Маркетинг

Как экосистемы «Сбера» и «Яндекс+Тинькофф» повлияют на малый бизнес? К чему приведёт битва двух бегемотов

Если несколько лет назад у нас было с пару десятков потенциальных покупателей или стратегических инвесторов для всякого рода стартапов в области ритейла, логистики, IT, финтеха и так далее, то сейчас, на всю нашу необъятную родину, остаются всего лишь два бегемота уже начинающих покусывать друг друга за мягкие места.
Как экосистемы «Сбера» и «Яндекс+Тинькофф» повлияют на малый бизнес? К чему приведёт битва двух бегемотов

Вторник этой недели был очень странным. Сначала появился слов про новый логотип Сбербанка, который ожидаемо потерял «банк» в фонеме и графеме, а вот приобретения, в виде модненького кислотного градиента и аллюзии на часы вызвали у меня эмоции, которые идеально передаёт вот такой вот смайл:

Конечно же, большая половина воплей пришлась на стоимость ребрендинга —$300M. Для большинства людей, которые воспринимают под словом «ребрендинг» исключительно творческо-изобразительную часть этого сложного и комплексного процесса, иначе, как красной тряпкой, эту новость назвать нельзя. Отсюда последовали вполне логичные предложения населения навсегда избавиться от приставки «ру» в названии национальной валюты. Ну или, по крайней мере, только для родительного падежа.

Этот знаменательный слив круглой картинки с поразительно круглой цифрой, был приурочен, наверное, к долгожданной официальной презентации нового Сбера (https://www.sber.ru/conf), которая прошла утром 24-го сентября, подогрев к ней интерес. Но, какие бы цели этот PR-акт ни преследовал, сегодня можно с уверенностью признать, что данные цели превратились в тыкву задолго до полуночи.

Что это было — полное фиаско PR службы или службы безопасности переоблицуемой экосистемы — мы скорее всего не узнаем, но люди с хорошим воображением должны суметь представить праздничный выход Германа Оскаровича из себя.

И, конечно же, добавляет в это блюдо остроты, следующая новость знаменательного вторника, который, может войти в историю как желто-зеленый (с небольшими красно-черными вркаплениями). А именно — кто-то где-то не сдержался и Яндекс подтвердил «принципиальное согласие по сделке» о покупке Яндексом банка Тинькофф. В этом случае соль нашла раны адресата очень вовремя, если мы помним как долго и тщательно нагнетался саспенс перед презентацией зеленоватого гиганта.

На этом нехитром примере двух PR-актов становится более понятным недавний развод Яндекса со Сбербанком. При всех неоспоримых достоинствах и достижениях Германа Оскаровича, Сбербанк остается крайне громоздкой, инертной и забюрократизированной, (а судя по новому стилю, еще и колхозной) субстанцией, способной лишь «оперативно» купить (в ответ на «Тинькова», наверное) аудиостриминговый сервис «Звук». С каким звуком у меня УЖЕ ассоциируется неумолимо приближающийся «СберЗвук», вам лучше не спрашивать. (И это при живых то Spotify, AppleMusic и ЯндексМузыки.)

Но, шутки в сторону. Ребрендиг Сбербанка уже все обсудили, поэтому я бы заострил ваше внимание на второй новости.

Лично для меня, как миноритария Яндекса, это слияние (по версии Олега Тинькова) в краткосрочной перспективе очень даже неплохое дело — акции Яндекса подпрыгнули и, я надеюсь, будут расти еще какое-то время. Для конечного потребителя тоже вряд ли что сильно изменится, но вот в макрэкономическом масштабе — это реальная беда. Да, безусловно — глобальные экосистемы это всемирный тренд. И да — любой бизнес в своей конкурентной борьбе стремится к монополии. Но для нашей многострадальной родины с её неокрепшей сырьевой экономикой этот тренд, в итоге, бьет по карману, входит в сердце, а выходит боком.

Если несколько лет назад у нас было с пару десятков потенциальных покупателей или стратегических инвесторов для всякого рода стартапов в области ритейла, логистики, IT, финтеха и так далее, то сейчас, на всю нашу необъятную родину, остаются всего лишь два бегемота, уже начинающих покусывать друг друга за мягкие места. С одной стороны, это удобно раскинувшиеся под Cбером ноги Mail.ru (http://mail.ru/), а с другой стороны Аркадий с Олегом. Причём во втором случае, кто сверху значения не имеет.

Важно лишь то, как эти экосистемы влияют на экосистему российского предпринимательства. Например Сбер скупает всё в старом добром патриархальном стиле — полный контроль, а основатели идут в рабство как приданое. Яндекс же неоднократно был замечен в умении очень быстро самоудовлетворяться прямо во время дьюдилижанса. Легко может поматросить и бросить, предложив купить команду за зарплату чуть выше рынка и классный офис со смузи. Отсюда вопрос — на какой экзит может расчитывать стартап делающий продукт для российского рынка, с двумя потенциальными покупателями с описанными подходами? Оставим его риторическим, отметив только, что количество социальных лифтов для предпринимателей катострофически уменьшается и я боюсь что два — это не предел.

Комментарии

4
  • Борис Мальцев

    С проблематикой статьи согласен. Они опять делают госкорпорации.

    А госкорпорации в отличии своих идей скупают или копируют все, что более приносит деньги или славу своим руководителям. Мелкому бизнесу без института инвестиций противостоять вариантов нет.

    А это плохо. Результат мы уже знаем: Илон Маск в одиночку отправляет все достижения СССР в космосе на свалку Истории.

    • Чалдон

      Проблема не в том, что госкорпорация или не госкорпорация. Проблема в лидерах. При Королеве госкорпорация запустила человека в космос, а частная корпорация Apple без Джобса катится в унылое нечто.

  • Iljomak

    Что за слово "саспенс"?

    • Марина Снеговская

      ну типа длительное мучительное, повисшее в воздухе ожидание... чего-то плохого)