Что приводит к образованию постоянного представительства?

Российское предприятие заключило договоры с фирмами – резидентами Австрии и Германии на оказание на территории Российской Федерации услуг по сервисному обслуживанию оборудования. Сотрудники иностранных фирм 1–2 раза в год приезжают на предприятие и в течение 2–3 дней оказывают услуги, предусмотренные условиями договоров. Организация просит разъяснить, настолько ли регулярной является деятельность по оказанию услуг один раз в год в течение 2–3 дней, что приводит к образованию постоянного представительства? Подлежат ли доходы от оказания таких услуг иностранными организациями обложению налогом на доходы у источника выплаты?

Российское предприятие заключило договоры с фирмами – резидентами Австрии и Германии на оказание на территории Российской Федерации услуг по сервисному обслуживанию оборудования. Сотрудники иностранных фирм 1–2 раза в год приезжают на предприятие и в течение 2–3 дней оказывают услуги, предусмотренные условиями договоров.

Пунктом 2 ст. 306 НК РФ определено, что под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную, в частности, с проведением предусмотренных контрактами работ по наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования.

Организация просит разъяснить, настолько ли регулярной является деятельность по оказанию услуг один раз в год в течение 2–3 дней, что приводит к образованию постоянного представительства?

Подлежат ли доходы от оказания таких услуг иностранными организациями обложению налогом на доходы у источника выплаты?

Газета «Московский налоговый курьер»
№ 21 (ноябрь-03)

http://www. mosnk . ru

При решении вопроса о порядке налогообложения доходов иностранных организаций от оказания услуг на территории Российской Федерации следует исходить из того, что согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

При этом прибылью для целей главы 25 НК РФ признаются:

для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ;

для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

В пункте 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень видов доходов иностранных организаций, не связанных с их предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранных организаций от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению у источника выплаты этих доходов. В данном перечне доходы от оказания иностранными организациями услуг на территории Российской Федерации не названы.

Пункт 2 ст. 309 НК РФ прямо говорит о том, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или иного имущества (кроме доходов от реализации акций российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и доходов от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации), осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Определение понятия «постоянное представительство иностранной организации» для целей главы 25 НК РФ и критерии, на основании которых деятельность иностранной организации считается приводящей к образованию постоянного представительства, приведены в ст. 306 НК РФ.

В то же время ст. 7 НК РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Исходя из этого, при решении вопроса о том, приводит ли деятельность иностранной организации к образованию постоянного представительства, в первую очередь следует руководствоваться положениями соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения, а также положениями налогового законодательства Российской Федерации, не противоречащими положениям соглашения.

В рассматриваемом случае необходимо руководствоваться определениями термина «постоянное представительство», которые приведены в ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.2000 и в ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96.

В указанных статьях соглашений определено, что выражение «постоянное представительство» означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично. При этом соглашения не определяют период времени, по истечении которого деятельность иностранной организации на территории другого государства приводит к образованию постоянного представительства (исключение составляют строительные площадки), а также сроки начала и завершения деятельности постоянного представительства. Поэтому при определении сроков начала и завершения деятельности постоянного представительства следует руководствоваться п. 3 ст. 306 НК РФ.

Следует также принимать во внимание, что согласно п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

Регулярной, в частности, является деятельность обособленных подразделений иностранных организаций, вставших или обязанных встать на налоговый учет в налоговых органах в соответствии с подразделом 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

Согласно пункту 2.1.1 указанного положения в случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

В остальных случаях, за исключением видов деятельности, по которым НК РФ или международные соглашения об избежании двойного налогообложения специально определяют срок деятельности, превышение которого приводит к образованию налогового статуса «постоянное представительство» (например, строительная площадка), соответствие критерию «регулярная деятельность» определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации или иных организаций или физических лиц в пользу иностранной организации в каждом конкретном случае. При этом единичные факты совершения каких-либо хозяйственных операций в Российской Федерации не могут рассматриваться как «регулярная деятельность».

Учитывая изложенное, деятельность фирм -- резидентов Австрии и Германии по оказанию на территории Российской Федерации услуг по сервисному обслуживанию оборудования, если такие услуги оказываются сотрудниками иностранных фирм один раз в год в течение 2--3 дней, не является регулярной и не приводит к образованию постоянных представительств этих фирм в Российской Федерации.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. № 26-12/32420 от 18.06.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию