественно осуществляются посредством использования данных карт.
«Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт»
Утверждены Банком России 21.07.2017 № 19-МР
Подозрительные операции с НДС, из-за которых могут заблокировать счет
Центробанк направил банкам согласованные с ФНС РФ признаки подозрительных операций с НДС.
По мнению чиновников, это схема транзакций, при которой преобладающая часть средств зачисляется на банковский счет клиента с выделением НДС, а списывается им в пользу контрагентов без данного налога.
По мнению налоговиков, такие операции зачастую совершаются клиентами в целях либо полного ухода от уплаты НДС, либо его намеренного занижения путем получения вычета и возмещения по налогу.
Критичное соотношение зачисления и списания НДС
В связи с этим банкам рекомендовано еженедельно анализировать транзакции клиентов на предмет выявления подобных операций.
Введен числовой ориентир: доля НДС, подлежащая уплате в бюджет, в случае 100-процентного списания денег со счета без учета НДС (поступивших в аналогичном объеме на счет с учетом налога), должна составлять не менее 20 или 10 процентов дебетового оборота (в зависимости от ставки НДС, которая применяется к соответствующим операциям по реализации).
На начальном этапе применения данных рекомендаций предлагается уделять повышенное внимание операциям по счетам, когда зачисления с НДС составляют более 70 процентов, а доля списаний с НДС — менее 30 процентов в общем объеме.
В дальнейшем при анализе платежей банк может изменить это соотношение с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности.
Самые рискованные виды денежных переводов
Отмечено также, что видами переводов с превалирующим списанием со счета без НДС, предположительной целью которых может быть создание условий для неуплаты в дальнейшем налогов в бюджет, являются:
- переводы на счета филиалов ФГУП «Почта России»;
- переводы на счета платежных агентов и банковских платежных агентов;
- переводы на счета физлиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;
- переводы на счета лиц, занимающихся туристической деятельностью.
Самые рискованные отрасли экономики
Выбраны следующие отрасли экономики, где описанная схема может применяться наиболее часто:
- сельскохозяйственная сфера и сферы торговли лесоматериалами и стройматериалами;
- переводы денежных средств в сфере оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом;
- переводы в сфере строительства;
- переводы в сфере оптовой торговли металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов;
- переводы денежных средств в сфере предоставления персонала;
- переводы в сфере торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.
Последствия выявления подозрительных операций
При выявлении в операциях клиентов признаков отсутствия платежей по НДС в бюджет либо занижения сумм этих платежей банкам рекомендуется:
- проводить анализ взаимосвязей таких клиентов с другими своими клиентами, в адрес которых производятся перечисления, используя подходы, предусмотренные п. 2 и 3 Методических рекомендаций, утвержденных Банком России от 21.07.2017 № 18-МР;
- запрашивать у перечисленных клиентов документы (заверенные копии), подтверждающие уплату клиентом НДС либо отсутствие оснований для уплаты за период, в отношении которого запрошена информация.
В случае непредставления запрошенных документов либо сомнений в их достоверности, а также если у клиента в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений о нем, рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по счету (когда такое право предусмотрено в договоре банка с клиентом).
«Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»
Утверждены Банком России 16.02.2018 № 5-МР
Международные признаки подозрительных клиентов, операций и счетов
Россия с 2003 года является членом международной группы, разрабатывающей меры борьбы с отмыванием денег (FATF). С 2017 года началась глобальная оценка нашей системы борьбы с финансовыми преступлениями со стороны наших иностранных партнеров.
В связи с этим банкам приходится внимательно всматриваться в своих клиентов.
Центробанк опубликовал рекомендации 13 глобальных кредитных организаций по оценке рисков отмывания денег, применения санкций, взяточничества и коррупции.
Пристального внимания достойны:
- новые (неизвестные) клиенты;
- случаи дискредитации анкетных данных или репутации;
- использование подставной компании или юрлица с непрозрачной структурой;
- запрос нестандартных условий договора;
- просьба произвести платеж наличными, авансом или в пользу лица, которое не является стороной по сделке, или в другую страну;
- требование досрочной выплаты комиссионного вознаграждения по договору;
- действующее государственное должностное лицо или члены его семьи среди участников сделки;
- отказ стороны по сделке или договору от проведения антикоррупционной проверки или включения в договор заверений или гарантий;
- международные денежные переводы;
- использование значительных объемов наличных денежных средств;
- счета нерезидентов или временных резидентов без постоянного места жительства;
- счета иностранных клиентов и транзитные счета;
- аккредитивы и другие инструменты торгового финансирования;
- доступ клиента к информации, составляющей коммерческую или гостайну, и возможность использования этих сведений в незаконных целях, например, для манипулирования рынком;
- платежи, экономическая целесообразность которых не обоснованна;
- непрозрачный или не подтвержденный соответствующими документами бухучет;
- незначительное бизнес-присутствие стороны по сделке в стране, где будет совершаться операция;
- корректировка требований в ходе исполнения договора.
Отдельно проанализируют контрагентов из государств с повышенным уровнем взяточничества и коррупции (черный список FATF), а также регионы, граничащие с санкционными странами, расположенные от них в непосредственной близости, а также те, у кого могут быть возможности для обхода штрафных режимов.
Чиновников (национальных и иностранных) и их представителей вообще относят к партнерам, представляющим повышенные коррупционные риски. Им обеспечен углубленный мониторинг.
С особой осторожностью банки должны предоставлять займы под проекты капстроительства, разработку природных месторождений, развитие объектов госинфраструктуры и другие подобные цели. Эти направления учитывают как потенциально коррупционные.
Безопасность услуг по открытию счета без личного присутствия клиента или привлечение третьей стороны также нуждается в дополнительной проверке.
Для контроля за соблюдением рекомендаций, ведением баз клиентов, проведением усиленных проверок, поиском подозрительных операций, обслуживанием соответствующих данных и для обучения персонала осторожности банки обязаны выделить независимого сотрудника или отдел.
Всем сотрудникам должна быть предоставлена возможность сообщать о подозрительных фактах на условиях анонимности. Более того, в политике банка должна быть прописана личная ответственность каждого сотрудника за защиту своей финансовой организации от угроз, возникающих в связи с отмыванием денег. Для этого банки должны постоянно актуализировать методы контроля своих партнеров.
Информационное письмо Банка России от 27.12.2017 № ИН-014-12/64
Банкам разрешили отказывать в обслуживании из-за подозрительного IP-адреса
Центробанк ввел новый фактор для оценки риска клиента. Теперь подозрения банков будет вызывать совпадение IP-адреса устройства контрагента с устройством лица, которому уже присвоен статус подозрительного. Такая поправка внесена в Положение № 375-П.
Среди других поправок:
- банки должны включить в свой внутренний регламент положения, в соответствии с которыми будут обрабатываться документы от несостоявшихся потребителей банковских услуг, оспаривающих действия банка или соответствующей межведомственной комиссии;
- клиенты имеют право представить доказательства отсутствия оснований для отказа в открытии счета или проведении операции в любое подразделение банка. Ранее о возможности выбирать иное отделение банка, кроме воспротивившегося воле потребителя, известно не было.
Указание Банка России от 30.03.2018 № 4758-У
«О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П»
Как рассматривается жалоба на банк, отказавшийся проводить операцию
Центробанк утвердил правила о том, как он будет рассматривать жалобу клиента на банк, который отказал ему в проведении операции или в открытии счета. К данной процедуре можно будет прибегнуть после обращения в сам банк и получения от него отказа в отмене своего решения (то есть после соблюдения своего рода претензионного порядка ЦБ выступит в роли арбитра).
Полезная информация для организации состоит в следующем.
Что указать в заявлении:
- дату решения банка об отказе в проведении операции или в заключении договора;
- реквизиты банка: наименование, ОГРН, ИНН, БИК;
- дату установления или прекращения договорных отношений с банком;
- наименование операции, в проведении которой было отказано, или ее описание;
- информацию о причинах отказа, полученную компанией от банка;
- обстоятельства отказа в свободной форме (по усмотрению заявителя).
Что прикладывать к заявлению:
- копию сообщения (решения) банка об отказе (при наличии);
- копии документов, представленных в банк в целях устранения оснований отказа;
- копию сообщения банка о невозможности устранения данных оснований.
Способы отправки заявления:
- по почте;
- через интернет-приемную Банка России на его официальном сайте.
Общий срок для вынесения решения по заявлению — 20 рабочих дней со дня обращения.
Плюс еще 3 рабочих дня отведено на отправку решения заявителю.
Указание Банка России от 30.03.2018 № 4760-У
«О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации»
Начать дискуссию