Если вывоз товаров по данным ФТС РФ не будет подтвержден, то только тогда применение налоговой ставки 0% НДС будет считаться неподтвержденным. Разбираем вопрос подробнее с экспертом службы Правового консалтинга ГАРАНТ Натальей Вахромовой.
Организация в апреле 2020 года экспортировала несырьевой товар в Монголию. Копия СМР и декларации на товар были отправлены в таможенный пункт, через который товар должен был быть вывезен, чтобы получить отметку о вывозе товара, но пришло сообщение, что информация о вывозе отсутствует. Организация обычно представляет реестры таможенных деклараций в электронной форме для подтверждения нулевой ставки НДС.
Какими документами подтвердить экспорт несырьевого товара в Монголию? Что делать, если экспорт не подтвержден? Кого указывать в счете-фактуре в качестве покупателя? Как получить от покупателя возмещение уплаченного НДС (20%) и пени?
В данном случае существуют предпосылки для признания экспорта товаров неподтвержденным.
В этом случае организации необходимо исчислить НДС по ставке 20% на дату отгрузки товаров, составить в одном экземпляре счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж за тот налоговый период, в котором произведена отгрузка товаров на экспорт путем заполнения дополнительного листа к книге продаж, уплатить исчисленный НДС и соответствующие пени, представить уточненную декларацию.
В качестве покупателя в счете-фактуре необходимо указать монгольского покупателя.
Обоснование позиции:
При отгрузке товаров на экспорт с территории РФ у организации-продавца возникнет объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). При вывозе товаров с территории РФ в таможенной процедуре экспорта НДС не уплачивается (пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ), поскольку пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется налоговая ставка 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0% в налоговые органы представляются (п. 1 ст. 165 НК РФ):
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС (пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ);
2) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу РФ с государством — членом ЕАЭС (например, Казахстан, Киргизия, Беларусь), на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров (абзац 3 пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, письмо Минфина России от 19.07.2017 N 03-07-13/1/45813).
Кроме того, предусмотрена и возможность представления реестров указанных таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) в электронной форме с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий деклараций (п.п. 15, 16 ст. 165 НК РФ, письмо Минфина России от 21.12.2018 N 03-07-08/93433). В данном случае может быть использован реестр, утвержденный Приложением N 1 к приказу ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427@. В разделах I и II Приложения N 15 к указанному Приказу установлен Порядок заполнения реестра.
Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у организации документы, сведения из которых включены в реестры. В этом случае копии документов необходимо представить в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования. Причем копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган реестры, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия (абзацы 15, 17 п. 15 ст. 165 НК РФ, письма ФНС России от 26.10.2018 N ЕД-4-2/20995, Минфина России от 05.11.2019 N 03-07-08/84885).
В 2024 году много важных нюансов по НДС: как учесть их все и правильно сдать отчетность? Больше того, ошибки с этим налогом ― прямой путь к штрафам и даже уголовной ответственности.
Вывод простой: для работы с НДС нужна особая квалификация. Клерк подготовил супер-курс про НДС, на который сейчас можно записаться со скидкой за 20 700 6 900 руб.
В рассматриваемом случае организация представляет в налоговый орган реестры таможенных деклараций. Поэтому по требованию налогового органа копии таможенных деклараций могут быть представлены без отметки российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен (п. 2 письма ФНС России от 01.08.2019 N АС-4-15/15211).
Заметим, что реестр контрактов не упомянут в п. 15 ст. 165 НК РФ, а его форма не утверждена. Поэтому внешнеэкономические договоры (контракты) представляются в обычном порядке (в бумажном виде или в виде скан-образа по формату, утвержденному приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@77272728).
С 01.10.2018 для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров, не являющихся припасами (пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ), представлять копии транспортных и товарно-сопроводительных документов и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, не требуется (письмо Минфина России от 09.08.2018 N 03-07-14/56316).
Однако налоговый орган может истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз экспортируемых товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС. В этом случае указанные документы необходимо представить в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования с учетом особенностей, установленных п. 1.2 ст. 165 НК РФ.
Особенностей по оформлению копий транспортных и товаросопроводительных и (или) иных документов при вывозе экспортируемых товаров автомобильным транспортом п. 1.2 ст. 165 НК РФ не содержит, равно как и не содержит требования о наличии на документах отметки таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ. Как следует из прямого прочтения п. 1.2 ст. 165 НК РФ, единственным требованием является то, что представляемые документы должны подтвердить факт вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Разъяснений уполномоченных органов о том, в каком виде после 01.10.2018 должны быть представлены транспортные и товаросопроводительные документы при вывозе экспортируемых товаров автомобильным транспортом, нам не встретилось.
Во исполнение положений ст. 93 ТК ЕАЭС Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.02.2018 N 25 утвержден Порядок подтверждения таможенными органами государств — членов ЕАЭС фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза (далее — Порядок, применяется с 01.02.2019).
Из положений п.п. 14-20 Порядка следует, что подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС (далее — Подтверждение) формируется таможенным органом места убытия в электронном виде, и это Подтверждение хранится в информационной системе центрального таможенного органа государства-члена, таможенный орган которого осуществил выпуск товаров.
При этом декларант или его уполномоченное лицо (таможенный брокер) может запросить Подтверждение. Для чего следует обратиться в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, с мотивированным обращением, поданным в виде электронного документа или документа на бумажном носителе в произвольной форме. Из п.п. 35-42 Порядка можно сделать вывод, что Подтверждение декларанту или его уполномоченному лицу направляется в письменном или электронном виде.
Учитывая изложенное, полагаем, что организация в рассматриваемой ситуации может представить в налоговый орган копии международных товарно-транспортных накладных (CMR), в которых в качестве пункта назначения (прибытия) товаров указано место, находящееся за пределами таможенной территории ЕАЭС, без отметок таможенного органа места убытия. Подтвердить вывоз товаров, по нашему мнению, может в том числе распечатанное на бумажном носителе электронное Подтверждение, что не противоречит п. 1.2 ст. 165 НК РФ (дополнительно смотрите определение ВС РФ от 19.05.2016 N 304-КГ16-1137).
Документы (их копии), реестры, необходимые для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС, должны быть представлены в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (п.п. 9, 10 ст. 165 НК РФ).
В случае, когда налогоплательщик вместе декларацией по НДС представляет реестры таможенных деклараций, необходимо учитывать следующее.
Согласно абзацу 21 п. 15 ст. 165 НК РФ, если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы ЕАЭС по документам, представленным налогоплательщиком (копия контракта и реестр), не подтверждается сведениями, полученными от ФТС РФ в порядке, установленном п. 17 ст. 165 НК РФ, об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у него документы, подтверждающие вывоз указанного товара.
Ели вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории ЕАЭС не подтверждается сведениями (информацией), полученными от ФТС РФ, по запросу налогового органа, то обоснованность применения ставки НДС 0% в отношении операций по реализации товаров в соответствующей части считается неподтвержденной. Причем такой запрос ФНС РФ в ФТС РФ должен включать пояснения и документы, если они были представлены налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с абзацем 21 п. 15 ст. 165 НК РФ (абзац 22 п. 15 ст. 165 НК РФ).
То есть при обнаружении несоответствий налоговый орган сначала запрашивает организацию о представлении пояснений и документов и только потом направляет запрос в ФТС РФ и сопоставляет данные. И если вывоз товаров по данным ФТС РФ не будет подтвержден, то только тогда применение налоговой ставки 0% в соответствующей части будет считаться неподтвержденным.
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемой ситуации до истечения 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, вместе с декларацией по НДС организации следует представить в налоговый орган только копию контракта с монгольским покупателем и реестр таможенных деклараций в электронной форме. При этом необходимо иметь при себе в наличии либо Подтверждение, либо отметки таможенных органов на CMR о фактическом вывозе товаров (п. 15 Порядка N 1327, смотрите также письмо Минфина России от 05.11.2019 N 03-07-08/84885).
Как следует из вопроса, по запросу организации ФТС РФ не подтверждает фактический вывоз товаров за пределы ЕАЭС. Полагаем, что аналогичные данные получил (или получит) налоговый орган в соответствии с п. 17, абзацем 22 п. 15 ст. 165 НК РФ. То есть можно говорить о том, что правомерность применения налоговой ставки 0% при экспорте рассматриваемых товаров не подтверждается.
Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, необходимый пакет документов не собран, момент определения налоговой базы определяется на дату отгрузки товара (абзац 2 п. 9 ст. 167, пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). В этом случае НДС исчисляется по ставкам, предусмотренным п.п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (10% или 20%) (абзац 2 п. 9 ст. 165 НК РФ), и подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров.
Также организации следует составить в одном экземпляре счет-фактуру, содержащий сумму НДС (по ставке 20%), подлежащую уплате в бюджет, зарегистрировать его в книге продаж за тот налоговый период, в котором произведена отгрузка товара на экспорт путем заполнения дополнительного листа к книге продаж (п.п. 22.1, 3 Правил ведения книги продаж), представить уточенную декларацию (письмо Минфина России от 02.09.2016 N 03-07-13/1/51480), уплатить исчисленный НДС и соответствующие пени (письмо Минфина России от 28.07.2006 N 03-04-15/140).
Особенностей для составления таких счетов-фактур не установлено. В качестве покупателя в нем необходимо указать монгольского покупателя (пп. «и» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры). При этом по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» счета-фактуры допустимо поставить прочерк (дополнительно смотрите письма Минфина России от 01.04.2014 N 03-07-09/14382, от 25.05.2011 N 03-07-09/14).
Если организация в дальнейшем подтвердит правомерность применения ставки 0% (подтвердит вывоз за пределы ЕАЭС), то сможет принять к вычету сумму налога, исчисленную ранее по неподтвержденному экспорту по ставке 20% в течение 3-х лет после окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки товаров (абзац 2 п. 9 ст. 165, п. 10 ст. 171, абзац 2 п. 3 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 03.02.2015 N 03-07-08/4181). О порядке отражения операций в декларации по НДС смотрите письма ФНС России от 30.07.2018 N СД-4-3/14652, от 29.12.2018 N СД-4-3/26102@.
При этом если есть опасения, что вывоз товаров за пределы ЕАЭС так и не будет подтвержден, то уплаченную за свой счет сумму НДС можно учесть в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в периоде начисления налога (когда истек 180-дневный срок с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта) (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-06/1/42961, постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12).
Уплата НДС по неподтвержденному экспорту за счет покупателя нормами НК РФ не предусмотрена.
Уплаченные пени не учитывают в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Начать дискуссию